• Приглашаем посетить наш сайт
    Блок (blok.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1941"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Есипова О. Д.: Два спектакля (Дон Кихот М. А. Булгакова в Ленинградском театре им. Пушкина и в Вахтанговском театре - 1941 год)
    Входимость: 36. Размер: 48кб.
    2. Булгаковская энциклопедия (краткая). ДОМ ГРИБОЕДОВА
    Входимость: 4. Размер: 37кб.
    3. Соколов Б.: Тайны Булгакова. Расшифрованная "Белая гвардия". От романа к пьесе
    Входимость: 4. Размер: 60кб.
    4. Булгаковская энциклопедия (краткая). ЛЯМИН НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ
    Входимость: 4. Размер: 12кб.
    5. Соколов Б. В.: Михаил Булгаков - загадки судьбы. Глава 6. "Невозможность писать равносильна для меня погребению заживо". Режиссер, либреттист, романист. 1930–1940. Страница 7
    Входимость: 4. Размер: 50кб.
    6. Булгаковская энциклопедия (краткая). СТАЛИН
    Входимость: 4. Размер: 35кб.
    7. Ермолинский С.: О времени, о Булгакове и о себе. Протоколы допросов Ермолинского
    Входимость: 4. Размер: 20кб.
    8. Дон Кихот
    Входимость: 3. Размер: 49кб.
    9. Соколов Б. В.: Михаил Булгаков - загадки судьбы. Глава 6. "Невозможность писать равносильна для меня погребению заживо". Режиссер, либреттист, романист. 1930–1940. Страница 6
    Входимость: 3. Размер: 55кб.
    10. Булгаковская энциклопедия (краткая). «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»
    Входимость: 3. Размер: 30кб.
    11. Яновская Л. М.: Записки о Михаиле Булгакове. "Милый Маррон", Булгаков и Маяковский. Страница 5
    Входимость: 3. Размер: 48кб.
    12. Бурмистров А. С.: К биографии М. А. Булгакова (1916—1918)
    Входимость: 3. Размер: 59кб.
    13. Лакшин В.: Судьба Булгакова - легенда и быль
    Входимость: 2. Размер: 72кб.
    14. Мой дневник 1925 г.
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    15. Мешков В.А.: "Михаил Булгаков и Крым - новые страницы". Дорога длиной в 90 лет
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    16. Светлаева В. М.: Леля Булгакова
    Входимость: 2. Размер: 29кб.
    17. Замятин Е. И. — Булгакову М. А., 25 декабря 1932 г.
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    18. Булгаковская энциклопедия (краткая). «ДНИ ТУРБИНЫХ»
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    19. Булгаковская энциклопедия (краткая). БИОГРАФИЯ
    Входимость: 2. Размер: 94кб.
    20. Стронгин Варлен: Михаил Булгаков. Три женщины Мастера. Глава двадцатая. Почерк дьявола
    Входимость: 2. Размер: 48кб.
    21. Булгаковская энциклопедия (краткая). «КАБАЛА СВЯТОШ»
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    22. Сумская М. Ю., Шульженко В. И.: Ранний Булгаков в парадигматике "кавказского текста" русской литературы
    Входимость: 2. Размер: 33кб.
    23. Хроника жизни Михаила Булгакова (вариант 2)
    Входимость: 2. Размер: 108кб.
    24. Белозерская-Булгакова Л. Е.: Воспоминания. Так было
    Входимость: 2. Размер: 37кб.
    25. Дневник Елены Булгаковой. Дневник. Комментарии. 1933 год
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    26. Мешков В.А.: "Михаил Булгаков и Крым - новые страницы". К 70-летию освобождения Евпатории от немецко-фашистских захватчиков. Весна 1944-го: Трудная дорога домой, в Евпаторию
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    27. Филюхина С. В.: Один год из жизни "Мастера и Маргариты" в советских журналах
    Входимость: 2. Размер: 49кб.
    28. Выходцева И. С., Прокофьева Л. П.: Интерпретационные возможности лексической и фонетической семантики в художественном тексте (на материале обращений в повести М. А. Булгакова "Собачье сердце")
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    29. Булгаковская энциклопедия (краткая). «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
    Входимость: 2. Размер: 99кб.
    30. Ермолинский С.: О времени, о Булгакове и о себе. Записки о М. Булгакове. Часть первая. Михаил Булгаков.
    Входимость: 2. Размер: 49кб.
    31. Чудакова М.: О мемуарах и мемуаристах
    Входимость: 2. Размер: 99кб.
    32. Казак В.: Михаил Булгаков - Мастер многообразия
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    33. Диакон Андрей Кураев: Мастер и Маргарита - за Христа или против? Есть ли положительные персонажи в романе?
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    34. Князев Александр: Михаил Булгаков
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    35. Петровский Мирон: Мастер и город. Киевские контексты Михаила Булгакова. Глава седьмая. Смех под знаком апокалипсиса
    Входимость: 1. Размер: 95кб.
    36. Варламов А. Н.: Михаил Булгаков. Часть третья. Елена. Глава десятая. Прощеное воскресенье
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    37. Ишков М.: Операция "Булгаков" (ознакомительный фрагмент). Часть II. Прощание "Славянки" с "Варшавянкой". Глава 1
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    38. Осиненко В. А.: Тайны романа "Мастер и Маргарита". Литература
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    39. Варламов А. Н.: Михаил Булгаков. Часть третья. Елена. Глава третья. Как закаляли…
    Входимость: 1. Размер: 88кб.
    40. Чудакова М.: Жизнеописание Михаила Булгакова. Глава вторая. Первые московские годы. Пункт 2
    Входимость: 1. Размер: 72кб.
    41. Ермолинский С.: О времени, о Булгакове и о себе. Записки о М. Булгакове. Часть первая. Михаил Булгаков. Страница 4
    Входимость: 1. Размер: 55кб.
    42. Михальский Ф.: Годы молодые
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    43. Войтышко Мацей: Булгаков
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    44. Виленский Юрий: Доктор Булгаков. Глава III. Благодаря близости к медицине. Пункт 4
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    45. Осиненко В. А.: Тайны романа "Мастер и Маргарита". Глава 18. Неудачливые визитеры
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    46. Булгаков М. А. ― Зайцеву П. Н., 25 мая 1924 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    47. Мешков В.А.: "Михаил Булгаков и Крым - новые страницы". Булгаковская история
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    48. Смолин Геннадий: Яд для гения, или Моцарт в преддверии вечности (ознакомительный фрагмент). Эпилог
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    49. Ермолинский С.: О времени, о Булгакове и о себе. Записки о М. Булгакове. Часть третья. После смерти
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    50. Булгаковская энциклопедия (краткая). «ПЕТР ВЕЛИКИЙ»
    Входимость: 1. Размер: 24кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Есипова О. Д.: Два спектакля (Дон Кихот М. А. Булгакова в Ленинградском театре им. Пушкина и в Вахтанговском театре - 1941 год)
    Входимость: 36. Размер: 48кб.
    Часть текста: ни с каким ленинградским театром, не известив их» [1235] . Даже мхатовцы, возобновившие недавно отношения с Булгаковым и ждущие от него нужную им пьесу о Сталине, заявляют о своей готовности ставить Дон Кихота, если вахтанговцы, «испугавшись, что у них нет нужных актеров, откажутся» [1236] . Третья редакция Дон Кихота, поступившая в Репертком, была отрецензирована трижды: А. Дживелеговым, К. Гандуриным, Мвочаном. Главная претензия к пьесе Дживелегова и Гандурина - жанровая дисгармония ее частей. Только Дживелегов полагает «примирить» противоположности (комедийность первой половины пьесы и трагизм финала) вставками гуманистическо-философского характера («Можно набрать много сентенций, афоризмов, чудесных мыслей, пронизанных любовью к людям [...]. Можно инкрустировать эти мысли Дон Кихоту [.. .]» [1237] , а Гандурин требует переделать «мрачный» финал - иначе пьеса не может быть разрешена. Мвочан - на позиции защиты Дон Кихота: определяя его жанр как трагикомедию, он полемизирует с рецензентами, утверждая и гармонию замысла, и высокий гуманизм произведения. Между тем непосредственно общающийся с Булгаковым представитель ГУРК Миригоф, в руках которого были выводы заказанных им рецензий, не предъявлял драматургу не только ультимативных, но вообще каких-либо определенных требований. Это с удивлением фиксирует Е. Булгакова: Миригоф «вытащил какую-то бумажонку и объявил - вот [.] пожелания вписать в пьесу то и то, [.] впрочем, если [.] не хотите, то можете и не вписывать [.. ,]» [1238] . Ситуация сложилась иная, чем десять лет назад с Бегом. Тогда драматургу были предъявлены требования жесткие и конкретные. Теперь в комитете, похоже, просто не знали, что делать. ...
    2. Булгаковская энциклопедия (краткая). ДОМ ГРИБОЕДОВА
    Входимость: 4. Размер: 37кб.
    Часть текста: ассоциация пролетарских писателей), по образцу которых и создан вымышленный МАССОЛИТ. Расшифровки этого сокращения в тексте «Мастера и Маргариты» нет, однако наиболее вероятным представляется Мастера (или Мастерская) социалистической литературы, по аналогии с существовавшим в 20-е годы объединением драматургов МАСТКОМДРАМ (Мастерская коммунистической драмы). В ресторане Д. Г. отразились черты не только ресторана Дома Герцена, но и ресторана Клуба театральных работников, директором которых в разное время был Я. Д. Розенталь (1893-1966), послуживший прототипом директора ресторана Д. Г. Арчибальда Арчибальдовича. Ресторан Клуба театральных работников, располагавшийся в Старопименовском переулке, на весну и лето переезжал в филиал, которым служил садик у старинного особнячка (дом № 11) на Страстном бульваре, где размещалось журнально-газетное объединение («Жургаз»). В этом объединении Булгаков предполагал издавать своего «Мольера». В саду «Жургаза», куда проникнуть можно было только по специальным пропускам, играл знаменитый джаз-оркестр Александра Цфасмана, часто исполнявший популярный в 20-е и 30-е годы фокстрот «Аллилуйя» американского композитора Винцента Юманса (в булгаковском архиве сохранились ноты этого фокстрота). «Аллилуйя» играет оркестр ресторана Д. Г. перед тем, как туда приходит известие о гибели Берлиоза, а также джаз-оркестр на Великом балу у сатаны. Этот...
    3. Соколов Б.: Тайны Булгакова. Расшифрованная "Белая гвардия". От романа к пьесе
    Входимость: 4. Размер: 60кб.
    Часть текста: булгаковскую пьесу, заявив: «Возьмите «Дни Турбиных». Общий осадок впечатления у зрителя остается какой (несмотря на отрицательные стороны, в чем они состоят, тоже скажу), общий осадок впечатления остается какой, когда зритель уходит из театра? Это впечатление несокрушимой силы большевиков. Даже такие люди, крепкие, стойкие, по-своему честные, в кавычках, должны признать в конце концов, что ничего с этими большевиками не поделаешь. Я думаю, что автор, конечно, этого не хотел, в этом он неповинен, дело не в этом, конечно. «Дни Турбиных» – это величайшая демонстрация в пользу всесокрушающей силы большевизма. (Голос с места: И сменовеховства.) Извините, я не могу требовать от литератора, чтобы он обязательно был коммунистом и обязательно проводил партийную точку зрения. Для беллетристической литературы нужны другие мерки: нереволюционная и революционная, советская – несоветская, пролетарская – непролетарская. Но требовать, чтобы литература была коммунистической, нельзя». Однако один из собеседников заявил, что в «Днях Турбиных» «освещено восстание против гетмана. Это революционное восстание показано в ужасных тонах, под руководством Петлюры, в то...
    4. Булгаковская энциклопедия (краткая). ЛЯМИН НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ
    Входимость: 4. Размер: 12кб.
    Часть текста: где заведовал кабинетом теоретической поэтики (называвшимся также терминологическим кабинетом). Там под началом Л. служил П. С. Попов. Одновременно Л. был старшим библиотекарем Библиотеки Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ). После закрытия ГАХН осенью 1930 г. стал заведующим библиотекой Наркомата Рабоче-крестьянской Инспекции, уйдя из библиотеки ВСНХ. Осенью 1931 г. в рамках кампании по изъятию у населения валюты и ценностей Л. был задержан и, по воспоминаниям Н. А. Ушаковой, провел в заточении около двух недель. Валюты и ценностей у Л. не обнаружили. Впечатления Л. от этого эпизода послужили основой для истории сна Никанора Ивановича Босого в «Мастере и Маргарите». Неслучайно, как свидетельствуют записи в дневнике третьей жены писателя Е. С. Булгаковой, первым, кому была прочитана в сентябре 1933 г. ранняя редакция главы романа о валютчиках, оказался Л. Позднее Л. организовал библиотеку Академии коммунального хозяйства и заведовал ею, а в январе 1936 г. стал ученым секретарем Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, однако вскоре его уволили из-за доноса, обвинив в политической неблагонадежности, после чего Л. работал в библиотеке Академии архитектуры. 3 апреля 1936 г. Л. был арестован и осужден на три года лагерей. Срок отбывал в лагере Чибью на севере. В начале 1939 г. был освобожден и в начале февраля поселился в Калуге (Л. было запрещено жительство в Москве, Ленинграде и ряде других крупных городов). Преподавал немецкий язык в школе. Вскоре после начала 22 июня 1941 г. Великой...
    5. Соколов Б. В.: Михаил Булгаков - загадки судьбы. Глава 6. "Невозможность писать равносильна для меня погребению заживо". Режиссер, либреттист, романист. 1930–1940. Страница 7
    Входимость: 4. Размер: 50кб.
    Часть текста: что театр должен ее поставить к 21 декабря». От всех, включая главного режиссера МХАТа Немировича-Данченко, «Батум», несмотря на свои довольно скромные художественные достоинства, имел только благоприятные отзывы (других о произведении, посвященном Сталину, быть не могло). Уже намечались актеры на главные роли. В частности, Сталина должен был играть Н. П. Хмелев. С «Батумом» Булгаков и Елена Сергеевна связывали большие надежды. Они надеялись, что постановка пьесы о Сталине позволит наконец Михаилу Афанасьевичу пробиться и на сцену, и в печать, а главное — опубликовать «Мастера и Маргариту». 11 июня 1939 года Елена Сергеевна записала в дневнике: «Пришла домой. Борис Эрдман сидит с Мишей, а потом подошел и Николай Робертович. Миша прочитал им три картины и рассказал всю пьесу („Батум“. — Б. С.  ). Они считают, что — удача грандиозная. Нравится форма вещи, нравится роль героя. Николай Робертович подписал наконец договор на свой киносценарий. Борис очень доволен своей работой (найденной при этой работе новым) — над 1812 г. Мы сидели на балконе и мечтали, что сейчас приблизилась полоса везения нашей маленькой компании». Окрыленная Елена Сергеевна 11 августа писала матери: «Мамочка, дорогая, давно уже собиралась написать тебе, но занята была безумно. Миша закончил и сдал МХАТу пьесу… Устал он дьявольски, работа была напряженная, надо было сдать ее к сроку. Но усталость хорошая — работа была страшно интересная. По общим отзывам, это большая удача. Было несколько чтений — два официальных и другие — у нас на квартире, и всегда большой успех». В тот же день она записала в дневнике: «Вечером звонок — завлит Воронежского театра —...
    6. Булгаковская энциклопедия (краткая). СТАЛИН
    Входимость: 4. Размер: 35кб.
    Часть текста: окончил Горийское духовное училище и поступил в Тифлисскую духовную семинарию. В 1896 г. начал принимать активное участие в работе марксистских кружков в семинарии, в 1898 г. стал членом группы «Месаме-даси» - первой грузинской социал-демократической организации. В 1899 г. исключен из семинарии в связи с пропагандой марксизма. В апреле 1902 г. за организацию рабочей демонстрации в г. Батуме С. был арестован и осенью 1903 г. выслан на 3 года в Восточную Сибирь, но в начале 1904 г. из ссылки бежал. С. принадлежал к фракции большевиков Российской Социал-демократической Рабочей Партии (в дальнейшем - Российская Коммунистическая Партия (большевиков), Всесоюзная Коммунистическая Партия (большевиков) и Коммунистическая Партия Советского Союза). Неоднократно арестовывался и ссылался. Последний раз был сослан в феврале 1913 г. на 4 года в Туруханский край. В декабре 1916 г. С. мобилизовали в армию и направили в г. Ачинск, где его застала весть о Февральской революции. В марте 1917 г. С. вернулся в Петроград, где вошел в состав редакции центрального органа большевиков - газеты «Правда». С января 1912 г. он являлся членом ЦК РСДРП(б), а в мае 1917 г. вошел в состав Политбюро. Считался в партии теоретиком национального вопроса. После победы Октябрьской революции С. стал наркомом по делам национальностей и членом ВЦИК, а с марта 1919 г. - наркомом государственного контроля, реорганизованного позднее в наркомат рабоче-крестьянской инспекции. В 1918-1920 гг. был членом Реввоенсовета Республики и реввоенсоветов ряда фронтов. Как член Политбюро и один из руководителей правительства С. был активным проводником политики ...
    7. Ермолинский С.: О времени, о Булгакове и о себе. Протоколы допросов Ермолинского
    Входимость: 4. Размер: 20кб.
    Часть текста: силы революции. Вопрос : О своем мнении вы как писатель сообщали в соответствующие органы? Ответ : О реакционном содержании произведения «Роковые яйца» никуда не сообщал потому, что произведение было опубликовано в печати. Вопрос : С БУЛГАКОВЫМ вы говорили о контрреволюционном содержании этого произведения? Ответ : «Роковые яйца» были опубликованы задолго до моего знакомства с БУЛГАКОВЫМ, поэтому разговоров по существу произведения не было, но я помню, что БУЛГАКОВ говорил мне о том, что «Роковые яйца» сыграли резко отрицательную роль в его литературной судьбе, он стал рассматриваться как реакционный писатель. Вопрос : Ваша дружба с контрреволюционным писателем БУЛГАКОВЫМ явление не случайное, а есть результат ваших антисоветских взглядов? Ответ : Антисоветских взглядов у меня не было, а о своей дружбе с БУЛГАКОВЫМ, если нужно, могу рассказать. Причем ничего антисоветского в этой дружбе не было. Протокол записан с моих слов верно и мною прочитан. С. Ермолинский. Допросил: Оперуполн. 5 отд. 2 отдела ГУГБ НКВД мл. лейтенант госбезопасности (подпись). ПРОТОКОЛ ДОПРОСА Ермолинского Сергея Александровича от 27 декабря 1940 г. Допрос начался в 11 часов Окончился в 0 час. 30 мин. Вопрос : 14 декабря 1940 г. Вы показали, что произведение БУЛГАКОВА «Роковые яйца» является контрреволюционным. Зачем же вы его у себя хранили? Ответ : Альманах, в котором было напечатано реакционное произведение «Роковые яйца» был подарен мне автором в числе других своих произведений. Ничего преступного в этом хранении я не видел. Вопрос : Вы не только хранили его контрреволюционные произведения, но и разделяли...
    8. Дон Кихот
    Входимость: 3. Размер: 49кб.
    Часть текста: Сансон Карраско — бакалавр. Паломек Левша — хозяин постоялого двора. Мариторнес — служанка на постоялом дворе. Погонщик мулов . Тенорио Эрнандес . Педро Мартинес , Слуга Мартинеса — постояльцы Паломека. Работник на постоялом дворе. Герцог . Герцогиня . Духовник Герцога. Мажордом Герцога. Доктор Агуэро . Дуэнья Родригес . Паж Герцога . Свиновод . Женщина . Первый и Второй старики , Первый и Второй монахи , Первый и Второй слуги , погонщики лошадей , свита Герцога. Действие происходит в Испании в самом конце XVI века.  Действие первое КАРТИНА ПЕРВАЯ Летний вечер. Двор дома Дон Кихота с конюшней, колодцем, скамейкой и двумя калитками: одной — на заднем плане, выводящей на дорогу, и другой — сбоку, ведущей в деревню. Кроме того, внутренность дома Дон Кихота. В комнате Дон Кихота большая кровать за пологом, кресло, стол, старые рыцарские доспехи и множество книг. Николас (с цирюльными принадлежностями появляется во дворе) . Сеньора ключница! Нету ее? (Поднимается в дом, стучится.) Сеньор Кихано, можно войти? Сеньор Кихано!.. Видно, никого нет. (Входит в комнату Дон Кихота.) Сеньора племянница!.. Куда же это они все девались? А велел прийти стричь! Ну что же, подожду, благо спешить мне некуда. (Ставит цирюльный тазик на стол, обращает внимание на рыцарские доспехи.) Скажи пожалуйста, какая вещь! Откуда же он все это взял? А, знаю, эти латы он с чердака снял. Чудак! (Садится, берет со стола книгу, читает.) Зер-ка-ло, ры-цар-ства… Гм… До чего он любит этих рыцарей, уму непостижимо… Дон Кихот (за сценой) . Бернардо дель Карпио! Бернардо дель Карпио! Николас . Его голос? Его. Он...
    9. Соколов Б. В.: Михаил Булгаков - загадки судьбы. Глава 6. "Невозможность писать равносильна для меня погребению заживо". Режиссер, либреттист, романист. 1930–1940. Страница 6
    Входимость: 3. Размер: 55кб.
    Часть текста: масс (в этом духе была, в частности, выдержана критика Керженцевым либретто «Петра Великого»). Однако ряд культурных ценностей дореволюционной России власть готова была теперь включить в свой идеологический багаж, в частности, для обоснования преемственности внешнеполитических задач Российской империи и СССР. 4 марта 1936 года Е. С. Булгакова отметила в дневнике: «Сегодня в газете объявлен конкурс на учебник по истории СССР. Миша сказал, что будет писать. Я поражаюсь ему. По-моему, это невыполнимо». М. А. сказал, что он хочет писать учебник — «надо приготовить материалы, учебники, атласы», а на следующий день, согласно записи Елены Сергеевны, «М. А. начал работу над учебником». Это были те несколько счастливых дней, когда «Мольер» уже вышел и еще не был снят, а в Театре Сатиры заканчивалась подготовка «Ивана Васильевича». В газетном объявлении «Об организации конкурса на лучший учебник для начальной школы по элементарному курсу истории СССР с краткими сведениями по всеобщей истории», в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б), первая премия назначалась в...
    10. Булгаковская энциклопедия (краткая). «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»
    Входимость: 3. Размер: 30кб.
    Часть текста: Press, 1968. Впервые в СССР: Знамя, 1987, № 6. Авторская дата на машинописи С. с.: «январь - март 1925 года». Повесть предназначалась для альманаха «Недра», где ранее были опубликованы «Дьяволиада» и «Роковые яйца». Редактор «Недр» Николай Семенович Ангарский (Клестов) (1873-1941) торопил Булгакова с созданием С. с., рассчитывая, что оно будет иметь не меньший успех среди читающей публики, чем «Роковые яйца». 7 марта 1925 г. автор читал первую часть С. с. на литературном собрании «Никитинских субботников», а 21 марта там же - вторую часть повести. Один из слушателей, М. Я. Шнейдер, следующим образом передал перед собравшимися свое впечатление от С. с.: «Это первое литературное произведение, которое осмеливается быть самим собой. Пришло время реализации отношения к происшедшему» (т. е. к Октябрьскому перевороту 1917 г.). На этих же чтениях присутствовал внимательный агент ОГПУ, который в донесениях от 9 и 24 марта оценил повесть совсем иначе: «Был на очередном литературном «субботнике» у Е. Ф. Никитиной (Газетный, 3, кв. 7, т. 2-14-16). Читал Булгаков свою новую повесть. Сюжет: профессор вынимает мозги и семенные железы у только что умершего и вкладывает их в собаку, в результате чего получается «очеловечение» последней. При этом вся вещь написана во враждебных, дышащих бесконечным презрением к Совстрою тонах: 1). У профессора 7 комнат. Он живет в рабочем доме. Приходит к нему депутация от рабочих с просьбой отдать им 2 комнаты, т. к. дом переполнен, а у него одного 7 комнат. Он отвечает требованием дать ему еще и 8-ю. Затем подходит к телефону и по № 107 заявляет какому-то очень влиятельному совработнику «Виталию Власьевичу» (?) (в сохранившемся тексте первой редакции С. с. этот персонаж назван Виталием Александровичем (в последующих редакциях он превратился в Петра Александровича); вероятно, осведомитель со слуха неправильно записал отчество влиятельного покровителя. - Б....