• Приглашаем посетить наш сайт
    Мода (modnaya.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1884"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Булгаковская энциклопедия (краткая). «ПЕТР ВЕЛИКИЙ»
    Входимость: 3. Размер: 24кб.
    2. Булгаковская энциклопедия (краткая). «МИНИН И ПОЖАРСКИЙ»
    Входимость: 3. Размер: 27кб.
    3. Яновская Лидия: Творческий путь Михаила Булгакова. Детство
    Входимость: 2. Размер: 58кб.
    4. Булгаковская энциклопедия (краткая). «ВОЙНА И МИР»
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    5. Колесникова Е. И.: Краткий обзор документальных материалов М. Булгакова
    Входимость: 2. Размер: 38кб.
    6. Булгаковская энциклопедия (краткая). «ЧЕРНОЕ МОРЕ»
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    7. Романенко А. П.: Семиотический портрет советского человека у Булгакова
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    8. Яновская Л. М.: Записки о Михаиле Булгакове. "Королева моя французская... ". Страница 4
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    9. Ермолинский С.: О времени, о Булгакове и о себе. Записки о М. Булгакове. Часть первая. Михаил Булгаков. Страница 3
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    10. Булгаков М.: Курс истории СССР. Тетрадь II
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    11. Булгаковская энциклопедия (краткая). МЕЙРИНК
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    12. Булгаковская энциклопедия (краткая). БАРОН МАЙГЕЛЬ
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    13. Булгаковская энциклопедия (краткая). ХРИСТИАНСТВО
    Входимость: 1. Размер: 83кб.
    14. Булгаковская энциклопедия (краткая). «БЕЛАЯ ГВАРДИЯ»
    Входимость: 1. Размер: 57кб.
    15. Булгаков и Асафьев
    Входимость: 1. Размер: 63кб.
    16. Диакон Михаил Першин: "Мастер и Маргарита" - глазами "очевидца"
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    17. Булгаковская энциклопедия (краткая). СТАЛИН
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    18. Булгаковская энциклопедия (краткая). «БАТУМ»
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    19. Лёвшин В.: Садовая 302-бис
    Входимость: 1. Размер: 64кб.
    20. Виленский Юрий: Доктор Булгаков. Глава IV. Чехов, Булгаков, Вересаев. Пункт 2
    Входимость: 1. Размер: 55кб.
    21. Булгаковская энциклопедия (краткая). «ДЬЯВОЛИАДА»
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    22. Вересаев В. В. ― Булгакову М. А., 19 декабря 1935 г.
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    23. Булгаковская энциклопедия (краткая). «АЛЕКСАНДР ПУШКИН»
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    24. Булгаковская энциклопедия (краткая). «БАГРОВЫЙ ОСТРОВ»2
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    25. Богданов Николай: Явные и скрытые киевские реминисценции в "московском" творчестве Михаила Булгакова
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    26. Булгаковская энциклопедия (краткая). САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    27. Варламов А. Н.: Михаил Булгаков. Часть первая. Татьяна. Глава первая. Пасынок судьбы
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    28. Булгаковская энциклопедия (краткая). «БЕГ»
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    29. Булгаковская энциклопедия (краткая). ШЕСТОВ ЛЕВ
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    30. Булгаковская энциклопедия (краткая). МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕРЛИОЗ
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    31. Булгаковская энциклопедия (краткая). «БЛАЖЕНСТВО»
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    32. Булгаковская энциклопедия (краткая). БЕЛЫЙ АНДРЕЙ
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    33. Булгаковская энциклопедия (краткая). АХМАТОВА
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    34. Булгаков М. А. ― Ермолинскому С. А., 13 августа 1939 г.
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    35. Ермолинский С.: О времени, о Булгакове и о себе. Юность. Автобиографическая повесть
    Входимость: 1. Размер: 87кб.
    36. Шаповалова О.А.: "Белая гвардия" М.А. Булгакова. История создания романа "Белая гвардия"
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    37. Асафьев Б. В. ― Булгакову М. А., 12 декабря 1936 г.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    38. Булгаковская энциклопедия (краткая). СТРАВИНСКИЙ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    39. Бузник В. В.: Из переписки М. А. Булгакова с Е. И. Замятиным и Л. Н. Замятиной (1928—1936)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    40. Булгаков М. А. — Станиславскому К. С., 18 марта 1931 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    41. Булгаковская энциклопедия (краткая). «ЗОЙКИНА КВАРТИРА»
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    42. Булгаковская энциклопедия (краткая). «ЮРИЙ СЛЕЗКИН (СИЛУЭТ)»
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    43. Переписка Б. В. Асафьева с М. А. Булгаковым 1936-1938. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    44. Петровский Мирон: Мастер и город. Киевские контексты Михаила Булгакова. Глава восьмая. Миф о городе и мифологическое городоведение
    Входимость: 1. Размер: 140кб.
    45. Мой дневник 1924 г.
    Входимость: 1. Размер: 111кб.
    46. Булгаковская энциклопедия (краткая). «РАШЕЛЬ»
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    47. Булгаков М. А. ― Булгакову К. П., 1 февраля 1921 г.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Булгаковская энциклопедия (краткая). «ПЕТР ВЕЛИКИЙ»
    Входимость: 3. Размер: 24кб.
    Часть текста: Борисом Владимировичем Асафьевым (псевдоним: Игорь Глебов) (1884-1949) в связи с совместной работой над оперой «Минин и Пожарский». 12 декабря 1936 г., когда постановка «Минина и Пожарского» была отложена, Асафьев писал Булгакову: «Намерены ли Вы ждать решения судьбы «Минина» или начать думать о другом сюжете уже теперь? Сюжет хочется такой, чтобы в нем пела и русская душевная боль, и русское до всего мира чуткое сердце и русская философия жизни и смерти. Где будем искать: около Петра? В Радищеве? В Новгородских летописях (Борьба с немцами и всякой прочей «нечистью») или во Пскове? Мне давно вся русская история представляется как великая оборонная трагедия, от которой и происходит извечное русское тягло. Знаете ли Вы наметки Грибоедова о «1812 годе», т. е. наброски трагедии из этой эпохи? Тема, тоже давно меня манящая. Там также личность ликвидируется тяглом. Конечно, бывали просветы (Новгород и Ганза, Петр и Полтава, Александр I и Париж), когда наступала эра будто бы утех, право государства на отдых после борьбы за оборону и отсюда ненадолго шло легкое раскрепощение личного сознания от государственного тягла, но и эти эпохи - мираж. Действительность с ее лозунгом «все на оборону» - иначе нам жить не дадут и обратят в Китай - вновь отрезвляет умы. Простите за косноязычные рассуждения, это всего лишь наметки для того, чтобы указать Вам, чего мне хочется. Трагедия жизни Пушкина, его «Медный всадник», Иван IV, жертвующий Новгородом; Екатерина II, жертвующая своими симпатиями к французской вольтерианской культуре, а вместе и Радищевым, и Новиковым; Петр, жертвующий Алексеем; Хмельницкий (Украиной в пользу Московии) и т. д., и т. д. - все эти вариации одной и той же оборонной темы. Не отсюда ли идет и на редкость странное, пренебрежительное отношение...
    2. Булгаковская энциклопедия (краткая). «МИНИН И ПОЖАРСКИЙ»
    Входимость: 3. Размер: 27кб.
    Часть текста: для М. и П. написал композитор и музыковед Борис Владимирович Асафьев (псевдоним: Игорь Глебов) (1884-1949), впоследствии ставший академиком АН СССР и председателем правления Союза советских композиторов. Асафьеву принадлежит замысел оперы М. и П. В один из приездов в Москву из Ленинграда, где он тогда жил, композитор был приглашен за кулисы Большого Театра главным дирижером и художественным руководителем Самуилом Абрамовичем Самосудом (1884-1964). Астафьев, просматривая старые занавесы, обратил внимание, что на одном из них, значившимся в списке как «Въезд Михаила Романова в Кремль», на самом деле изображен «Въезд князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина-Сухорука в Кремль», и решил, что это хороший сюжет для оперы. Самосуд загорелся идеей новой постановки. Обратиться к Булгакову для создания либретто ему, скорее всего, посоветовал театральный художник Владимир Владимирович Дмитриев (1900-1948), давно друживший с писателем (в 1928 г. он сделал эскизы декораций для «Бега», а в 1930-1931 гг. - для мхатовской инсценировки «Мертвых душ»). 16 июня 1936 г. третья жена Булгакова Е. С. Булгакова сделала в дневнике следующую запись: «Композитор Б. Асафьев - с предложением писать либретто (а он - музыку) оперы «Минин и Пожарский». Это - сватовство Дмитриева. М. А. говорил с Асафьевым уклончиво - Асафьев вообще понравился ему - он очень умен, остер, зол. Но после ухода Асафьева сказал, что писать не будет, не верит ни...
    3. Яновская Лидия: Творческий путь Михаила Булгакова. Детство
    Входимость: 2. Размер: 58кб.
    Часть текста: петляет, пытаясь умерить свою крутизну, зажатая между возникающими слева и справа холмами. Слева ее теснит Фроловская гора, на самой верхушке которой в начале века белела маленькая изящная церковь Фроловского монастыря; справа выступает лохматящаяся, похожая на верблюжий горб, «крутейшая гора», под которой прижался, отделенный от горы маленьким двориком, дом № 13, знаменитый «дом Турбиных». Сверху, от Андреевского собора, дом № 13 не виден. Он открывается внезапно, когда к нему подойдешь. Мостовая Андреевского спуска, как и в начале века, вымощена крупным неровным булыжником. Иначе нельзя: асфальт превратит эту наклонную дорогу в каток. Но желтенький киевский кирпич, которым некогда были вымощены здесь тротуары (кирпич укладывали ребром, и узкие его брусочки были похожи на чисто вымытый паркет), давно снят. Вместо него течет и горбится асфальт. Из некогда многочисленных в кирпичном тротуаре ступенек, сглаживавших крутизну, сохранились немногие. У дома № 13 три ступеньки тротуара сохранились. Киевляне общительны и гостеприимны. Жители Андреевского спуска любят свою старую улицу (она включена в черту архитектурного заповедника города), и...
    4. Булгаковская энциклопедия (краткая). «ВОЙНА И МИР»
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    Часть текста: на В. и м. Затем последовали договоры с МХАТом и Бакинским рабочим театром, но булгаковская инсценировка так и не была поставлена вплоть до сегодняшнего дня. 27 февраля 1932 г. Булгаков отослал текст В. и м. в Ленинград. Работу над инсценировкой драматург воспринимал как тяжкий труд. 11 марта 1932 г. он писал брату Николаю в Париж: «Я свалил с плеч инсценировку «Войны и мира» Л. Толстого, и есть надежда, что за письма я теперь сяду». А в послании своему другу писателю Евгению Замятину (1884-1937) тоже в Париж 10 апреля 1933 г. признавался: «Бог мой! Слово - Толстой - приводит меня в ужас! Я написал инсценировку «Войны и мира». Без содрогания не могу проходить теперь мимо полки, где стоит Толстой. Будь прокляты инсценировки отныне и вовеки!» Замысел инсценировки В. и м. возник у Булгакова во время короткой остановки в Киеве на пути в Москву в сентябре 1921 г., очевидно, в связи с задуманным тогда же романом «Белая гвардия» - современным вариантом толстовской эпопеи. Позднее работа над «Белой гвардией» и пьесой «Дни Турбиных» отвлекла Булгакова от В. и м. Инсценировка в...
    5. Колесникова Е. И.: Краткий обзор документальных материалов М. Булгакова
    Входимость: 2. Размер: 38кб.
    Часть текста: надежный плацдарм для исследований нового уровня — глубинного осмысления художественно-философской, идейной проблематики творчества Булгакова во взаимосвязях с его мировоззрением. Несмотря на то что к настоящему времени уже предпринят ряд серьезных попыток обращения к различным этапам жизни и творчества писателя, белых пятен в его биографии остается немало. Поэтому представляются особо ценными любые достоверные свидетельства, которые могут послужить основой для будущих биографических изысканий. В Рукописном отделе ИРЛИ (Пушкинский Дом) АН СССР сохраняется не один десяток подлинных документов, отражающих различные этапы биографии и творчества писателя. Но даже сведенные воедино и выстроенные в хронологической последовательности, они не способны дать сколько-нибудь цельной биографической канвы. Поэтому данный обзор, не претендующий на полноту охвата всего документального материала М. Булгакова, не ставит целью дать описательную характеристику различных периодов жизни художника; задача его более конкретна — ввести в научный оборот часть подлинных официальных документов, имевших при жизни Булгакова юридическую силу. Свидетельство о рождении Михаила Афанасьевича и формулярный список о службе А. И. Булгакова, отца писателя (1859—1907), за 1876—1897 гг. — это самые ранние материалы, они будут приведены полностью, поскольку...
    6. Булгаковская энциклопедия (краткая). «ЧЕРНОЕ МОРЕ»
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    Часть текста: Ф Х Ч Ш Ю Я «ЧЕРНОЕ МОРЕ» Либретто оперы. При жизни Булгакова не ставилось и не публиковалось. Впервые опубликовано: Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина. Записки отдела рукописей. Вып. 47. М.: Книжная палата, 1988. 9 сентября 1936 г., согласно записи в дневнике третьей жены писателя Е. С. Булгаковой, с предложением сделать либретто оперы о гражданской войне к нему обратились композитор Сергей Иванович Потоцкий (1883-1958) и режиссер Большого театра Т. Е. Шарашидзе: «Вечером - композитор Потоцкий и режиссер Большого театра Шарашидзе Тициан. Пришли с просьбой - не переделает ли М. А. либретто оперы Потоцкого «Прорыв». М.А., конечно, отказался. Потоцкий впал в уныние. Стали просить о новом либретто. Потоцкий играл фрагменты из «Прорыва»«. Композитор и представители Большого театра продолжали уламывать Булгакова. Драматург в ту пору конфликтовал с МХАТом, где служил режиссером-ассистентом, по поводу снятия «Кабалы святош» и разногласий насчет инсценировки шекспировских «Виндзорских проказниц». 14 сентября 1936 г. Е. С. Булгакова записала: «Поздно вечером приехали: совсем больной, простуженный Самосуд (главный дирижер и художественный руководитель Большого театра Самуил Абрамович Самосуд (1884-1964). - Б. С.), Шарашидзе и Потоцкий - «на полчаса». Сидели до трех часов ночи. Самосуд: - Ну, когда приедете писать договор - завтра? Послезавтра? Это его манера так уговаривать. Сказал, что если М. А. не возьмется писать либретто, то он не поставит оперы Потоцкого. М. А. в...
    7. Романенко А. П.: Семиотический портрет советского человека у Булгакова
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    Часть текста: иронией и даже сарказмом, так как «новизна» советского человека представлялась писателю сомнительной, а вернее, внешней. Внутренне же люди остались теми же, с теми же, что и прежде, добродетелями и пороками. Об этом говорит Воланд, наблюдая за посетителями Варьете. В Собачьем сердце выведен новый человек - Полиграф Полиграфович Шариков, внутренне оставшийся, несмотря на новую внешность и имя, Климом Чугункиным с добавлением некоторых черт дворняги Шарика. Похожее представление о новом человеке находим, кстати, у М. Зощенко. Портрет советского человека в текстах Булгакова представлен на языковом уровне ключевыми словами [1874] . Ключевые слова характеризуются символическим значением, дополнительным по отношению к основному, и бывают, по крайней мере, двух типов. Первый тип - слова, представленные в тексте эксплицитно, явно, как некие знаковые ярлыки. Они находятся «на поверхности» текста и легко опознаются реципиентом. Признаки таких слов были описаны Т В. Шмелевой, назвавшей их ключевыми словами текущего момента (КСТМ) [1875] . Ключевые слова второго типа представлены в тексте имплицитно, и они, как правило, ...
    8. Яновская Л. М.: Записки о Михаиле Булгакове. "Королева моя французская... ". Страница 4
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    Часть текста: за ним, но вместе с тем, так безумно тяжело...»). В этом письме Елена Сергеевна просит прислать с оказией — через Рихтеров, если они поедут в Германию, — мамины работы, в подарок Хенни: «... Если Н. Л. (Нина Дорлиак, жена Святослава Рихтера. — Л. Я.  ) поедет и возьмет посылочку, то приложи еще, Сереженька, вышивку мамину, вернее, вязанье: скатерть на большой стол и занавески на окно... Я предупредила Хенни, что мамина работа в порванном виде, она говорит — ничего, я заштопаю» (562.33.29. — Публ. впервые). Хенни Бок, почти англичанка, — дочь Александра Нюренберга, племянница Елены Сергеевны и Александре Александровне — внучка. Александра Александровна вязала. Правда, в последние годы уже немного. Проблем с продажей у нее не было. У нее были преданные друзья и давние заказчицы, знавшие цену ее работам. Вязанья уходили через них. «Она постоянно вязала для матери Таля. Ну, шахматиста Михаила Таля! — говорит Илга. — Да она их кругом "обвязывала": носки, перчатки, свитера... Да все!» И письма Александры Александровны тоже начинают высвечиваться каким-то внутренним, сердечным смыслом. Прислушайтесь: 2 октября 1944 года. «Как видите, я еще жива, хотя и не очень молода. Долго пожито и много пережито... Работаю и все думаю о всех моих детках». 10 ноября 1944 года. «Сижу ...
    9. Ермолинский С.: О времени, о Булгакове и о себе. Записки о М. Булгакове. Часть первая. Михаил Булгаков. Страница 3
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    Часть текста: все делает для своей любимой, — звучно говорил Иван Васильевич, — ест, пьет, ходит и ездит… Замирая от любопытства и интереса, я заглянул в клеенчатую тетрадь Людмилы Сильверстовны и увидел, что она пишет детским почерком: „Влюбленный все делает для своей любимой…“ — …так вот, будьте любезны съездить на велосипеде для своей любимой девушки, — распорядился Иван Васильевич и съел мятную лепешечку. <…> Патрикеев взгромоздился на машину, актриса, исполняющая роль возлюбленной, села в кресло, прижимая к животу огромный лакированный ридикюль. Патрикеев тронул педали и нетвердо поехал вокруг кресла, одним глазом косясь на суфлерскую будку, в которую боялся свалиться, а другим на актрису. В зале заулыбались. — Совсем не то, — заметил Иван Васильевич, когда Патрикеев остановился, — зачем вы выпучили глаза на бутафора? Вы ездите для него? Патрикеев поехал снова, на этот раз оба глаза скосив на актрису, повернуть не сумел и уехал за кулисы. Когда его вернули, <…> Патрикеев поехал в третий раз, повернув голову к актрисе. — Ужасно! — сказал с горечью Иван Васильевич. — Мышцы напряжены, вы себе не верите. Распустите мышцы, ослабьте их… Пустой проезд, вы едете пустой, не наполненный вашей возлюбленной». Булгаков, меткий пересмешник, уловил характерные словечки Ивана Васильевича и импровизацию его репетиционного «тренажа». Велосипед, ни с того ни с сего вдруг пришедший в голову постановщика, был абсолютно не нужен спектаклю, и о нем на следующий день забыли. Но ведь здесь, как и в ряде других эпизодов, казалось, высмеивались великие создатели прославленного театра! Тогда это была неслыханная дерзость. (А нынче, пожалуй, просто богохульство!) Автор, смеясь над тем, что являлось священными...
    10. Булгаков М.: Курс истории СССР. Тетрадь II
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    Часть текста: бывший воспитанник 6-го класса Тифлисской духовной семинарии. <2> 22 IV 1901 г. в Тбилиси первомайская демонстрация. <1) В конце октября 1901 г. Сталин приехал в Батум. <4) В ночь на 1 I 1902 г. конференция рабочих батумских кружков (присутствовало 30 человек, под видом встречи нового года). <2) В январе 1902 Сталин организовал в Батуме нелегальную типографию. (2) 8 и 9 марта 1902 демонстрации в Батуме. (1) В ночь на 5 IV 1902 во время заседания руководящей партийной группы Сталин арестован в Батуме. До 19 IV 1903 в батумской тюрьме. С 19 IV до ноября 1903 в кутаисской тюрьме. Из кутаисской обратно в батумскую тюрьму. (1) В конце ноября 1903 г. в ссылку в Иркутскую губернию на 3 года. <15 строк и одна страница) I <в. до н. э.) <2 страницы) I (в. н. э.) <2 страницы) II <2 страницы) III <2 страницы) IV <2 страницы) V <2 страницы) VI <2 страницы) VII <2 страницы) VIII <2 страницы) IX <4 страницы) X 901 —1000 <6 страниц) XI <6 страниц) XII <6 страниц) XIII <8 страниц) XIV (12 страниц) XV <20 страниц) XVI (20...