Поиск по творчеству и критике
Cлово "1911"
Входимость: 8. Размер: 42кб.
Входимость: 7. Размер: 58кб.
Входимость: 6. Размер: 135кб.
Входимость: 6. Размер: 16кб.
Входимость: 4. Размер: 24кб.
Входимость: 4. Размер: 13кб.
Входимость: 4. Размер: 38кб.
Входимость: 4. Размер: 74кб.
Входимость: 4. Размер: 94кб.
Входимость: 4. Размер: 95кб.
Входимость: 4. Размер: 12кб.
Входимость: 4. Размер: 112кб.
Входимость: 4. Размер: 89кб.
Входимость: 3. Размер: 10кб.
Входимость: 3. Размер: 58кб.
Входимость: 3. Размер: 14кб.
Входимость: 3. Размер: 14кб.
Входимость: 3. Размер: 76кб.
Входимость: 3. Размер: 33кб.
Входимость: 2. Размер: 29кб.
Входимость: 2. Размер: 80кб.
Входимость: 2. Размер: 39кб.
Входимость: 2. Размер: 26кб.
Входимость: 2. Размер: 6кб.
Входимость: 2. Размер: 49кб.
Входимость: 2. Размер: 47кб.
Входимость: 2. Размер: 31кб.
Входимость: 2. Размер: 50кб.
Входимость: 1. Размер: 82кб.
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Входимость: 1. Размер: 38кб.
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Входимость: 1. Размер: 37кб.
Входимость: 1. Размер: 125кб.
Входимость: 1. Размер: 29кб.
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Входимость: 1. Размер: 67кб.
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Входимость: 1. Размер: 72кб.
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Входимость: 1. Размер: 33кб.
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Входимость: 1. Размер: 55кб.
Входимость: 1. Размер: 133кб.
Входимость: 1. Размер: 97кб.
Входимость: 1. Размер: 50кб.
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Входимость: 1. Размер: 50кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 8. Размер: 42кб.
Часть текста: еще в начале 1960-х, и предложил ее прочитать подростку человек, знающий толк в книгах. Книга была прочитана с интересом, но тогда больше привлекала научная фантастика, путешествия и приключения. Со временем в памяти остались кое-какие эпизоды из «Записок юного врача». Из жизнеописания Мольера запомнилось, что он как-то враждовал или боролся с церковниками.... Мало запомнилось из «Театрального романа», т. к. его события и герои были странны, незнакомый необычны. Что-то малопонятное, но с налетом сказочности в духе Гофмана, одного из любимых мной писателей... Через несколько лет произошла новая встреча с Булгаковым, с его «Мастером и Маргаритой». Будучи уже студентом первого курса вуза в Хабаровске, журнал «Москва» прочитал одним из первых в библиотеке, сразу отдал читать друзьям и потом долго и с трудом разыскивал, чтобы вернуть в библиотеку. Этот роман Булгакова сразу стал легендарно популярен, хотя тогда мало кто его читал, но все жаждали прочитать. В те времена хорошую книгу приобрести было очень тяжело, к тому же наступали времена брежневско-сусловской идеологии, и Булгаков явно в нее не вписывался. Интересы студента технического вуза, а затем инженера, тоже были далеки от литературных.... Помню, что книг...
Входимость: 7. Размер: 58кб.
Часть текста: занимает вопрос — выделялись ли эти люди в отрочестве? Возлагали ли на них особые надежды учителя и однокашники? Что думали о Булгакове его гимназические учителя, мы уже вряд ли узнаем — учителя редко доживают до славы своих питомцев, тем более когда она так сильно запаздывает. Положение в толпе ровесников говорит немало — не о степени таланта, а о типе личности. Каким же был или, верней сказать, каким слыл Булгаков в годы учебы? Е. Букреев: «В первых классах был шалун из шалунов. Потом — из заурядных гимназеров. Его формирование никак не было видно. Вот Кожичи — в классе на год нас старше, — они формировались уже в гимназии...» — Речь шла о сыновьях П. Кожича, будущих режиссерах В. П. Кожиче и И. П. Кожиче (Чужом). «Была ли неожиданностью для однокашников его литературная карьера? — Совершенной неожиданностью! Про него никто бы не мог сказать: «О, этот будет!..» — как, знаете ли, говорили в гимназиях обычно про каких-то гимназистов, известных своими литературными или другими способностями. Он никаких особенных способностей не обнаруживал...» (Напомним свидетельство современницы Гоголя, С. В. Скалой, провожавшей его, девятнадцатилетнего, в Петербург: «В то время мы ничего особенного в нем не видели».) Центр его жизни был не в гимназии, не в кружках по склонностям, а в семейном кругу и в домах близких товарищей. Аттестат...
Входимость: 6. Размер: 135кб.
Часть текста: будущего писателя родился 17 апреля 1859 года в семье сельского священника Орловской губернии Ивана Авраамьевича Булгакова, жена которого Олимпиада Ферапонтовна вместе с ординарным профессором Киевской духовной академии Николаем Ивановичем Петровым стали крестными Михаила. Иван Авраамьевич служил в селе Бойтичи Жирятинского уезда Брянской губернии, позднее — в селе Подоляны Орловского уезда и Сергиевской кладбищенской церкви в Орле. Афанасий Булгаков окончил в 1881 году Орловскую духовную семинарию и как один из наиболее выдающихся ее выпускников был официально «предназначен» для поступления в Киевскую духовную академию, которую он окончил в 1885 году. Два года преподавал греческий в Новочеркасском духовном училище. В 1886 году опубликовал в Киеве «Очерки истории методизма» и в следующем году был удостоен за это сочинение степени магистра богословия, определен в академию доцентом по кафедре общей гражданской истории, а с начала 1889 года переведен на кафедру истории и разбора западных исповеданий. 1 июля 1890 года Афанасий Иванович женился на учительнице женской прогимназии города Карачева Варваре Михайловне Покровской. Она родилась 5 сентября 1869 года в семье протоиерея карачевской Казанской церкви Михаила Васильевича Покровского. Ее мать, Анфиса Ивановна, в девичестве носила фамилию Турбина, данную впоследствии Булгаковым автобиографическим персонажам романа «Белая гвардия». Через год после рождения Михаила, в начале мая 1892 года, Покровские писали Булгаковым: «Прелюбезнейшие наши дети, Афанасий Иванович и Варичка, а также и милейший наш внучоночек, многолетствуйте! Письмо с карточкою Мишутки мы получили, вдоволь им налюбовались. Внучоночек настолько хорош, что мы цены ему представить не можем. Ты, Варичка, пишешь, чтобы откровенно написать, не стесните ли Вы нас своим приездом и не обеспокоите ли собственно меня? Да разве дети могут...
Входимость: 6. Размер: 16кб.
Часть текста: записей из дневника Н. А. за последующие годы, связанных с обстоятельствами этого знакомства и женитьбы. Описывая жизнь в Буче летом 1911 г., Н. А. пишет: «Койка [девушка-болгарка, жившая летом у Булгаковых] довольна Костей, он ею, Миша — Наташей Плаховой и перепиской с Лилей [двоюродной сестрой] и Тасей Лаппа, которая может в Киев этим летом приехать к тете Соне» (15 июля 1911); «27 июля 1911. Миша доволен: приехала Тася <…> и мама во избежание Мишиных поездок через день в Киев хочет пригласить Тасю гостить…» «Буча. 31 июля 1911 г. Приехала на эти последние летние дни к нам Тася Лаппа: живет у нас с 29-го. Я ей рада. Она славная <…> Миша занимается к экзаменам и бабочек ловит, жуков собирает, ужей маринует». На рождественские каникулы 1911/12 г. Миша уехал в Саратов: «Миша у знакомых гостит в Саратове» (24. XII. 1911). «Вернулся Миша из Саратова» (15.1.1912). 30. V. 1912: «Миша уехал сегодня на урок в Саратовскую губернию». Летом 1912 г. М. А. служит контролером на дачных поездах (студенческий приработок). Бывает у Лаппа в Саратове. К записи от 11 авг. 1912 г.: «Разъехалась наша дача на это лето <…> Жорж давно вычеркнут из нашей компании, Миша и говорить нечего…» сделана приписка в 1940 г.: «Мишино увлечение Тасей и его решение жениться на ней. Он все время стремится в Саратов, где она живет, забросил занятия в университете, не перешел на 3-й курс». 20 авг. 1912 г.: «Миша вернулся — en deux с Тасей; она поступает на курсы в Киеве. Как они оба подходят к друг другу по безалаберности натур! (В 1940 г. исправлено: по стилю и по вкусам.) Любят они друг друга очень, вернее — не знаю про Тасю но Миша ее очень любит… (16 окт. 1916 г. сделано примечание: «Теперь я бы написала наоборот». И в 1940 г. дано пояснение: «Мишин отъезд врачом в...
Входимость: 4. Размер: 24кб.
Часть текста: играли всякие ансамбли, в том числе и квартеты. Квартеты струнные — прежде всего, переложение излюбленных хоров из опер — напр(имер) Глинка «Не проснется птичка утром» и «Ах, ты, свет Людмила» из «Руслана и Людмилы», Римский-Корсаков «Ай во поле липенька» из «Снегурочки», Бородин «Хор поселян» из «Князя Игоря», Чайковский — «Был у Христа-младенца сад» (легенда). Направник «Сторона ль сторонка» из оп<еры) «Нижегородцы» и другие. Эти переложения играли в составе трех скрипок и виолончели (3-я скрипка заменяла альт, т(ак> к<ак> его не было). Что касается настоящих квартетов, то играли (позже, когда я подучился и приезжал старший брат Поля, 3 который играл на альте): квартет Бетховена 1-й f-dur— 1-ю часть и, в особенности, 2-ю часть — Adagio (которое навеяно скорбным и трагическим концом драмы Шекспира «Ромео и Джульетта») и менуэт из этого квартета; б) Шуберт — квартет d-moll и особенно среднюю его часть — тему с вариациями (Andante), известную под названием «Девушка и смерть»; с) Шуман — квартет (кажется, 1-й, 1-ю часть) (дивный, странно похожий на музыку Глинки); Гайдн — части квартета, известного под названием «Семь слов Спасителя». Кто играл, на каком инструменте? В квартетах-пепеложениях играли; Папа — на виолончели, я играл 1-ю скрипку, 2-ю — брат Гриша, 4 3-ю скрипку — брат Платон или иногда сестра Соня. В настоящих квартетах (т(о) е<сть> Бетховен, Шуберт и т. д.) играли: 1-ю скрипку играл я. 2-ю—Гриита. альт — Поля и виолончель — Папа. II. Играли ли трио, дуэты? Играли: трио было излюбленная форма ансамбля. Играли прежде всего папины композиции для 2-х скрипок и виолончели (переделки из папиных «Детских песен», изданных Юргенсоном). Названия: «Буря» на слова Пушкина,...
Входимость: 4. Размер: 13кб.
Часть текста: о которых читатели узнают далее, меня давно интересовал вопрос, как связан Булгаков с Евпаторией, бывал ли здесь? Краеведам об этом было неизвестно, поэтому ответ вроде бы напрашивался отрицательный. Но эта проблема не забывалась, а в 2000-м году нашлось время внимательно изучить собрание сочинений Булгакова. И отыскался не только «слабый» след, как в «Театральном романе», а вполне уверенный — в фельетоне «Сильнодействующее средство». Так появилась первая статья в евпаторийской газете «Трибуна», до этого темой «Булгаков и Евпатория» никто не занимался. Как я тогда полагал, публикация эта не вполне удалась, и вскоре об этом за другими делами позабылось. Некоторый резонанс все же она вызвала, просто я об этом не знал. О том, что в Евпатории проживают родственники Булгакова, никто в городе тоже не знал и не предполагал. И это притом, что двое из них, Любовь Александровна и Игорь Леонтьевич, даже однофамильцы писателя. Но главной неожиданностью было то, что жила в Евпатории и еще одна родственница...
Входимость: 4. Размер: 38кб.
Часть текста: 1909 года. На выбор профессии могли повлиять и ставшие врачами братья матери Николай Михайлович и Михаил Михайлович Покровские, и ее друг доктор Иван Павлович Воскресенский, хотя, как позднее признавался сам Булгаков своему биографу П. С. Попову, мать «мечтала об одном, чтобы его сыновья стали инженерами путей сообщения». Попов в свою очередь написал о том, что «его интересовали также юридические науки» [20; 574], а Надежда Афанасьевна Булгакова сообщала Константину Паустовскому, что ее брат желал стать оперным певцом. Очевидно также, что уже тогда Булгаков всерьез интересовался литературой и театром и все-таки учиться пошел на врача: «после известного колебания избирает медицинский факультет» [20; 574]. Для молодого человека, ищущего в жизни надежного заработка и интересной профессии, это было разумно и дальновидно. Для будущего русского писателя медицина становилась традицией: Даль, Чехов, Вересаев, Юрий Живаго… Но студентом, в отличие от своих собратьев, Михаил Булгаков был не самым примерным. Поступив в университет в 1909 году, он окончил его только в 1916-м, пробыв несколько лет на втором курсе, что едва не привело нашего героя к отчислению из числа – оговорка по «Собачьему сердцу» – «московских студентов», да и П. С. Попову Булгаков не случайно говорил, что если от гимназии у него остались очень богатые впечатления, то от университета – гораздо более скудные. А одной из причин того стала девушка с русским именем Татьяна и литовской фамилией Лаппа, которую одни произносят с ударением на первый слог, а другие...
Входимость: 4. Размер: 74кб.
Часть текста: и хотя среди них были люди внешне не очень надежные и, возможно, нечистые на руку, они тоже забыли об этом мешке. Только устраиваясь спать, инспектор достал мешок, помял его, как подушку, и положил под голову. Приблизительно так же поступила со своим чемоданчиком Таня. Она небрежно задвинула его под лавку, сделав вид, что нисколько не дорожит им, словно он набит не дорогими вещами, а соломой. При пересадке для его переноса она наняла носильщика, гордо вышагивала впереди него с уверенностью, что носильщик не улизнет с вещами. У кондуктора она запросила чаю со сливками. «Чай слишком жидкий», – строго заметила она ему, и он принес ей другой стакан, где сливок было достаточно. Вела она себя смело, охотно вступала в разговоры, говорила твердым голосом, но давалось это все ей с трудом, и иногда сердце замирало от страха. Больше всего девушку страшило, что ее не встретит на вокзале муж тети Сони – перепутает вагон или опоздает. Но дядя Витя оказался на редкость пунктуальным человеком и, когда Таня выходила из вагона, перехватил из ее рук багаж. Они наняли извозчика и поехали на Большую Житомирскую. Тетя Соня была несказанно рада приезду племянницы. Приготовила праздничный обед, расспрашивала о делах Николая Николаевича и Евгении Викторовны, интересовалась здоровьем их детей. Таня еле...
Входимость: 4. Размер: 94кб.
Часть текста: скорой помощи, огромные матовые окна операционной, тени хирургов над столом… Конечно, сотни и сотни подростков воспринимали этот повседневный «скорбный лист» города как нечто далекое, но вряд ли Михаил Булгаков был среди них. И все же это лишь внешние впечатления. Выбор Булгаковым медицинского факультета был во многом обусловлен семейными традициями. «Я хочу… отметить один факт, на который стоит обратить внимание, — подчеркивала сестра Михаила Афанасьевича Надежда Афанасьевна Булгакова-Земская (материалы из ее собрания опубликованы в 1988 г. ее дочерью, доктором филологических наук Е. А. Земской, в книге «Воспоминания о Михаиле Булгакове»). — У матери в семье было шесть братьев и три девочки. И из шести братьев трое стали врачами. В семье отца один был врачом. После смерти нашего отца, потом, не сразу мать вышла второй раз замуж, и наш отчим был тоже врачом. Поэтому я опровергаю здесь мнение, что Михаил Афанасьевич случайно выбрал эту профессию. Совсем не случайно. Это было как-то в воздухе нашей семьи — и Михаил выбрал свою профессию, свою медицину обдуманно и сознательно. И он любил свою медицину…» {2} . Каковы же эти влияния на выбор профессии? Пожалуй, они многообразны. Так, врачами, весьма известными в Москве, были братья Варвары Михайловны, матери М. Булгакова, Николай Михайлович и Михаил Михайлович Покровские. Безусловно, и к ним относятся слова Н. А. Булгаковой-Земской о роде Покровских: «Жизнерадостность и свет. Какая-то редкая общительность, сердечность, простота, доброта, идейность и несомненная талантливость». Дядя Коля и дядя Миша — эти имена часто звучат в письмах Михаила Афанасьевича родным. Особое влияние на его становление, видимо, оказал Николай Михайлович Покровский (1878–1942) —...
Входимость: 4. Размер: 95кб.
Часть текста: и беспощадно выхватывает из тьмы портреты. В беглом темпе мчатся и вьются монстры рухнувшего мира. Дом сломан, обитатели теплых местечек побежали изо всех щелей. Жить вне своего старого мира они не могут, умирать за него не хотят, и вот – бегут. С этого места «Белой гвардии» и начинается, по-видимому, в творчестве Булгакова трагифарсовая тема «бега». Но с него же – или с предыдущих страниц «Белой гвардии» – начинается постоянная булгаковская тема «конца света»: «Бежали седоватые банкиры со своими женами, бежали талантливые дельцы, оставившие доверенных помощников в Москве, которым было поручено не терять связи с тем новым миром, который нарождался в Московском царстве, домовладельцы, покинувшие дома верным тайным приказчикам, промышленники, купцы, адвокаты, общественные деятели. Бежали журналисты, московские и петербургские, бледные развратницы с накрашенными карминовыми губами. Бежали секретари директоров департаментов, юные пассивные педерасты. Бежали князья и алтынники, поэты и ростовщики, жандармы и актрисы императорских театров <…> И все лето, и все лето напирали и напирали новые. Появились хрящевато-белые с серенькой бритой щетинкой на лицах, с сияющими лаком штиблетами и наглыми глазами тенора-солисты, члены Государственной думы в пенсне, б… со звонкими фамилиями, биллиардные игроки…» Ядовитыми красками, короткими, контрастными мазками рисует Булгаков эту картину, но самое замечательное в ней – ее динамичность, стремительная интонация и ритм – ритм «бега»: «Бежали… бежали… бежали…» Во многих художественных, публицистических и мемуарных произведениях, посвященных Киеву 1918 года, можно найти соответствующие места – сама разношерстность беглецов, наполнявших город, словно бы провоцировала подобные описания. Есть они в романе...