• Приглашаем посетить наш сайт
    Блок (blok.lit-info.ru)
  • Гдешинский А. П. — Булгакову М. А., 9 декабря 1939 г.

    25

    А. П. Гдешинский — М. А. Булгакову

    9 XII <19>39

    Дорогой Миша!

    Несказанно рад улучшению в состоянии твоего здоровья. Всей душой верю, что тебе будет совсем лучше и ты будешь наслаждаться вполне и воздухом, и светом!

    Твои вопросы 1 возбудили во мне такой наплыв воспоминаний, что я, как «Ученик Чародея» в музыкальной пьесе Дюка,2 не могу уже остановить их. Боюсь, впрочем, чтобы с «большой тучи не вышло малого дождя!». Постараюсь, однако, ответить на твои вопросы:

    I. Играли ли у нас в семье когда-либо квартеты? чьи? какие? кто играл? на каком инструменте?

    У нас в семье постоянно играли всякие ансамбли, в том числе и квартеты. Квартеты струнные — прежде всего, переложение излюбленных хоров из опер — напр(имер) Глинка «Не проснется птичка утром» и «Ах, ты, свет Людмила» из «Руслана и Людмилы», Римский-Корсаков «Ай во поле липенька» из «Снегурочки», Бородин «Хор поселян» из «Князя Игоря», Чайковский — «Был у Христа-младенца сад» (легенда). Направник «Сторона ль сторонка» из оп<еры) «Нижегородцы» и другие. Эти переложения играли в составе трех скрипок и виолончели (3-я скрипка заменяла альт, т(ак> к<ак> его не было). Что касается настоящих квартетов, то играли (позже, когда я подучился и приезжал старший брат Поля,3 который играл на альте): квартет Бетховена 1-й f-dur— 1-ю часть и, в особенности, 2-ю часть — Adagio (которое навеяно скорбным и трагическим концом драмы Шекспира «Ромео и Джульетта») и менуэт из этого квартета; б) Шуберт — квартет d-moll и особенно среднюю его часть — тему с вариациями (Andante), известную под названием «Девушка и смерть»; с) Шуман — квартет (кажется, 1-й, 1-ю часть) (дивный, странно похожий на музыку Глинки); Гайдн — части квартета, известного под названием «Семь слов Спасителя». Кто играл, на каком инструменте? В квартетах-пепеложениях играли; Папа — на виолончели, я играл 1-ю скрипку, 2-ю — брат Гриша,4 3-ю скрипку — брат Платон или иногда сестра Соня. В настоящих квартетах (т(о) е<сть> Бетховен, Шуберт и т. д.) играли: 1-ю скрипку играл я. 2-ю—Гриита. альт — Поля и виолончель — Папа.

    II. Играли ли трио, дуэты?

    Играли: трио было излюбленная форма ансамбля. Играли прежде всего папины композиции для 2-х скрипок и виолончели (переделки из папиных «Детских песен», изданных Юргенсоном). Названия: «Буря» на слова Пушкина, «Пела, пела пташечка», «Румяной зарею», «Няня» и другие.

    Что касается трио (фортепьянные) — то за неимением фортепьяно— играли только партии скрипки и виолончели, например) фортепианное трио Гайдна 1-й и, кажется, 6 с характерной для Гайдна торжественностью (аккорды). Из 1-го трио — знаменитый финал «l’ongarese». В таком же составе играли «Сомненье» Глинки и «Жаворонок» его же. Из полных трио играли превосходные струнные трио для скрипки, альта и виолончели Бетховена (из самых ранних опусов, кажется, оп(ус) 2-й), где молодой Бетховен уже показывает свои когти (Ex ungue leonem5).

    В особенности помню чудеснейшее Andante quasi allegretto из 3-го, кажется, трио, на которое брат Поля, игравший альта, присочинил программу: эта часть называлась у нас «Сказка о короле Ричарде» (Львиное сердце), очевидно, отголосок романов В. -Скотта. И, действительно, все удивительно сходилось: как будто рыцарь едет, возвращаясь с дальних стран и подвигов, приближается к старинному замку. Что это? Раздается чудное пение, сопровождаемое аккомпанементом лютни Рыиапь смотрит и узнает в одном из окон башни евою милую В гонце музыка достигает такой выразительности чувстр. что. оканчивая это Аn- dante, — мы, бледные, смотрели в глаза друг другу с немым вопросом. . . пока кто-нибудь из нас не шептал волшебное имя — «Бетховен ».

    Играли еще чудесное трио Моцарта под названием «Дивертисмент», где в медленных и прозрачных гармониях видели и голубое небо, и солнце, и легкие облачка, плывущие по небосклону. (Была когда-то в «Ниве» такая картинка под названием «Музыка Моцарта».) Еще трио Виотти, для 2-х скрипок и виолончели.

    Дуэты: излюбленные и легкие были — Плейель ор. 8, в особенности № 2-й (для 2-х скрипок), а также дуэты Маваса. Когда я еше учился у Папы, превосходные мелодии школы Бепио (ей уже более 100 лет и до сих пор — лучшая), мы с Папой играли с упоением эти мелодии Берио на две скрипки. Дуэты для скрипки и виолончели Бетховена и другие.

    III. «Musette» Оффенбаха — это любимейшая папина вещь для виолончели, и, когда я вспоминаю эту прекрасную вещь и звук виолончели, мне кажется, что я никогда и не расставался с Папой. Очевидно, она и тебе нравилась, если ты вспомнил ее через тридцать лет! С большим удовольствием сообщаю тебе эти сведения, не сердись, если пускаюсь в излишние подробности.

    IV. Мы жили в доме на углу Ильинской и Во...ошской № 5/Я. кв. № 6. третий этаж налево.

    (Мы уже давно ждем шагов, прыгающих через ступеньки) — звонок и появляется, в особенности помню зимой, твоя фигура в шубе с поднятым воротником и слышится твой баритон: «Здр в- ствуйте, друзья мои!». . . . Летом помню в раскрытые окна неслись звуки виолончели, слышалось слабое постукивание шагов о тротуары, луна заливала булыжные мостовые, а напротив — из архиерейского сада неслось щелканье соловья. Неужели ничего не остается, кроме памяти? Да и она исчезает. . .

    V. План квартиры у тебя изумительно правильно сохранился в памяти, мне почти нечего добавлять:

    Гдешинский А. П. — Булгакову М. А., 9 декабря 1939 г.

    «Купеческого собрания». Однако я по памяти напишу тебе две-три программы, которые разве только в порядке номеров будут отличаться от оригинала, во всяком случае постараюсь написать характерное и 12-ти номеров, как ты «совершенно правильно изволил заметить».

    К программам «Купеческого собрания» мне хочется сделать несколько замечаний. Во 1-х, — о дирижерах. Самый «древний» дирижер — периода 1905 года — был Рудольф Буллериан.6 При нем программы носили более легкий «садовый» характер — номера были вроде: Блон — «Шопот цветов», его— «Шествие гномов» и т. д. К 1910—12 году, если не ошибаюсь, был дирижер Георг Шнеефогт,7 и это было расцветом оркестра «Купеческого сада». Он уже ставил такие вещи, как Вагнер — «Полет Валькирий», Рихард Штраус — «Тиль Эйленшпигель» и т. п.

    Были еще дирижер (ы> Терентьев,8 Чабан 9 и в 1913 г (оду), кажется, А. И. Орлов.10 Концертмейстеры-скрипачи: Антон Берг- лер (знаменитый своим ранением в заднюю часть во впемя сентябрьского выстрела в оперн(ом) театре 1912 г. Г11 Замечательный скрипач чех Крейза.12 Затем ученики Ауэра: 13 Пиастров14 Дан. Карпиловский.10 Еще были Эльфрида Боос,16 Цукка- рини 17 и др.

    Виолончелисты-скрипачи: Шебелик,18  Гдал ь-Залесский,19

    Шквор 20 и др. Арфа — Фаллада-Шквор 21 и т. д.

    Контрабас — Воячек 22 (с седой шевелюрой) и т. д.

    Затем следует заметить, что тогда не были так щедры на серьезную симфоническую музыку. Симфонические концерты обыкновенно носили некоторый характер торжественности и объявлялись:

    I симф(онический) конц(ерт), ІІ-й и т. д. Играли чаще всего или 4-ю симф(онию) Чайковского или 6-ю Патетическую его же, или Бетховен 5-ю симфонию. Играли на них также примерно такие вещи, как Р. Корсаков — «Шехерезада», Лист — симфоническая) поэма «Тассо» или вроде Дюка — «Ученик Чародея», Глазунов — «Раймонда», приблизительно, конечно.

    Не могу не вспомнить о способе нашего с Платоном попадания в сад. Влекомые жаждой музыки, мы, по известным причинам, не всегда могли пользоваться общим для всех входом с билетной кассой перед ним. Приходилось перелезать через забор или, как мы выражались, «через закон» бывш(егоѵ) Царского сада с риском порвать брюки, а главным образом попасть на глаза садовому сторожу в зеленом одеянии. Самочувствие выхода из тьмы дерев к свету было ужасно мучительно, и только сильное желание послушать музыку заставляло терпеть эти «нравственные страдания». Вспоминаю, кстати, что один раз Дм(итрий) Иванович) Богдашевский,23 тогда еще светский человек, выразил папе неудовольствие по поводу того, что нас с Платоном видели в саду на музыке. По его мнению, это удовольствие было не для нас. Помню также, что академические не хотели верить, что Платон поступил в политехникум. Все это, конечно, возмущало нас до глубины души.

    Что касается вопроса №7 — относительно академической библиотеки, то пока могу рассказать лишь следующее. Помню первую залу, вроде огромного вестибюля. За барьером — направо и налево — огромные и высокие конторки — налево для помощника) биб(лиотекаря), т<о>есть) Папы, а направо — для библиотекаря), т(о) е(сть) Амвро(сия) Семеновича) Крыловского. Зал двусветный. Здесь профессора и студенты делают заказы на книги и получают их. Налево в двепь открывается огромный зал, продлинноватый, сверху до низу уставленный по стенам полками для книг.

    Что находилось на этих полках, это я постараюсь раздобыть а priori: все богословие начиная от древнейших учителей церкви — Августин, Ориген, Лактанций. . . Были и интересные вещи вроде: Лукреций или Лукиан «О природе вещей», но это уже, скорее, к философии, которая была в изобильнейшем количестве, — история — литература! Помню, я сам читал Шекспира или, напр(имер), Ауэрбах<а) — роман «Вилла Эдем» (Имеется в виду роман «Дача на Рейне. — Т. В.) Смешно, конечно, пытаться охарактеризовать одну из древнейших и богатейших в мире библиотек. Сейчас она, кажется, соединена с университетской библиотекой. Постараюсь выцарапать что-либо из каталогов.

    Помню еще издавался журнал «Труды Киевской Духовн<ой) Академии».

    Сколько было зал, не помню, но тоже постараюсь узнать. А пока расскажу тебе небольшой эпизод: Один раз Папа пришел к обеду в веселом настроении и рассказал, что сегодня библиотеку посетил ректор Академии Владыка Феодосий. Меж ту ним и Амвросием Семеновичем произошел следующий разговор:

    Амвр(осий) Сем(енович) (развязно): «Вот, Ваше Преосв-о! Тут нужно сделать некоторые изменения. Этот шкаф поставить вот так, а перегородку передвинуть вот так, здесь сделать еще одну полку и приделать дверь и т. д. и т. д.

    Феодосий (все время нагинает нос к нероновской своей бороде) и, наконец, спрашивает: «Вы кончили Амв(росий) Сем(енович)?»

    Амв(росий) Сем(енович): — Да — я кончил.

    Феодосий: — Так вот что, Амвросий Семенович, ничего ж вам этого не будет сделано.

    — Если не смешно, то и не смейся.

    Дорогой Миша, а пока крепко тебя целую. Твой Александр.

    От Ларисы Николаевны самый сердечный привет, а также Елене Сергеевне.

    Сегодня я сел на мель: простудился: небольшая ангина и, кроме того, «перемалываю» новокаин, т<ак) к<ак> вырвал зуб. Ну, просто прелесть, а не жизнь.

    Как хорошо, что ты уже пишешь, приятно видеть твой почерк. А кто тебе пишет письма? Безукоризненно! Извини за мазню. Хочу скорее отослать ответы на твои вопросы.

    Шлю привет дорогому Михаилу Афанасьевичу и искренне желаю скорее и вполне поправиться! Мы вспоминаем Вас часто, часто.

    Уважающая Вас Л. Ильина.

    ПРИЛОЖЕНИЕ К ПИСЬМУ (9 XII 1938.) «ПРОГРАММЫ»

    Программа № 1

    I отд(еление)

    1. Массне — Уверт(юра) к оп<ере) «Сид»

    2. Бородин — Хор поселян из оп<еры> «Князь Игорь»

    3. Рубинштейн — «Вальс-каприз»

    4. Делиб — «Мазурка» из балета «Коппелия»

    II отд(еление)

    5. Сен-Санс — Danse macabre (соло на скрипке г(осподин) Берглер)

    6. Чайковский — Andante cantabile

    7. Боккерини — «Менуэт»

    8. Лист — 2-я венгерская рапсодия

    III отд(еление)

    9. Вебер — Вейнгартнер — «Приглашение к танцу»

    10. Лядов — «Музыкальная табакерка»

    11. Блон — «Шепот цветов»

    12. Мейербер —Марш из оп<еры) «Пророк»

    Программа № 2

    I отделение)

    1. Глинка — уверт(юра) «Руслан и Людмила»

    2. Глазунов — концертный вальс № 2 3 Чайковский — Романс № 5

    — «Балалайка»

    II отд(еление)

    5. Мусоргский — «Рассвет на Москва-реке»

    6. Чайковский — Сюита из бал(ета) «Лебединое озеро»

    a) вступление

    b) танец лебедей

    c) сцена solo скрипка, виолонч(ель) и арфа

    d) чардаш (порядок приблизительно!)

    7. Направник — «Меланхолия»

    8. Глинка — Лезгинка из оп(еры) «Руслан и Людмила»

    Ill отд(еление)

    9. а) Глазунов — «Эй, ухнем»

    — «Дубинушка»

    10. Рубинштейн — «Тореадор и андалузка»

    И. Лядов — «Кикимора»

    12. Чайковский — «Славянский марш»

    Программа № 3

    1. Вагнер — уверт(юра) «Тангейзер»

    2. Григ — сюита «Peer Gynt»

    a) Утро

    b) смерть Азы

    d) в чертогах короля гор

    3. Ернефельд—Колыбельная (solo на скрипке)

    4. Лист — 6-я венгерская рапсодия

    II отд(еление)

    — уверт(юра) «Виндзорские кумушки»

    6. Бизе — сюита «Arlesienne»

    8. Мендельсон — «Сон в летнюю ночь»

    III отд(еление)

    9. Сен-Санс — цыганский танец из оп(еры) «Генрих ѴІІІ-й»

    — Pizzicato из бал(ета) «Сильвия»

    11. Гроссман — чардаш из оп(еры) «Тень воеводы»

    12. Блон — шествие гномов

    Программа № 4

    I отд(еление)

    — уверт(юра) к оп<ере) «Манон»

    2. Чайковский — а) В церкви

    Ь) Осенняя песнь

    3. Главач — «Лучинушка» и хоровод

    4. Чайковский — «Итальянское каприччио»

    5. Литольф — уверт(юра) «Робеспьер»

    — сюита «Сигурд Иорсальфф»

    7. Тьерне — «Серенада»

    8. Глинка — «Арагонская хота»

    9. Лист — «Хроматический галоп»

    10. Гиро — Yretna Green

    11. Гуно — «Гимн св(ятой) Цецилии» (solo на скрипке)

    12. Ипполитов-Иванов а) в ауле

    Вспоминаю еще несколько вещей, характерных для той эпохи. Контский — «Пробуждение льва»

    Чайковский — увертюра «1812 год»

    Брага — «Серенада» [ангелов]

    Денца — «Вернись» (дрянцо в угоду мелкобуржуазной публике).

    — «Гугеноты» и другие. Вебер — увертюра «Фрей- шютц». Обер — «Немая из Портичи (Фенела)»

    Глинка — «Жаворонок» — трио: скрипка, виолончель, арфа

    «Сомнение»

    «Не искушай меня без нужды»

    и т. д. и т. п.

    Примечания

    1   Письмо М. Булгакова А. П. Гдешинскому от 2 декабря 1939 г. хранится в семейном архиве Е. А. Земской (Москва). По свидетельству сестры М. Булгакова Н. А. Булгаковой, в замужестве Земской (1893—1971), «Киев брат нежно любил до конца своих дней. Замышлял написать автобиографическую повесть (уже больной писал об этом другу в Киев)».

    «Записок покойника» («Театрального романа»). Елена Сергеевна рассказывала задуманный Булгаковым финал романа: «Премьера пьесы тяжела Максудову, отзывы прессы оскорбительны. Он чувствует себя на грани самоубийства. Едет в Киев — город юности. (Тут Булгаков руки потирал, предвкушая удовольствие, так хотелось ему еще раз написать о Киеве). И герой бросается вниз головой с Цепного моста» (Лакшин В. Елена Сергеевна рассказывает. . . // Огонек. 1987. № 19. С. 23).

    М. Чудакова считает, что Булгаков «надеялся отдаться воспоминаниям и хотел, видимо, придать им некую систематичность» (Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. С. 645)'.

    Дюка Поль (1865—1935) —французский композитор, писатель, педагог. Мировую известность ему принесло симфоническое скерцо «Ученик Чародея» по балладе И. -В. Гете.

    3   — по-видимому, один из старших сыновей П. С. Гдешинского от первого брака — Поликарп.

    4   Брат Гриша — старший брат А. П. Гдешинского, Григорий Петрович — был священником, служил в Одессе.

    5   Ex ungue leonem — по когтям узнают льва (латинская пословица).

      Буллериан Рудольф (1856—1911) —известный немецкий дирижер. Начиная с 1897 г. дирижировал в Киеве (сад Купеческого собрания), некоторое время состоял в Киеве директором музыкальной школы Блуменфельда.

    7   Шнеефогт Георг Леннарт (1872—1947) —финский дирижер и виолончелист. Дирижировал симфоническим оркестром в Киеве в 1908—1909 гг.

    8   — сведений о его пребывании в Киеве обнаружить не удалось.

    9   Чабан — сведений о его пребывании в Киеве обнаружить не удалось.

    10   Орлов Александр Иванович (1873—1948) — известный русский советский дирижер. С 1907 г. работал в городах Южной России симфоническим и оперным дирижером.

      — скрипач, преподаватель музыкальной школы Н. И. Иконникова, затем музыкальной школы Н. А. Тутковского. Был ранен при покушении в театре на П. А. Столыпина 1 сентября 1911 г. В газете «Киевская мысль» от 2 сентября 1911 г. в заметке «Покушение на жизнь Председателя Совета министров П. А. Столыпина» сообщалось: «Как вскоре выяснилось, вторая пуля, ранившая П. А. Столыпина в руку, — рикошетом ранила в оркестре музыканта Берглера в ногу». Автор письма неправильно указал дату гiокушения.

    12 Крейза Ян Павлович — преподаватель музыки по классу скрипки в музыкальной школе Н. А. Тутковского.

    13   —1930) — известный скрипач, преподаватель Петербургской консерватории, дирижер. С 1918 г. жил в США.

    14   Пиастро Михаил Борисович (1892—1970) —известный скрипач, был учеником профессора Ауэра с 1906 по 1910 г. Окончил консерваторию с большой золотой медалью.

    15 Карпиловский Даниил был учеником профессора Ауэра Л. С. с 1911-го по 1916 г.

      Боос Эльфрида была ученицей профессора Ауэра Л. С. с 1904-го по 1908 г.

    17 Цуккарини — в списках окончивших Петербургскую консерваторию по классу профессора Ауэра Л. С. не значится.

    13 Шебелик Иван Феодорович — виолончелист, преподаватель музыкальной школы Н. А. Тутковского.

     Гдаль-Залесский — сведений о его пребывании в Киеве обнаружить не удалось.

    20 Шквор Макс Антонович — виолончелист, преподаватель музыкальной школы Н. А. Тутковского.

    21 — арфистка, преподаватель музыкального училища Киевского отделения Императорского музыкального общества.

    22 Воячек Феодосий Иванович — композитор, преподаватель по классу контрабаса музыкального училища Киевского отделения Императорского музыкального общества.

      Богдашевский Дмитрий Иванович — профессор Духовной академии, про- тоирей, товарищ председателя Киевского православного религиозно-просветительного общества в 1915 г. Жил в доме Духовной академии вместе с семьей Гдешинских (Ильинская, д. 5).