• Приглашаем посетить наш сайт
    Маркетплейс (market.find-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1961"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Булгакова Елена: Дневник, воспоминания. Из писем к Александру Сергеевичу Нюренбергу
    Входимость: 6. Размер: 18кб.
    2. Булгакова Елена: Дневник, воспоминания. К читателю
    Входимость: 6. Размер: 67кб.
    3. Булгакова Елена: Дневник, воспоминания. Из писем к Николаю Афанасьевичу Булгакову
    Входимость: 5. Размер: 28кб.
    4. Фокин Павел: Булгаков без глянца (ознакомительный фрагмент). Елена
    Входимость: 3. Размер: 15кб.
    5. Соколов Б. В.: Михаил Булгаков - загадки судьбы. Глава 6. "Невозможность писать равносильна для меня погребению заживо". Режиссер, либреттист, романист. 1930–1940. Страница 7
    Входимость: 3. Размер: 50кб.
    6. Булгакова Е. С. ― Булгакову Н. А., 6 января 1961 г.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    7. Галинская И. Л.: Наследие Михаила Булгакова в современных толкованиях. Ершалаим и его окрестности в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита"
    Входимость: 2. Размер: 44кб.
    8. Фокин Павел: Булгаков без глянца (ознакомительный фрагмент). Болезнь
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    9. Фокин Павел: Булгаков без глянца (ознакомительный фрагмент). Занавес
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    10. Семенюк О. А.: Синонимия в произведениях М. Булгакова - социокультурный аспект
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    11. Булгакова Е. С. ― Булгакову Н. А., 5 января 1961 г.
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    12. Смолин Геннадий: Как отравили Булгакова. Яд для гения (ознакомительный фрагмент). Архив мастера. Письма
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    13. Михаил Булгаков в «Трудах и днях Максимилиана Волошина»
    Входимость: 2. Размер: 46кб.
    14. Письма о Булгакове
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    15. Левин А. Б.: "Двенадцать стульев" из "Зойкиной квартиры"
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    16. Фокин Павел: Булгаков без глянца (ознакомительный фрагмент). Покой мастера
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    17. Булгаков М. А. ― Шиловской Е. С., июль 1930 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    18. Яновская Лидия: Творческий путь Михаила Булгакова. Война
    Входимость: 1. Размер: 72кб.
    19. Мешков В.А.: "Михаил Булгаков и Крым - новые страницы". Михаил Булгаков и Евпатория
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    20. Фокин Павел: Булгаков без глянца (ознакомительный фрагмент). С детьми
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    21. Варламов А. Н.: Михаил Булгаков. Библиография
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    22. Чудакова М.: Жизнеописание Михаила Булгакова. Глава первая. Киевские годы: семья, гимназия и университет. Война. Медицина. Революция. Пункт 1
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    23. Петровский Мирон: Мастер и город. Киевские контексты Михаила Булгакова. Глава четвертая. В коробочке киевской сцены
    Входимость: 1. Размер: 133кб.
    24. Яновская Л. М.: Записки о Михаиле Булгакове. "Королева моя французская... ". Страница 4
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    25. Булгаковская энциклопедия (краткая). СТАЛИН
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    26. Булгаковская энциклопедия (краткая). БУЛГАКОВ ИВАН АФАНАСЬЕВИЧ
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    27. Джулиани Рита: Пилат у Булгакова - от структуры к поэтике "Мастера и Маргариты"
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    28. Соколов Б. В.: Михаил Булгаков - загадки судьбы. Глава 6. "Невозможность писать равносильна для меня погребению заживо". Режиссер, либреттист, романист. 1930–1940. Страница 2
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    29. Чудакова М.: Жизнеописание Михаила Булгакова. Глава вторая. Первые московские годы. Пункт 1. Страница 3
    Входимость: 1. Размер: 57кб.
    30. Ермолинский С.: О времени, о Булгакове и о себе. Н. Рязанцева. Майский день — именины сердца
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    31. Оборин Лев: Почему все сходят с ума по "Мастеру и Маргарите"? Стыдные вопросы о самом известном романе Михаила Булгакова
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    32. Стронгин Варлен: Михаил Булгаков. Три женщины Мастера. Глава семнадцатая. Будни счастья
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    33. Стронгин Варлен: Михаил Булгаков. Три женщины Мастера. Глава шестнадцатая. В погоне за счастьем
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    34. Ермолинский С.: О времени, о Булгакове и о себе. Юность. Автобиографическая повесть
    Входимость: 1. Размер: 87кб.
    35. Замятин Е. И. — Булгакову М. А., 23 октября 1930 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    36. Ковалёв Г. Ф.: Автобиографизм ономастики М. А. Булгакова
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    37. Зеркалов Александр: Этика Михаила Булгакова. 30. Сытый по-голодному не разумеет
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    38. Булгаковская энциклопедия (краткая). ФЛОРЕНСКИЙ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    39. Булгаковская энциклопедия (краткая). МАСОНСТВО
    Входимость: 1. Размер: 85кб.
    40. Суздальцева Т. В.: Михаил Афанасьевич Булгаков. Биография. Автобиографическая тема
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    41. Фокин Павел: Булгаков без глянца (ознакомительный фрагмент). Рассказчик
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    42. Рецептер В.: Булгаковиада (ознакомительный фрагмент). Глава 9
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    43. Фокин П.: Булгаков без глянца (ознакомительный фрагмент). Рассказчик
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    44. Яновская Лидия: Творческий путь Михаила Булгакова. Судьба Турбиных
    Входимость: 1. Размер: 77кб.
    45. Ермолинский С.: О времени, о Булгакове и о себе. Записки о М. Булгакове. Часть третья. После смерти
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    46. Шошин В. А.: М. А. Булгаков как автор оперных либретто
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    47. Воробьевский Ю.: Неизвестный Булгаков. На свидании с сатаной (ознакомительный фрагмент). "Вечный огонь" из примуса
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    48. М. А. Булгаков в неизданных письмах А. М. Горького и А. А. Фадеева
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    49. Яновская Л. М.: Записки о Михаиле Булгакове. "Королева моя французская... ". Страница 1
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    50. Варламов А. Н.: Михаил Булгаков. Часть третья. Елена. Глава восьмая. Како веруеши?
    Входимость: 1. Размер: 110кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Булгакова Елена: Дневник, воспоминания. Из писем к Александру Сергеевичу Нюренбергу
    Входимость: 6. Размер: 18кб.
    Часть текста: писатель. А его они тоже как-то соблазнили, сказав, что придут интересные люди, словом, он пошел. Сидели мы рядом (Евгений Александрович был в командировке, и я была одна), у меня развязались какие-то завязочки на рукаве (Лиличка должна помнить это платье, я его купила у Энтиной), я сказала, чтобы он завязал мне. И он потом уверял всегда, что тут и было колдовство, тут-то я его и привязала на всю жизнь. На самом деле, ему, конечно, больше всего понравилось, что я, вроде чеховского дьякона в «Дуэли», смотрела ему в рот и ждала, что он еще скажет смешного. Почувствовав такого благодарного слушателя, он развернулся вовсю и такое выдал, что все просто стонали. Выскакивал из-за стола, на рояле играл, пел, танцевал, словом, куражился вовсю. Глаза у него были ярко-голубые, но когда он расходился так, они сверкали, как бриллианты. Тут же мы условились идти на следующий день на лыжах. И пошло. После лыж — генеральная «Блокады», после этого — актерский клуб, где он играл с Маяковским на биллиарде, и я ненавидела Маяковского и настолько явно хотела, чтобы он проиграл Мише, что Маяковский уверял, что у него кий в руках не держится. (Он играл ровнее Миши, — Миша иногда играл блестяще, а иногда мазал.) Словом, мы встречались каждый день и, наконец, я взмолилась и сказала, что никуда не пойду, хочу выспаться, и чтобы Миша не звонил мне сегодня. И легла рано, чуть ли не в девять часов. Ночью (было около трех, как оказалось потом) Оленька, которая всего этого не одобряла, конечно, разбудила меня: иди, тебя твой Булгаков зовет к телефону. (Страшно раздраженно сказала.) Я подошла. «Оденьтесь и выйдите на крыльцо», — загадочно сказал Миша, и, не объясняя ничего, только повторял эти слова. Жил он в это время на Большой Пироговской, а мы на Большой Садовой, угол Малой Бронной, в особнячке, видевшем Наполеона, с каминами, с кухней внизу, с круглыми окнами, затянутыми сиянием, словом, дело не в...
    2. Булгакова Елена: Дневник, воспоминания. К читателю
    Входимость: 6. Размер: 67кб.
    Часть текста: перерывами вела на протяжении всей их совместной жизни. Записывала события жизни Булгакова, малые и большие (иногда несоразмерно, но кто же может в момент события определить его истинный масштаб?). Отмечала вехи литературной работы, встречи, даты, которые считала значительными. Любовно заносила в дневник подлинные реплики Булгакова, часто афористичные. Записывала их точно или почти точно, насколько точно можно было их записать через час или назавтра, — как правило, без кавычек, в виде прямой речи, с красной строки. («Меня Миша приучил очень критически относиться к кавычкам», — писала в мае 1961 года брату, А. С. Нюренбергу, в ФРГ.) Это был не бытовой — это был литературный дневник, и вместе с тем — просто дневник, потому что творческая жизнь Булгакова была ее жизнью. Записи 1933–1940 годов стали ценнейшим литературным и историческим документом. В самом начале 60-х годов Елена Сергеевна первая уловила то, чего еще никто, кроме нее, не понимал: творчество Булгакова начало пробиваться сквозь плотный пласт молчания, прорастать сквозь толщу небытия. Шла в печать — и еще срывалась «Жизнь господина де Мольера» (впервые выйдет в свет в 1962 году); шли в печать — и еще срывались «Записки юного врача» (выйдут в свет в 1963-м). Елена Сергеевна писала брату (1961, июль): «О «Белой гвардии» пока что разговора со мной нет ни у кого. А между тем, мне очень важно, чтобы она вышла…» («Белая гвардия» выйдет в 1966-м). И вместе с тем, ...
    3. Булгакова Елена: Дневник, воспоминания. Из писем к Николаю Афанасьевичу Булгакову
    Входимость: 5. Размер: 28кб.
    Часть текста: Никол, прошел 21 год со времени получения письма от Вас — от 21. VI. 39. Это было еще при жизни Миши. Мы никак не могли объяснить себе наступившего после этого молчания. Миша умер 10 марта 1940 г. У него была неизлечимая болезнь — нефросклероз, гипертоническая болезнь. Затем война. В моей жизни новое горе — умер сын. Я не задаю сейчас Вам никаких вопросов и не пишу о себе, буду ждать ответа от Вас. Пишу на этот адрес, кроме того, на адрес Ваш и Ивана Афанасьевича — квартирный. Мой адрес сейчас: Москва, Г-19, Суворовский бульвар, 25, кв. 23. Шлю сердечный привет Вам и всей семье. Елена Булгакова. 17 октября 1960 г. Дорогие Ксения Александровна и Николай Афанасьевич, с большой радостью получила вчера Ваше письмо от 11 октября. Кстати, напишите мне, пожалуйста, когда Вы получили мое письмо и от какого числа? Дело в том, что я на адрес лаборатории профессора д'Эреля послала Вам два письма. Кроме того, на старые квартирные адреса — Ваш и Ивана Афанасьевича — на rue Duval — тоже два письма, но они вернулись обратно. Одновременно с этим письмом я ...
    4. Фокин Павел: Булгаков без глянца (ознакомительный фрагмент). Елена
    Входимость: 3. Размер: 15кб.
    Часть текста: человека. Была, что называется, счастливая семья: муж, занимающий высокое положение, двое прекрасных сыновей-Вообще все было хорошо. Но когда я встретила Булгакова случайно в одном доме, я поняла, что это моя судьба, несмотря на все, несмотря на безумно трудную трагедию разрыва. Я пошла на все это, потому что без Булгакова для меня не было бы ни смысла жизни, ни оправдания ее… [5; 387] Игорь Владимирович Белозерский. В записи С. П. Князевой:   А вы знаете, как Михаил Афанасьевич познакомился с нею? Некто по имени Петя решил от нее избавиться как от любовницы и предложил ее Булгакову, который был большим котом и мог подойти прямо на улице к женщине и пригласить в ресторан, сказав, что у него много денег. Вдова этого Пети (не буду называть его фамилию) рассказала Любовь Евгеньевне, что перед смертью тот просил прощения у Любови Евгеньевны за то, что таким образом разрушил семью. <…> Любовь Евгеньевна тоже не была святой. Романов у нее было много. Но рана, нанесенная булгаковским уходом, никогда не затягивалась. Любовь Евгеньевна Белозерская-Булгакова: В 29–30 годах мы с М. А. поехали как-то в гости к его старым знакомым, мужу и жене Моисеенко (жили они в доме Нирензее в Гнездниковском переулке). За столом сидела хорошо причесанная интересная дама — Елена Сергеевна Нюренберг, по мужу Шиловская. Она вскоре стала моей приятельницей и начала запросто и часто бывать у нас в доме. Так на нашей семейной орбите появилась эта женщина, ставшая впоследствии третьей женой М. А Булгакова [4; 148]. Елена Сергеевна Булгакова. Из письма А. С. Нюренбергу, февраль 1961 г.:   Это было на масляной, у одних общих знакомых. По Киеву они были знакомы с Мишей, но он их не любил и хотел закончить бывать у них. С другой стороны, и...
    5. Соколов Б. В.: Михаил Булгаков - загадки судьбы. Глава 6. "Невозможность писать равносильна для меня погребению заживо". Режиссер, либреттист, романист. 1930–1940. Страница 7
    Входимость: 3. Размер: 50кб.
    Часть текста: и Елена Сергеевна связывали большие надежды. Они надеялись, что постановка пьесы о Сталине позволит наконец Михаилу Афанасьевичу пробиться и на сцену, и в печать, а главное — опубликовать «Мастера и Маргариту». 11 июня 1939 года Елена Сергеевна записала в дневнике: «Пришла домой. Борис Эрдман сидит с Мишей, а потом подошел и Николай Робертович. Миша прочитал им три картины и рассказал всю пьесу („Батум“. — Б. С.  ). Они считают, что — удача грандиозная. Нравится форма вещи, нравится роль героя. Николай Робертович подписал наконец договор на свой киносценарий. Борис очень доволен своей работой (найденной при этой работе новым) — над 1812 г. Мы сидели на балконе и мечтали, что сейчас приблизилась полоса везения нашей маленькой компании». Окрыленная Елена Сергеевна 11 августа писала матери: «Мамочка, дорогая, давно уже собиралась написать тебе, но занята была безумно. Миша закончил и сдал МХАТу пьесу… Устал он дьявольски, работа была напряженная, надо было сдать ее к сроку. Но усталость хорошая — работа была страшно интересная. По общим отзывам, это большая удача. Было несколько чтений — два официальных и другие — у нас на квартире, и всегда большой успех». В тот же день она записала в дневнике: «Вечером звонок — завлит Воронежского театра — просит пьесу — „ее безумно расхваливал Афиногенов“. Сегодня встретила одного знакомого, то же самое — „слышал, что М. А. написал изумительную пьесу“. Слышал не в Москве, а где-то на юге. Забавный случай: Бюро заказов Елисеева. То же сообщение — Фани Николаевна. — А кто вам сказал? — Яков Данилыч (Розенталь. — Б. С.  ). Говорил, что потрясающая пьеса. Яков Данилович — главный заведующий рестораном в Жургазе. Слышал он, конечно, от посетителей. Но уж очень забавно: заведующий рестораном заказывает в гастрономе продукты — и тут же...
    6. Булгакова Е. С. ― Булгакову Н. А., 6 января 1961 г.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    Часть текста: Булгакова Е. С. ― Булгакову Н. А., 6 января 1961 г. 4. 16 января 1961 года [...] Мишина могила часто вызывает такое восхищение, что ко мне звонят незнакомые и говорят об этом [...]. Я долго не оформляла могилы, просто сажала цветы на всем пространстве, а кругом могилы посажены мной четыре грушевых дерева, которые выросли за это время в чудесные высокие деревья, образующие зеленый свод над могилой. Я никак не могла найти того, чтобы я хотела видеть на могиле Миши — достойного его. И вот однажды, когда я, по обыкновению, зашла в мастерскую при Новодевичьем кладбище, — я увидела глубоко запрятавшуюся в яме какую-то гранитную глыбу. Директор мастерской, на мой вопрос, объяснил, что это — голгофа с могилы Гоголя, снятая [...] когда ему поставили новый памятник. По моей просьбе, при помощи экскаватора, подняли эту глыбу, подвезли к могиле Миши и водрузили. С большим трудом, так как этот гранит труден для обработки, как железо, рабочие вырубили площадочку для надписи: Писатель Михаил Афанасьевич Булгаков. 1891—1940. (4 строчки, золотыми буквами). Вы сами понимаете, как это подходит к Мишиной могиле — Голгофа с могилы его любимого писателя Гоголя. Теперь каждую весну я сажаю только газон. Получается изумительный густой ковер, на нем Голгофа, над ней купол из зеленых густых ветвей. Это поразительно красиво и необычно, как был необычен и весь Миша — человек и художник... Эту глыбу — морской гранит — привез Аксаков специально для могилы Гоголя...
    7. Галинская И. Л.: Наследие Михаила Булгакова в современных толкованиях. Ершалаим и его окрестности в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита"
    Входимость: 2. Размер: 44кб.
    Часть текста: «Мастер и Маргарита» Камни, подайте мне весть, о, молвите, гордые зданья! Улицы, слова я жду! И. В. Гёте. «Римские элегии» Кого из читателей «Мастера и Маргариты» не восхищали живописность, топографическая аккуратность и богатство конкретных деталей в описании М. А. Булгаковым столицы Иудеи! Встречалось даже в этой связи утверждение, что исторический Иерусалим воспроизведен в «Мастере и Маргарите» «с археологической точностью». [23] Другой автор объяснял столь четкое панорамное воссоздание в романе улиц, переулков, площадей, храмовых строений, дворцов, мостов, казарм, крепостных стен, башен и ворот Ершалаима тем, что передвижение в древнем граде булгаковских персонажей выверялось писателем «по карте, относящейся ко времени Иисуса Христа». [24] Увы, в качестве сущего выдавалось в обоих случаях всего лишь желаемое, — уже хотя бы по той причине, что датированный первым веком нашей эры план Иерусалима обнаружить пока никому не удалось. Не подтверждается и суждение, будто в художественном своем ви?дении топографии города Ершалаима Булгаков опирался на обобщенные им соответствующие места из Нового Завета, Талмуда и трудов Иосифа Флавия, [25] ибо, даже будучи подключенной к результатам научных измерений и раскопок, [26] совокупность сведений о топографии Иерусалима первого века нашей эры, содержащихся в Новом Завете, Талмуде и произведениях Иосифа Флавия, реконструировать истинный архитектурно-топографический облик библейского города не позволяет. Не случайно ведь и сегодня, по прошествии более чем полувека со времени написания Булгаковым его последнего, «закатного» романа, на карте Иерусалима, прилагаемой к иным изданиям Библии, остаются под вопросом места расположения Голгофы, Гаввафы (Лифостротона) и града Давидова (так называлась крепость на горе Сион), а в современных изданиях Нового завета, которые снабжены картой «без вопросительных знаков», дается лишь...
    8. Фокин Павел: Булгаков без глянца (ознакомительный фрагмент). Болезнь
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    Часть текста: Земская. Из дневника:   ЗАБОЛЕВАНИЕ 1. Поиски, куда поехать в отпуск. 2. Первая замеченная потеря зрения — на мгновение (сидел, разговаривал с одной дамой, и вдруг она точно облаком заволоклась — перестал ее видеть). Решил, что это случайно, нервы шалят, нервное переутомление. 3. Поездка для отдыха, вместо юга, в Ленинград. 4. В гостинице. 5. Утром вышел на Невский и вдруг замечаю, что не вижу вывесок. Тут же к врачу. Он советует немедленно вернуться в Москву и сделать анализ мочи. 6. Жене: «Ты знаешь, что он мне произнес мой смертный приговор». 7. В Москве. Болезнь та же, что у отца. Воспоминания о том, как болел отец. Теперь Мише стало лучше [9; 82]. Елена Сергеевна Булгакова. Из письма Н. А. Булгакову. Москва, 16 января 1961 г.:   Уехали 10 сентября, а вернулись через четыре дня, так как он почувствовал в первый же день на Невском, что слепнет. Нашли там профессора, который сказал, проверив его глазное дно: «Ваше дело плохо». Потребовал,...
    9. Фокин Павел: Булгаков без глянца (ознакомительный фрагмент). Занавес
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    Часть текста: кончились. Они стали трудны для него. Когда он меня звал, я заходил к нему. Однажды, подняв на меня глаза, он заговорил, понизив голос и какими-то несвойственными ему словами, стесняясь: — Что-то я хотел тебе сказать… Понимаешь… Как всякому смертному, мне кажется, что смерти нет. Ее просто невозможно вообразить. А она есть. Он задумался и потом сказал еще, что духовное общение с близким человеком после его смерти отнюдь не проходит, напротив, оно может обостриться, и это очень важно, чтобы так случилось… — Фу ты, — перебил он сам себя, — я, кажется, действительно совсем плох, коли заговорил о таких вещах. Ты не находишь? <…> Без сомнения, он понимал, что с ним происходит, и готовился к последним физическим страданиям. Это подтверждалось и тем, что, когда мозг его был еще светел, он вызвал свою любимую младшую сестру Лёлю (Елену Афанасьевну, по мужу Светлаеву) и шепнул ей, чтобы она разыскала и попросила заехать к нему Татьяну Николаевну Лаппа [8; 99]. Елена Сергеевна Булгакова. Из дневника:   <1940>   1 января.   Ушел самый тяжелый в моей жизни год 1939-й, и дай Бог, чтобы 1940-й не был таким! Вчера после обеда зашел к нам Борис Эрдман, посидел у нас до вечера. Потом — Файко — перед своей встречей у Шкваркина. Часов в одиннадцать пришел Ермолинский и мы вчетвером — Миша, Сережа, Сергей Ермолинский и я — тихо, при свечах, встретили Новый год: Ермолинский — с рюмкой водки в руках, мы с Сережей — белым вином, а Миша — с мензуркой микстуры. Сделали чучело Мишиной болезни — с лисьей головой (от моей чернобурки), и Сережа, по жребию, расстрелял его. Было много разговоров по телефону, от мхатчиков (Оля, Виленкин, Федя, Гжельский, Книппер), из Большого театра — Мордвинов, Иванов Борис Петрович, Петя Вильямс, Топленинов. Звонил Шапиро М. Л., звонил Файко с приветом от Шкваркина, еще кто-то. Сегодня поздравления и пожелания продолжаются: ...
    10. Семенюк О. А.: Синонимия в произведениях М. Булгакова - социокультурный аспект
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    Часть текста: слушающего, - выявлению смысла или варианта значения, который вкладывается в эту единицу говорящим. Одним из заметных факторов употребления и, что важно, интерпретации синонимов является социокультурный контекст или фон. Роль контекста (в широком смысле этого понятия) при рассмотрении синонимов весьма значительна, а при анализе речевой синонимии, синонимии художественного текста, становится еще более важной, так как именно контекст определяет окончательную степень семантического преобразования слов-синонимов, подчиненность денотативному значению и т. д. Как известно, синонимия в художественном тексте многофункциональна. Основные и сопутствующие художественно-эстетические функции синонимов определяются рядом факторов: положением в контексте, взаимоотношением с другими языковыми единицами, наличием эмоциональных оттенков в слове-синониме, стилистической маркированностью, типичными особенностями переносного значения и т. п. Кроме того, особую роль играют неязыковые факторы: авторская задача, тема контекста, социально-культурная среда, в которой живут персонажи, время создания произведения, его жанр и др. Стилистические, семантико-стилистические и контекстуальные синонимы в силу своей эмоционально-оценочной маркированности более многофункциональны и способны вместе с уже названными двумя функциями реализовывать достаточно сложные художественно-эстетические задачи. Например, в отрывке из Мастера и Маргариты, где кот обращается к оркестру, читаем: [...] кот выскочил к рампе и вдруг рявкнул на весь театр человеческим голосом: - Сеанс окончен! Маэстро! Урежьте марш!! Ополоумевший дирижер, не отдавая себе отчета в том, что делает, взмахнул палочкой, и оркестр не заиграл, и даже не грянул, и даже не хватил, а именно, по омерзительному выражению кота, урезал какой-то невероятный [...] марш [1958] . Приведенный синонимический ряд в контексте выполняет несколько функций - и создания образности, и нагнетания эмоционального состояния, и создания...