• Приглашаем посетить наш сайт
    Чехов (chehov-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлова начинающиеся на букву "Е"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  

    Показаны лучшие 100 слов (из 284).
    Чтобы посмотреть все варианты, нажмите

     Кол-во Слово (варианты)
    523ЕВА (ЕВЕ, ЕВОЙ, ЕВЫ, ЕВУ)
    634ЕВАНГЕЛИИ, ЕВАНГЕЛИЕ (ЕВАНГЕЛИЯ, ЕВАНГЕЛИЯХ, ЕВАНГЕЛИЙ)
    103ЕВАНГЕЛИСТ (ЕВАНГЕЛИСТА, ЕВАНГЕЛИСТОВ, ЕВАНГЕЛИСТУ, ЕВАНГЕЛИСТЫ)
    353ЕВАНГЕЛЬСКИЙ (ЕВАНГЕЛЬСКОГО, ЕВАНГЕЛЬСКИМИ, ЕВАНГЕЛЬСКИМ, ЕВАНГЕЛЬСКАЯ, ЕВАНГЕЛЬСКОМУ)
    20ЕВГЕНИКА (ЕВГЕНИКЕ, ЕВГЕНИКОЙ, ЕВГЕНИКИ, ЕВГЕНИКУ)
    373ЕВГЕНИЯ, ЕВГЕНИЙ (ЕВГЕНИИ, ЕВГЕНИЕМ, ЕВГЕНИЮ)
    44ЕВГЕНЬЕВИЧ (ЕВГЕНЬЕВИЧА, ЕВГЕНЬЕВИЧЕМ)
    628ЕВГЕНЬЕВНЕ (ЕВГЕНЬЕВНЫ, ЕВГЕНЬЕВНОЙ, ЕВГЕНЬЕВНА, ЕВГЕНЬЕВНУ)
    235ЕВГЕНЬЯ (ЕВГЕНИЙ)
    14ЕВГРАФ (ЕВГРАФОМ, ЕВГРАФА, ЕВГРАФЕ)
    18ЕВЛАМПИЯ, ЕВЛАМПИИ, ЕВЛАМПИЙ
    130ЕВПАТОРИЙСКИЙ (ЕВПАТОРИЙСКИХ, ЕВПАТОРИЙСКАЯ, ЕВПАТОРИЙСКИЕ, ЕВПАТОРИЙСКУЮ)
    487ЕВПАТОРИЯ (ЕВПАТОРИИ, ЕВПАТОРИЮ, ЕВПАТОРИЕЙ)
    61ЕВРЕИНОВ (ЕВРЕИНОВУ, ЕВРЕИНОВЫМ, ЕВРЕИНОВА)
    318ЕВРЕЙ (ЕВРЕЯ, ЕВРЕЕВ, ЕВРЕИ, ЕВРЕЯМ)
    22ЕВРЕЙКА (ЕВРЕЙКУ, ЕВРЕЙКЕ, ЕВРЕЙКОЙ, ЕВРЕЙКИ)
    220ЕВРЕЙСКИЙ (ЕВРЕЙСКОГО, ЕВРЕЙСКИЕ, ЕВРЕЙСКОЙ, ЕВРЕЙСКОЕ)
    200ЕВРОПА (ЕВРОПЫ, ЕВРОПЕ, ЕВРОПУ, ЕВРОПОЙ)
    34ЕВРОПЕЕЦ (ЕВРОПЕЙЦЕВ, ЕВРОПЕЙЦЫ, ЕВРОПЕЙЦАМИ, ЕВРОПЕЙЦА, ЕВРОПЕЙЦАМ)
    131ЕВРОПЕЙСКИЙ (ЕВРОПЕЙСКОЙ, ЕВРОПЕЙСКИХ, ЕВРОПЕЙСКОМ, ЕВРОПЕЙСКИЕ, ЕВРОПЕЙСКИМ)
    73ЕГИПЕТ (ЕГИПТЕ, ЕГИПТА, ЕГИПТУ, ЕГИПТОМ)
    124ЕГИПЕТСКИЙ (ЕГИПЕТСКАЯ, ЕГИПЕТСКУЮ, ЕГИПЕТСКОГО, ЕГИПЕТСКОЙ)
    14ЕГИПТЯНЕ
    126ЕГОРА, ЕГОР, ЕГОРЫ (ЕГОРОВ, ЕГОРОМ)
    132ЕГОРОВ (ЕГОРОВА, ЕГОРОВЫМ, ЕГОРОВУ, ЕГОРОВЫХ)
    313ЕДА (ЕДУ, ЕДЕ, ЕДЫ, ЕДОЙ)
    39ЕДИНЕНИЕ (ЕДИНЕНИИ, ЕДИНЕНИЯ, ЕДИНЕНИЕМ)
    85ЕДИНИЦА (ЕДИНИЦЫ, ЕДИНИЦУ, ЕДИНИЦЕЙ, ЕДИНИЦАХ)
    26ЕДИНИЧНЫЙ (ЕДИНИЧНЫ, ЕДИНИЧНОЙ, ЕДИНИЧНЫМИ, ЕДИНИЧНОЕ)
    25ЕДИНОГЛАСНЫЙ (ЕДИНОГЛАСНО, ЕДИНОГЛАСНОЕ, ЕДИНОГЛАСНЫМ)
    13ЕДИНОДУШИЕ (ЕДИНОДУШИЯ, ЕДИНОДУШИИ, ЕДИНОДУШИЕМ)
    56ЕДИНОДУШНЫЙ (ЕДИНОДУШНО, ЕДИНОДУШНОГО, ЕДИНОДУШНОЕ, ЕДИНОДУШНЫ, ЕДИНОДУШНЫМ)
    30ЕДИНОЛИЧНЫЙ (ЕДИНОЛИЧНО, ЕДИНОЛИЧНЫМ, ЕДИНОЛИЧНУЮ, ЕДИНОЛИЧНОЙ, ЕДИНОЛИЧНОЕ)
    63ЕДИНОМЫШЛЕННИК (ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ, ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ, ЕДИНОМЫШЛЕННИКОМ, ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМИ)
    314ЕДИНСТВЕННЫЙ (ЕДИНСТВЕННО, ЕДИНСТВЕННЫМ, ЕДИНСТВЕННОЕ, ЕДИНСТВЕННАЯ)
    98ЕДИНСТВО (ЕДИНСТВА, ЕДИНСТВЕ, ЕДИНСТВОМ, ЕДИНСТВУ)
    219ЕДИНЫЙ (ЕДИНОГО, ЕДИНОЙ, ЕДИНОЕ, ЕДИНУЮ)
    56ЕДКИЙ (ЕДКОЙ, ЕДКАЯ, ЕДКО, ЕДКОМУ, ЕДКОГО)
    23ЕЖА (ЕЖЕ, ЕЖИ, ЕЖОМ)
    17ЕЖЕВЕЧЕРНИЙ (ЕЖЕВЕЧЕРНЕ, ЕЖЕВЕЧЕРНЮЮ, ЕЖЕВЕЧЕРНИЕ)
    30ЕЖЕГОДНИК (ЕЖЕГОДНИКЕ)
    51ЕЖЕГОДНЫЙ (ЕЖЕГОДНО, ЕЖЕГОДНЫХ, ЕЖЕГОДНОЕ, ЕЖЕГОДНОМ)
    108ЕЖЕДНЕВНЫЙ (ЕЖЕДНЕВНО, ЕЖЕДНЕВНУЮ, ЕЖЕДНЕВНАЯ, ЕЖЕДНЕВНОГО, ЕЖЕДНЕВНЫЕ)
    30ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ (ЕЖЕМЕСЯЧНО, ЕЖЕМЕСЯЧНЫМ, ЕЖЕМЕСЯЧНОМ, ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ)
    19ЕЖЕМИНУТНЫЙ (ЕЖЕМИНУТНО, ЕЖЕМИНУТНОЙ, ЕЖЕМИНУТНЫЕ)
    27ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК (ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКЕ, ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА, ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКИ)
    32ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ (ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫХ, ЕЖЕНЕДЕЛЬНО, ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ, ЕЖЕНЕДЕЛЬНУЮ, ЕЖЕНЕДЕЛЬНОГО)
    18ЕЖЕСЕКУНДНЫЙ (ЕЖЕСЕКУНДНО)
    14ЕЖЕЧАСНЫЙ (ЕЖЕЧАСНО, ЕЖЕЧАСНОЙ)
    33ЕЖИК (ЕЖИКОВ, ЕЖИКУ, ЕЖИКОМ)
    30ЕЖИТЬ (ЕЖА, ЕЖИЛ)
    80ЕЖОВА (ЕЖОВЫЕ, ЕЖОВЫМ, ЕЖОВ, ЕЖОВЫЙ)
    55ЕЗДА (ЕЗДЫ, ЕЗДЕ, ЕЗДУ, ЕЗДОЙ)
    185ЕЗДИТЬ (ЕЗДИЛИ, ЕЗДИЛ, ЕЗДИЛА, ЕЗДЯТ)
    201ЕКАТЕРИНА (ЕКАТЕРИНЫ, ЕКАТЕРИНЕ, ЕКАТЕРИНУ, ЕКАТЕРИНОЙ)
    18ЕКАТЕРИНБУРГ (ЕКАТЕРИНБУРГЕ, ЕКАТЕРИНБУРГА)
    13ЕКАТЕРИНИНСКИЙ (ЕКАТЕРИНИНСКОЙ, ЕКАТЕРИНИНСКОЕ, ЕКАТЕРИНИНСКУЮ, ЕКАТЕРИНИНСКИМ, ЕКАТЕРИНИНСКОГО)
    32ЕЛАГИН (ЕЛАГИНУ, ЕЛАГИНА)
    15ЕЛЕЙНЫЙ (ЕЛЕЙНЫЕ, ЕЛЕЙНЫМ, ЕЛЕЙНОЙ)
    2591ЕЛЕНА (ЕЛЕНЕ, ЕЛЕНУ, ЕЛЕНЫ, ЕЛЕНОЙ)
    21ЕЛЕОНСКОЙ (ЕЛЕОНСКУЮ, ЕЛЕОНСКАЯ)
    82ЕЛИЗАВЕТА (ЕЛИЗАВЕТУ, ЕЛИЗАВЕТЕ, ЕЛИЗАВЕТЫ, ЕЛИЗАВЕТОЙ)
    18ЕЛИСЕЕВА (ЕЛИСЕЕВУ, ЕЛИСЕЕВ, ЕЛИСЕЕВЫ, ЕЛИСЕЕВЫХ)
    19ЕЛИСЕЙСКИЙ (ЕЛИСЕЙСКИЕ, ЕЛИСЕЙСКИМ, ЕЛИСЕЙСКИХ, ЕЛИСЕЙСКИМИ)
    110ЕЛКА (ЕЛКИ, ЕЛКУ, ЕЛКОЙ, ЕЛКЕ)
    14ЕЛОЧНЫЙ (ЕЛОЧНЫХ, ЕЛОЧНОЙ, ЕЛОЧНЫЕ)
    111ЕЛЬ (ЕЛИ, ЕЛЕЙ)
    29ЕМЕЛЬЯН, ЕМЕЛЬЯНА (ЕМЕЛЬЯНУ, ЕМЕЛЬЯНОВ, ЕМЕЛЬЯНОМ)
    49ЕМКИЙ (ЕМКАЯ, ЕМКО, ЕМКОЙ, ЕМЧЕ, ЕМКУЮ)
    30ЕНОХА (ЕНОХУ)
    117ЕНУКИДЗЕ
    90ЕПИСКОП (ЕПИСКОПА, ЕПИСКОПОМ, ЕПИСКОПОВ, ЕПИСКОПЫ)
    27ЕРА (ЕРАМИ, ЕРЫ, ЕРЕ)
    55ЕРЕСЬ (ЕРЕСИ, ЕРЕСЬЮ, ЕРЕСЯМИ, ЕРЕСЕЙ)
    78ЕРЕТИК (ЕРЕТИКИ, ЕРЕТИКОМ, ЕРЕТИКОВ, ЕРЕТИКА)
    24ЕРЕТИЧЕСКИЙ (ЕРЕТИЧЕСКУЮ, ЕРЕТИЧЕСКОГО, ЕРЕТИЧЕСКИХ, ЕРЕТИЧЕСКИМ)
    25ЕРМИЛОВ (ЕРМИЛОВУ, ЕРМИЛОВЫМ, ЕРМИЛОВЫ, ЕРМИЛОВА)
    18ЕРМИЛОВ
    126ЕРМОЛАЙ (ЕРМОЛАЯ, ЕРМОЛАЮ)
    719ЕРМОЛИНСКИЙ (ЕРМОЛИНСКОГО, ЕРМОЛИНСКИМ, ЕРМОЛИНСКОМУ, ЕРМОЛИНСКИЕ)
    25ЕРМОЛОВ (ЕРМОЛОВА, ЕРМОЛОВЫМ, ЕРМОЛОВУ, ЕРМОЛОВОЙ)
    59ЕРУНДА (ЕРУНДУ, ЕРУНДЫ, ЕРУНДЕ, ЕРУНДОЙ)
    469ЕРШАЛАИМ, ЕРШАЛАИМЕ, ЕРШАЛАИМА (ЕРШАЛАИМОМ, ЕРШАЛАИМУ)
    296ЕРШАЛАИМСКИЕ (ЕРШАЛАИМСКИХ, ЕРШАЛАИМСКОЙ, ЕРШАЛАИМСКИЙ, ЕРШАЛАИМСКОМ)
    44ЕРШОВ (ЕРШОВА, ЕРШОВЫМ, ЕРШОВЫЙ)
    26ЕСАУЛ (ЕСАУЛА, ЕСАУЛОМ, ЕСАУЛЫ, ЕСАУЛУ)
    346ЕСЕНИН (ЕСЕНИНА, ЕСЕНИНУ, ЕСЕНИНЕ, ЕСЕНИНЫМ)
    17ЕСЕНИНСКИЙ (ЕСЕНИНСКИЕ, ЕСЕНИНСКИХ, ЕСЕНИНСКОМУ, ЕСЕНИНСКОЙ, ЕСЕНИНСКОГО)
    21ЕСИПОВА (ЕСИПОВОЙ)
    13ЕССЕНТУКИ (ЕССЕНТУКАХ, ЕССЕНТУКАМИ)
    227ЕСТЕСТВЕННЫЙ (ЕСТЕСТВЕННО, ЕСТЕСТВЕННЫМ, ЕСТЕСТВЕННА, ЕСТЕСТВЕННОЙ)
    15ЕСТЕСТВО (ЕСТЕСТВУ, ЕСТЕСТВЕ, ЕСТЕСТВА, ЕСТЕСТВОМ)
    145ЕСТЬ (ЕЛИ, ЕЛ, ЕСТ, ЕШЬ, ЕДЯТ)
    33ЕФИМ (ЕФИМА, ЕФИМОМ, ЕФИМОВ)
    43ЕФИМОВИЧ (ЕФИМОВИЧЕМ, ЕФИМОВИЧА)
    150ЕФРОНА (ЕФРОНОМ, ЕФРОНЕ, ЕФРОНУ, ЕФРОН)
    388ЕФРОСИМОВ (ЕФРОСИМОВА, ЕФРОСИМОВЫМ, ЕФРОСИМОВУ, ЕФРОСИМОВЕ)
    33ЕФРОСИНЬЯ (ЕФРОСИНЬИ, ЕФРОСИНЬЮ, ЕФРОСИНЬЕЙ, ЕФРОСИНЬЕ)
    360ЕХАТЬ (ЕДЕТ, ЕДУ, ЕДЕМ, ЕХАЛ)
    40ЕХИДНЫЙ (ЕХИДНО, ЕХИДНЫЕ, ЕХИДНА, ЕХИДНОГО)

    Несколько случайно найденных страниц

    по слову ЕВРЕЙСКИЙ (ЕВРЕЙСКОГО, ЕВРЕЙСКИЕ, ЕВРЕЙСКОЙ, ЕВРЕЙСКОЕ)

    1. Яновская Л. М.: Записки о Михаиле Булгакове. Библия на рабочем столе Михаила Булгакова
    Входимость: 3. Размер: 91кб.
    Часть текста: Рукописи хранила молитвенно, свято, а библиотеку продала. Почему? Отчасти по причине той вульгарной материальной нужды, о которой не любила говорить. В фондах Центрального архива литературы и искусства в Москве я нашла ее письмо, адресованное давнишней приятельнице, драматургу Наталии Венкстерн, и датированное 18 декабря 1946 года: «Дорогая Наталия Алексеевна! Я ужасно обрадовалась Вашему письму... Я же не навестила Вас по причине весьма гнусных латаных ботиков и кухаркиного платка на голове — так я ходила до вчерашнего дня, когда внезапное слепое счастье осветило и мою тихую жизнь и свалилось мне на голову в виде новых черных, блестящих, до колен ботиков и капюшона на коричневом сукне!..» (ЦГАЛИ, фонд 2050.1.198. Публ. впервые). Вдова драматурга, пьесы которого не шли, писателя, сочинения которого не издавались... Библиотеку пришлось продать и потому, что квартиру Булгакова на улице Фурманова в Москве Елена Сергеевна сменила на меньшую, на Суворовском бульваре. Какие-то реликвии перевезла. Что-то из мебели. Булгаковский письменный стол. Его бюро. Прекрасную настольную лампу, некогда украшавшую их гостиную («... вот диван, а напротив другой диван, а между ними столик, и на нем прекрасная ночная лампа...» — «Мастер и Маргарита»). Его чернильницу со следами высохших чернил в ней. Подсвечник с остатком последней свечи и застывшей капелькой стеарина. Рукописи... И была еще одна, пожалуй, главная причина, по которой ей пришлось продать книги. Елена Сергеевна плохо ориентировалась в этой библиотеке. Рукописи помнила — каждый листок. Тексты знала — кончиками пальцев, бесконечно перепечатывавших на машинке его романы и пьесы. А вот библиотека была его, а не ее библиотека, и после смерти Булгакова книги начали исчезать. Некоторые она легко отдавала сама,...
    2. Соколов Б. В.: Михаил Булгаков - загадки судьбы. Глава 3. "Меня мобилизовала пятая по счету власть". В годы гражданской войны. 1918–1920. Страница 1
    Входимость: 3. Размер: 49кб.
    Часть текста: войск, вызванное отказом большевистского правительства подписать мирный договор с Четверным союзом. Годы Гражданской войны в булгаковской биографии характеризуются, наверное, наибольшим числом душевных потрясений, связанных с событиями братоубийственной борьбы. Это и наименее документированный отрезок жизненного пути писателя. Поэтому биографу приходится становиться здесь на зыбкую почву реконструкций, черпать сведения из булгаковских произведений и отрывочных и позднейших свидетельств современников. Документов, связанных с Булгаковым, от этого периода практически не сохранилось, да и сам он в силу ряда обстоятельств не был заинтересован в том, чтобы прояснять ряд моментов своей биографии. Единственный документ, сохранившийся от пребывания Булгакова в Киеве в 1918–1919 годах, — это рецепт, выписанный им 5 января 1919 года Н. Н. Судзиловскому, племяннику Л. С. Карума — мужа булгаковской сестры Вари (и прототипа Тальберга в «Белой гвардии» и «Днях Турбиных» — о нем мы подробнее скажем во втором томе нашей книги) и прототипу Лариосика Суржанского в «Белой гвардии» и «Днях Турбиных». Николай Николаевич Судзиловский (урожденный Николай Владимирович Капацын), по воспоминаниям его дяди Карума, «был очень шумливый и восторженный человек». Он родился 5 февраля 1896 года в Нижнем Новгороде в семье капитана Владимира Алексеевича Капацына и его жены Александры Семеновны, однако вскоре после смерти матери был усыновлен семьей своей двоюродной бабушки Варвары Федоровны, которая была замужем за статским советником Николаем Михайловичем Судзиловским. Она была дочерью статского советника Миотийского и родной сестрой матери Л. С. Карума, Марии Федоровны Миотийской. Н. Н. Судзиловский, чей приемный отец служил в качестве непременного члена Волынского губернского по воинской повинности присутствия в Житомире, в 1913 году поступил на тот же медицинский факультет...
    3. Павлов Ю. М.: Человек и время в "Белой гвардии" и "Собачьем сердце" Михаила Булгакова.
    Входимость: 5. Размер: 76кб.
    Часть текста: Бог. Пусть Он ей поможет»; «Богу сил!»; «Когда я бегло проглядел у себя дома вечером номера «Безбожника», был потрясён. Соль не в идее, её можно доказать документально: Иисуса Христа изображают в виде негодяя и мошенника, именно Его! Не трудно понять, чья это работа. Этому преступлению нет цены» (Булгаков М. Письма // Булгаков М. Собр. соч.: В 10 т. - Т. 10. - М., 2000). Эти, как и некоторые другие, высказывания дают основания говорить, по меньшей мере, о религиозности - непоследовательной вере - М. Булгакова в момент написания «Белой гвардии», что проявляется и через систему образов романа. Имя Господа довольно часто - более 150 раз - называется героями «Белой гвардии». В одних случаях - их меньшинство - это происходит формально-машинально, как, например, в начале монолога подполковника ГЦёткина: «Ах, Боже мой. Ну, конечно же. Сейчас. Эй, вестовые <...>». В других случаях обращение к Господу или называние Его имени происходит осознанно, как в молитвах Елены Турбиной, Ивана Русакова, Якова Фельдмана. К помощи Божьей взывают многие и разные - по национальности, политическим взглядам, нравственному уровню - герои романа. Чаще всего это происходит в критических пограничных ситуациях: в момент опасности, на краю гибели - физической или моральной. И, естественно, определяющую роль для понимания героя играет то, какую цель при помощи молитвы пытается достичь просящий. Для выяснения этой цели приведу молитвы Турбиной, Русакова, Фельдмана: «На тебя одна надежда, Пречистая Дева. На тебя. Умоли сына своего, умоли Господа Бога, чтоб послал чудо... Пусть Сергей не возвращается... Отымаешь, отымай, но этого смертью не карай... Все мы в крови повинны, но ты не карай»; «Господи, прости и...
    4. Каганская Майя: Мастер Гамбс и Маргарита. Часть третья. Вещь
    Входимость: 2. Размер: 54кб.
    Часть текста: удовлетворила бы самое взыскательное нравственное и даже художественное чувство, не примешайся к финалу запах провинциальных кулис, как если бы Арнольд Беклин, автор страшного "Острова мертвых", разрисовал холсты по мотивам Альбрехта Дюрера к спектаклю по мотивам "Фауста" (музыка Гуно): рыцарь, мчащийся под луной; города, гаснущие, как театральное освещение; свечи; клавесин... В сущности, это реализация метафоры "dues ex maxina", понимая под "махиной" театральные механизмы эпохи "Югенд-штиль"... Распорядок вечности воспроизводит олеографию немецкого романтизма: днем — прогулки в аллеях, по вечерам — писание гусиным пером при свечах и Шуберте. Казалось бы, прогуливаться героям суждено под воспетыми Шубертом липами — цеховой вывеской немецких романтиков... Но нет: заменяя липу — вишней ("... неужто вы не хотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать?.."), Булгаков переводит немецкий рай в соприродные себе малороссийско-гоголевские широты, точно так же, как, переименовав Голгофу в Лысую гору, он подсказал, что искать истоки иерусалимского сюжета надо в другом Городе, на окраине другой Империи. Герои скачут вперед, но автор стремится назад, в прошлое, которому нет конца. Архаичный стиль — воплощение архаичной мечты: родительский дом и книги, любимые в детстве. Итак, дважды на протяжении романа мы чувствуем сильнейшие колебания романной почвы именно там, где преобладающий ее состав — пародия — уступает место чистой мистике, то есть изображению фантастического и...
    5. Соколов Б. В.: Михаил Булгаков - загадки творчества. "Мастер и Маргарита": великий "закатный" роман. "…человек, возившийся несколько лет с Алоизием Могарычем, Никанором Ивановичем и прочими"  . Страница 3
    Входимость: 2. Размер: 57кб.
    Часть текста: создал в особняке Шехтеля самую современную по тем временам больницу, оборудование для которой заказывалось на лучших заводах Германии и Швейцарии. Таким же новейшим оборудованием снабжена и клиника Стравинского. Вымышленный Театр Варьете, с которым в архитектонике романа связано мнимое пространство, в ранних редакциях назывался «театр Кабаре». Здесь происходит сеанс черной магии Воланда с последующим разоблачением. Разоблачение в данном случае происходит буквально: обладатели полученных от дьявола в обмен на их скромные московские платья новейших парижских туалетов после сеанса в одно мгновение помимо своей воли разоблачаются, так как модные парижские тряпки исчезают неведомо куда. Прототипом Театра Варьете послужил Московский мюзик-холл, существовавший в 1926–1936 годах и располагавшийся неподалеку от «нехорошей квартиры» по адресу: Б. Садовая, 18. Ныне здесь находится Московский Театр Сатиры. А до 1926 года на этом месте размещался цирк братьев Никитиных, причем здание специально было построено для него еще в 1911 году по проекту архитектора Богдана Михайловича Нилуса. Программа Театра Варьете содержит ряд чисто цирковых номеров вроде «чудес велосипедной техники семьи Джули», прототипом которой послужили знаменитые циркачи-велофигуристы семьи Польди (Подрезовых), с успехом выступавшие на сцене Московского мюзик-холла. «Денежный дождь», пролитый на зрителей Варьете подручными Воланда, имеет богатую литературную традицию. В гётевском «Фаусте» Мефистофель, оказавшись вместе с Фаустом при дворе императора, изобретает бумажные деньги, которые оказываются фикцией. Другой возможный источник, как уже было сказано, — то место в «Путевых картинах» Гейне, где дано аллегорическое описание политической борьбы между либералами и консерваторами, представленное как рассказ пациента Бедлама. Мировое зло рассказчик объясняет тем, что «Господь Бог сотворил...