• Приглашаем посетить наш сайт
    Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "COCO"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Батум
    Входимость: 14. Размер: 33кб.
    2. Новиков В.В.: Михаил Булгаков - художник. Глава 5. Последняя пьеса М. Булгакова. Ее творческая история. Пункт VI
    Входимость: 8. Размер: 23кб.
    3. Новиков В.В.: Михаил Булгаков - художник. Глава 5. Последняя пьеса М. Булгакова. Ее творческая история. Пункт V
    Входимость: 8. Размер: 14кб.
    4. Батум. Комментарии
    Входимость: 7. Размер: 33кб.
    5. Батум. Действие 3
    Входимость: 6. Размер: 30кб.
    6. Новиков В.В.: Михаил Булгаков - художник. Глава 5. Последняя пьеса М. Булгакова. Ее творческая история. Пункт VII
    Входимость: 4. Размер: 13кб.
    7. Батум. Действие 4
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    8. Новиков В.В.: Михаил Булгаков - художник. Глава 5. Последняя пьеса М. Булгакова. Ее творческая история. Пункт I
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    9. Варламов А. Н.: Михаил Булгаков. Часть третья. Елена. Глава седьмая. Милосердия!
    Входимость: 1. Размер: 89кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Батум
    Входимость: 14. Размер: 33кб.
    Часть текста: рабочий. Наташа, его дочь. Порфирий, его сын. Миха \ Теофил | Канделаки | Геронтий | Дариспан } рабочие Климов | Котэ | Хиримьянц | Тодрия / Приказчик с завода. Военный губернатор. Адъютант губернатора. Трейниц, жандармский полковник. Ваншейдт, управляющий заводом. Полицеймейстер. Кякива, переводчик. Околоточный. Реджеб. Вано, гимназист. Уголовный. Начальник тюрьмы. 1-й тюремный надзиратель. 2-й тюремный надзиратель. Николай II. Министр юстиции. Флигель-адъютант. Городовой. Женщина в толпе. Воспитанники 6-го класса семинарии, преподаватели семинарии, батумские рабочие, городовые, стражники, жандармы, уголовные в тюрьме, тюремные надзиратели, женщины-заключенные в тюрьме, два казака и курьер при губернаторе. Действие происходит: в прологе - в 1898 году, а в остальных картинах - в годы 1901-1904. ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ КАРТИНА ПЕРВАЯ - ПРОЛОГ Большой зал Тифлисской духовной семинарии. Писанное маслом во весь рост изображение Николая II и два поясных портрета каких-то духовных лиц в клобуках и в орденах. Громадный стол, покрытый зеленым сукном. В зале никого нет. За закрытыми дверями глухо...
    2. Новиков В.В.: Михаил Булгаков - художник. Глава 5. Последняя пьеса М. Булгакова. Ее творческая история. Пункт VI
    Входимость: 8. Размер: 23кб.
    Часть текста: событий его неожиданные реплики создают юмористический эффект. Так, когда разразился бунт (его начал Сталин, вступившийся за Наташу, которую ударил надзиратель во время прогулки), уголовники поддержали политических, охрана растерялась, появившийся губернатор (в сопровождении адъютанта и казака) недоуменно спрашивает: "Что такое здесь?" - именно весельчак-уголовник, построив своих "подметал" в шеренгу, отвечает: "Бунт происходит, ваше высокопревосходительство!" И читает стихи о подметалах. Губернатор механически хвалит уголовников: "Молодцы!" А затем, спохватившись и поняв, что в тюрьме неладно, приказывает вызвать сотню. В черновой редакции особо подчеркивалось, что молодой Сталин во время бунта в столкновении с надзирателями снова проявляет смелость и дерзость. Надзиратель грозит Сталину, взобравшемуся на подоконник одиночки: "Слезай! Стрелять буду! ( выхватывает револьвер )". Сталин смело отвечает: "Стреляй!" "1-й надзиратель ( растерян, стреляет в воздух. Тотчас шум разрастается. Вся тюрьма кричит, грохочет. Двери конторы распахиваются. Выбегает начальник тюрьмы, за ним надзиратели. )...
    3. Новиков В.В.: Михаил Булгаков - художник. Глава 5. Последняя пьеса М. Булгакова. Ее творческая история. Пункт V
    Входимость: 8. Размер: 14кб.
    Часть текста: ("Арест Сталина", "У Николая II", "Возвращение после побега"). Работа, правда, шла легче. Драматург уже опирался на опыт ранее созданных картин. Подход к материалу был выработан. И при работе над сценой "Арест Сталина" Булгаков добивался исторической полноты и драматической выразительности, избегал заданности, комментаторских монологов. Сцена "Арест Сталина" в автографе имеет две редакции. В первой редакции действие начиналось прямо с обыска в квартире Дариспана. В ней отсутствовал разговор о типографии, которую ищут жандармы, не было сцены со стариком аджарцем Реджебом, начальной сцены с гимназистом Вано (разговор о кружках). Вместо Трейница обыск возглавлял жандармский полковник Зейдлиц. Основные драматические события снова концентрировались вокруг фигуры Сталина. Зейдлиц, в отличие от Трейница, считал для себя излишним хитрить и притворяться, действовал прямолинейно. Сцена опознания Иосифа Джугашвили была лобовой. Зейдлиц объявлял: "Три месяца ищем вас, господин Джугашвили. Ввиду того, что у вас отбило память, льщу вам сказать, и откуда вы. Из города Гори, и зовут вас Иосиф Виссарионович" (14. 7, л. 86). Во второй редакции сцены Булгакову снова пришлось решать задачу, как расширить общую историческую картину, сделать ее многомерной. Он предваряет обыск тремя ситуациями: мотивом тревоги (жандармы ищут типографию), сценой с Реджебом, приходом Вано. А затем к этим сценам присоединяет сцену обыска, допроса и ареста Сталина 25 . Как свидетельствует машинопись, в третьей редакции Булгаков соединил все написанное в намеченной последовательности, сократил, как мы покажем, комментаторские монологи, дал более цельную картину. Булгаков драматически раскрывает обстановку в Батуме, сложившуюся после "Кровавого столкновения". Подпольщики продолжают работу, их влияние...
    4. Батум. Комментарии
    Входимость: 7. Размер: 33кб.
    Часть текста: одну из своих последних политических статей, в которой прозорливо заметил: "Сложная сеть декоративного обмана (в словах и в действиях) составляет чрезвычайно существенную черту фашистских режимов всех марок и оттенков" (Известия, 1936, 6 июля). Искусством декоративного обмана к середине 1930-х годов Стали овладел в совершенстве, и в расставленную им сеть запутались многие крупные умы - не только внутри страны, но и в круга прогрессивной общественности на Западе. 18 февраля 1936 года Булгаков разговаривал с директоре] МХАТа и сказал, что "единственная тема, которая его интересует для пьесы, это тема о Сталине" (ГБЛ, ф. 562, к. 2, ед. хр. 25). Трудно сказать, какой именно сюжет о вожде обдумывал тогда Булгаков, но его прежние исторические пьесы как раз в это время были снова подвергнуты официальному осуждению. На сцене МХАТа погибал "Мольер". В Театре сатиры в это время готовилась к выпуску новая комедия Булгакова "Иван Васильевич", ее ждала та же печальная участь. 12 мая 1936 года Е. С. Булгакова записала, что Михаил Афанасьевич "сидит над письмом к Сталину". Текст письма Булгакова к Сталину 1936 года пока неизвестен; неясно, было ли это письмо дописано, отправлено или уничтожено автором, но причины для нового обращения наверх у него были: после исключения "Мольера" из репертуара МХАТа Булгаков решил уйти из театра, в который он поступил благодаря личному вмешательству Сталина. Теперь он должен был по крайней мере объяснить причины своего отказа от этой...
    5. Батум. Действие 3
    Входимость: 6. Размер: 30кб.
    Часть текста: Апрельская ночь. В квартире рабочего Дариспана. За столиком сидит Сталин. Лампа с зеленым абажуром. Рядом со Сталиным висит на стуле пальто, лежит фуражка. Перед Сталиным - книга, он читает, делает пометки карандашом. Где-то послышался стук, Сталин поднимает голову, прислушивается. Дариспан (в дверях). Это Константин. (Скрывается.) Входит Канделаки. Сталин. Выкопали? Канделаки. Выкопали и отвезли. Там не найдут. (Садится.) Но, понимаешь, Coco, я, клянусь богом, в жизни не видел таких беспокойных людей, как эти жандармы. Такие вредные люди, что прямо невозможно работать. Мне сейчас Качахмадзе рассказал, что они у него вчера на кладбище побывали. Говорил, чтобы в течение некоторого времени на кладбище никто носу не показывал бы. Они уж его на заметку взяли. Прямо деваться некуда. Такую суету в жизни вызвали, что немыслимо. Сталин. Надо и в их положение входить, и им посочувствовать. Жалованье получают, пускай работают. Пауза. Канделаки. Coco! У меня мрачные мысли появились. Какое-то нехорошее предчувствие. Сталин. Да ведь предчувствия иногда обманывают. Они не всегда верные. А что такое? Канделаки. Эту квартиру, по-моему. Coco, надо менять. Томит меня предчувствие, что они нитку к ней нашли. За типографию теперь я спокоен. А вот квартира мне эта не нравится. Они теперь не успокоятся, они за тобой, как за зверем, будут идти. Сталин. Завтра утром выдумаем что-нибудь. Куда же сейчас, ночью? Еще хуже можно попасться. Пауза. Канделаки. Да, не нравится... ох, не нравится мне Кединский переулок!.. Ну, я пойду в ...
    6. Новиков В.В.: Михаил Булгаков - художник. Глава 5. Последняя пьеса М. Булгакова. Ее творческая история. Пункт VII
    Входимость: 4. Размер: 13кб.
    Часть текста: советских писателей о батумских событиях 1902 года не написал так исторически достоверно и ярко, как Булгаков. А. Фадеев недаром в письме Е. С. Булгаковой 15 марта 1940 года, подводя итог творчества Булгакова, писал: "Человек поразительного таланта, внутренне честный и принципиальный и очень умный", "... он человек, не обременивший себя ни в творчестве, ни в жизни политической ложью..." 34 . Ложь, в представлении Булгакова, была таким же пороком, как трусость и предательство, самым пагубным для человека вообще, а для художника в особенности. Пушкин для Булгакова был во всех отношениях путеводной звездой. И несомненно, он знал высказывание Пушкина, сделанное в связи с оценкой пьесы М. Погодина "Марфа Посадница" - исторической по своему жанру: "Он не должен был хитрить и клониться на одну сторону, жертвуя другою. Не он, не его политический образ мнений, не его тайное или явное пристрастие должно было говорить в трагедии, - но люди минувших дней, их умы, их...
    7. Батум. Действие 4
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    Часть текста: на взморье. Потом открывает дверь, выходящую в сад, и садится за письменный стол. Нажимает кнопку звонка. В дверях, ведущих во внутренние помещения, показывается флигель-адъютант. Николай. Пригласите. Флигель-адъютант. Слушаю, ваше императорское величество. (Выходит.) Входит министр, кланяется, в руках у министра портфель. Николай (приподнимаясь министру навстречу). Очень рад вас видеть, Николай Валерианович, прошу садиться. (Пожимает руку министру.) Министр садится. А вы портфель сюда... а то вам будет неудобно. (Указывает на стол.) Министр кладет портфель на край стола. Николай предлагает министру папиросы. Прошу вас, курите. Министр. Благодарствуйте, ваше величество, я только что курил. Николай. Как здоровье вашей супруги? Министр. Благодарствуйте, ваше величество, но, увы, не совсем благополучно. Николай. Ай-яй-яй! А что такое? Министр. Последний месяц ее беспокоят какие-то боли вот здесь... в особенности по ночам... Николай. Между ребрами? Министр. Да. Николай. Я вам могу дать очень хороший совет, Николай Валерианович. У императрицы были точно такие же боли и совершенно прошли после одного купанья в Саровском прудике. Да я сам лично, искупавшись, получил полное физическое и душевное облегчение. Министр. Это тот самый прудик, в котором купался святой? Николай. Да. Министр. Говорят, что были случаи полного исцеления от самых тяжелых недугов? Николай. Помилуйте! Я сам на открытии видел, как вереницы людей на костылях (приподнимается, показывает разбитого человека на костылях) буквально ползли к прудику и, после погружения в воду, выходили, отбрасывали костыли и - хоть сейчас в гвардию! Министр. Мне остается очень пожалеть, что моя жена не могла приехать на открытие мощей....
    8. Новиков В.В.: Михаил Булгаков - художник. Глава 5. Последняя пьеса М. Булгакова. Ее творческая история. Пункт I
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    Часть текста: свидетельствуют не только его роман "Белая гвардия" и пьесы "Дни Турбиных", "Бег", "Адам и Ева", но и пьеса "Батум", написанная в самые последние годы его жизни. Пьеса была задумана в 1936 году, но интенсивная работа над ней шла осенью 1938 года и в первой половине 1939 года. Сам Булгаков признавался, что пьеса "Батум" потребовала от него больших усилий, напряженной работы. Трагически сложилась судьба этой пьесы. МХАТ, заказавший пьесу, хотел ее поставить к 60-летию Сталина. Театр торопил драматурга. Пьеса понравилась мхатовцам. Артисты уже примеривались к ролям. В. Я. Виленкин свидетельствует: "Актеры жадно расспрашивали меня... Н. П. Хмелев должен был играть Сталина. В конце июня я подробно рассказывал о пьесе В. И. Качалову, вернувшемуся в Москву после киевских гастролей МХАТа. Он был заинтересован предназначавшейся ему характерной ролью кутаисского губернатора. В. О. Топоркова заранее привлекала сцена у Николая II, принимавшего всеподданнейший доклад о грозных кавказских событиях в Ливадийском дворце, стоя в красной шелковой рубахе подле клетки с дрессированной канарейкой, которую он самозабвенно обучает петь...
    9. Варламов А. Н.: Михаил Булгаков. Часть третья. Елена. Глава седьмая. Милосердия!
    Входимость: 1. Размер: 89кб.
    Часть текста: как пользовались и прежде. Работа над этой книгой началась – а вернее, продолжилась, ибо начальные главы «Театрального романа» были непосредственно связаны с повестью «Тайному другу», которую Булгаков подарил Елене Сергеевне в сентябре 1929 года, а об уничтоженном романе под названием «Театр» автор писал в письме Сталину в марте 1930-го – итак, к своему старому замыслу написать о театре Булгаков обратился в конце ноября 1936 года. По свидетельству Елены Сергеевны, он с огромным удовольствием свои театральные записки сочинял, «приходил со службы в Большом театре, проходил в свою комнату и, пока я накрывала на стол, писал несколько страниц. Потом выходил и, потирая руки, говорил: „После обеда я прочту тебе, что у меня получилось!“ Роман этот он писал сразу набело, без черновиков…» [32; 522] Сохранилось еще одно очень забавное воспоминание Елены Сергеевны о том, как создавался «Театральный роман», записанное В. Я. Лакшиным. Легенда это или нет (скорее, все-таки...