• Приглашаем посетить наш сайт
    Фет (fet.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "BAND"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Шубин Р. В.: К понятию "римского" текста у М. А. Булгакова - антропонимические исследования "Белой гвардии"
    Входимость: 3. Размер: 33кб.
    2. Иваньшина Е. А.: Культура против истории - о работе машины времени у М. А. Булгакова
    Входимость: 2. Размер: 43кб.
    3. Заднепровская Г. В.: "Бег" - интерпретация пьесы М. А. Булгакова в одноименной опере Н. Н. Сидельникова
    Входимость: 1. Размер: 22кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Шубин Р. В.: К понятию "римского" текста у М. А. Булгакова - антропонимические исследования "Белой гвардии"
    Входимость: 3. Размер: 33кб.
    Часть текста: со стороны матери, Анфисы Ивановны, в замужестве Покровской. Выбор фамилии по материнской линии заменил отцовскую фамилию писателя. Между тем эти фамилии - Турбин и Булгаков - происходя их разных языков и даже разных языковых семей, индоевропейской и тюркской, выражают приблизительно одно и то же: Турбин от греко-латинского turbo «беспокойство, тревога, волнение, скопление народу, шум и гам» 1 ; Булгаков - от татарского булга «суматоха, беспокойство». Расслоение между этими фамилиями в сознании Булгакова имеет, на наш взгляд, культурно-историческое значение и соответствует расслоению славянской культуры на восточную и западную. С этим связано переос мысление комплекса русского бунта, поднятого «народом-богоносцем» (восточным, в котором сильно татарское влияние), а также переживание, условно говоря, западной драмы - разрушения Города-Рима - драмы, изнутри подготовленной, но пришедшей извне. Символы имперской истории, приметы Рима, литературные аллюзии, латинизмы в изобилии присутствуют в речи и мысли повествователя. Сама фамилия Турбин, будучи зеркалом, отражающим присутствие Рима - Urbs, Urbis (= Turbin), является средоточием смысловой структуры текста, корнем текста. Апеллятив turbo, восходящий к индоевропейским корням *tuer 2 или *derb h3 «мотать, извиваться; вращать, крутить», создает целый спектр взаимопроникающих значений: от хаотического до направленного, закрученного, стремительного движения, от разноголосицы, шума, гама, людской сутолоки и толкотни до звуковой характеристики бега, скачки, рывка. Это сближает turbo с другим латинским словом turma «самовращающаяся, самодвижущаяся людская толпа и при том идущая на приступ, штурм» 4 . Шумящая толпа, таким образом, выводится из самого дескриптивного слова turbo-....
    2. Иваньшина Е. А.: Культура против истории - о работе машины времени у М. А. Булгакова
    Входимость: 2. Размер: 43кб.
    Часть текста: является формой коллективной памяти, можно сказать, что структура булгаковского текста и представляет собой - в своей инвариантной основе - репрезентацию пространства культурной памяти [113] . Структура такого пространства соотносима со структурой палимпсеста - многослойного письма, в котором «нижние» слои являются более ценными [114] . «Старое» и «новое» - фундаментальная оппозиция булгаковского мира. Положительным членом этой оппозиции является «старое»; такая ситуация соотносима со средневековой культурной установкой, где старое - синоним образцового [115] . Будучи замкнутой областью на фоне не-культуры, культура, с одной стороны, охраняется от времени, а с другой стороны, воспроизводится во времени, пересоздается заново. В этом она подобна мифам, которые Я. Ассман определяет как фигуры воспоминания, в которых прошлое «сворачивается» и воскрешается [116] . Контроль над сохранностью ядерных структур памяти в культуре символического типа осуществляется с помощью ритуалов. Образцовые тексты ретранслируются; повторение имеет информационную ценность, поскольку восстанавливает утраченное знание и реставрирует деформированную структуру [117] . Повторение - репетиция. Смысл репетиции в том, чтобы что-то выучить, запомнить; у тематизирующего репетиционный процесс Булгакова репетиция - повод вспомнить [118] . В условиях смены культурной парадигмы репетиция выполняет функцию «обучения культуре». Носителями культурной памяти, ответственными за сохранность ее механизма и правильность его работы,...
    3. Заднепровская Г. В.: "Бег" - интерпретация пьесы М. А. Булгакова в одноименной опере Н. Н. Сидельникова
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    Часть текста: в одноименной опере Н. Н. Сидельникова БЕГ: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПЬЕСЫ М. А. БУЛГАКОВА В ОДНОИМЕННОЙ ОПЕРЕ Н. Н. СИДЕЛЬНИКОВА Жить значит спать, Быть в этой жизни - Жить сновиденьем каждый час [...] И каждый видит сон о жизни И о своем текущем дне, Хотя никто не понимает, Что существует он во сне. П. Кальдерон, Жизнь есть сон (пер. К. Бальмонта) Следует, очевидно, признать, что теперь, когда с момента последней из неоднократных переделок пьесы Бег прошло более 70 лет, она полностью утратила ту политическую остроту, которая в свое время привела ее автора к состоянию, охарактеризованному им в известном письме как «нищета, улица, гибель» [1496] . А между тем, в отечественной литературной критике времен Булгакова под влиянием официальной правительственной позиции утвердилось суждение об основной идее пьесы как сатирическом изображении белогвардейского движения. И все же даже в современной Булгакову критике мы встречаемся с совершенно различными, порой полярными, мнениями о сути изображаемого в пьесе. Напомним о наиболее значительных. Так, М. Горький считал: Со стороны автора не вижу никакого раскрашивания белых...