• Приглашаем посетить наш сайт
    Культурология (cult-lib.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "ACADEMIA"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Соколов Б. В.: Михаил Булгаков - загадки судьбы. Глава 6. "Невозможность писать равносильна для меня погребению заживо". Режиссер, либреттист, романист. 1930–1940. Страница 4
    Входимость: 2. Размер: 55кб.
    2. Петровский Мирон: Мастер и город. Киевские контексты Михаила Булгакова. Глава вторая. Происхождение Мастера
    Входимость: 2. Размер: 112кб.
    3. Булгаковская энциклопедия (краткая). БИОГРАФИЯ
    Входимость: 2. Размер: 94кб.
    4. Хроника жизни Михаила Булгакова (вариант 2)
    Входимость: 2. Размер: 108кб.
    5. Булгаковская энциклопедия (краткая). «МОЛЬЕР»
    Входимость: 2. Размер: 28кб.
    6. Дневник Елены Булгаковой. 1933 год
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    7. Барков А.: Роман Булгакова Мастер и Маргарита - альтернативное прочтение. Глава XVIII. Горький и Булгаков: два автора одного театра
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    8. Барков А.: Роман Булгакова Мастер и Маргарита - альтернативное прочтение. Глава XXX. Самая ранняя дата
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    9. Рецептер В.: Булгаковиада (ознакомительный фрагмент). Глава 4
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    10. Сидоров Михаил: Мистика и релятивистика
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    11. Булгаковская энциклопедия (краткая). ПОПОВ ПАВЕЛ СЕРГЕЕВИЧ
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    12. Осиньская Катажина: Дон Кихот в инсценировке М. А. Булгакова - некоторые проблемы истолкования романа
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    13. Замятин Е. И. — Булгакову М. А., 8 августа 1928 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    14. Яновская Л. М.: Записки о Михаиле Булгакове. Библия на рабочем столе Михаила Булгакова
    Входимость: 1. Размер: 91кб.
    15. Барков А.: Роман Булгакова Мастер и Маргарита - альтернативное прочтение. Глава XIII. От Феси и Берлиоза до Мастера
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    16. Ишков М.: Операция "Булгаков" (ознакомительный фрагмент). Часть IV. Перед заходом солнца. Глава 1
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    17. Смелянский А. М.: Михаил Булгаков в Художественном театре. Глава 6. "Сказка театрального быта". Високосный год
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    18. Булгаковская энциклопедия (краткая). «ПОЛОУМНЫЙ ЖУРДЕН»
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    19. Барков А.: Роман Булгакова Мастер и Маргарита - альтернативное прочтение. Глава XXXI. Седой финдиректор в интерьере Театра
    Входимость: 1. Размер: 16кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Соколов Б. В.: Михаил Булгаков - загадки судьбы. Глава 6. "Невозможность писать равносильна для меня погребению заживо". Режиссер, либреттист, романист. 1930–1940. Страница 4
    Входимость: 2. Размер: 55кб.
    Часть текста: В.: Михаил Булгаков - загадки судьбы Глава 6. "Невозможность писать равносильна для меня погребению заживо". Режиссер, либреттист, романист. 1930–1940. Страница 4 Для того чтобы вместо „развязного молодого человека“ поставить в качестве рассказчика „серьезного советского историка“, как предлагаете Вы, мне самому надо было бы быть историком. Но ведь я не историк, я драматург, изучающий в данное время Мольера. Но уж находясь в этой позиции, я утверждаю, что я отчетливо вижу своего Мольера. Мой Мольер и есть единственно верный (с моей точки зрения) Мольер, и форму для донесения этого Мольера до зрителя (драматическая описка: не зрителя, а читателя. — Примечание Булгакова. — Б. С.  ) я выбрал тоже не зря, а совершенно обдуманно. Вы сами понимаете, что написав свою книгу налицо, я уж никак не мог переписать ее наизнанку. Помилуйте! Итак, я, к сожалению, не могу переделывать книгу и отказываюсь переделывать. Но что ж делать в таком случае? По-моему, у нас, Александр Николаевич, есть прекрасный выход. Книга непригодна для серии. Стало быть, и не нужно ее печатать. Похороним ее и забудем!» По поводу отзыва Тихонова Булгаков 13 апреля 1933 года писал П. С. Попову: «…У меня начались мольеровские дни. Открылись они рецензией Т. (А. Н. Тихонова. — Б. С.  ). В ней, дорогой Патя, содержится множество приятных вещей. Рассказчик мой, который ведет биографию, назван развязным молодым человеком, который верит в колдовство и чертовщину, обладает оккультными способностями, любит альковные истории, пользуется сомнительными источниками и, что хуже всего, склонен к роялизму! Но...
    2. Петровский Мирон: Мастер и город. Киевские контексты Михаила Булгакова. Глава вторая. Происхождение Мастера
    Входимость: 2. Размер: 112кб.
    Часть текста: город. Киевские контексты Михаила Булгакова Глава вторая. Происхождение Мастера Глава вторая Происхождение Мастера I Мы уже как-то не отдаем себе отчет в том, что все немалое наследие Михаила Булгакова – результат прискорбно непродолжительной творческой жизни. Если, следуя за волей писателя, отбросить киевские домашние эксперименты и бучанскую самодеятельность, если пренебречь несколькими скороспелыми пьесами, написанными во Владикавказе, и начинать отсчет с московских опытов, то на всю литературную работу Булгакову было отпущено менее восемнадцати лет (как Пушкину и Маяковскому). Владимир Иванович Вернадский, выдающийся ученый, земляк Булгакова и, в отличие от него, долгожитель, имел обыкновение отказываться от самых соблазнительных научных предложений, если они уже прежде не входили в его планы. Он объяснял, что отказывается – из-за страха смерти. Не в очевидном психологически-бытовом смысле, а из-за боязни не успеть в отпущенные жизненные сроки сделать то, что уже задумано. И хорошо бы, добавлял Вернадский, чтобы этот страх появлялся у творческой личности как можно раньше, лучше всего – до тридцати лет, но главное – сохранить его до конца. Этот страх – не успеть, не уложиться, не осуществить – сопровождал Булгакова всю его литературную жизнь. Этот страх был одним из сильнейших стимулов его творчества. Немой строкой он вписан в каждое его произведение, как строчка света в партитуру симфонии Скрябина. Булгаков спешил. Он очень – и небезосновательно – ...
    3. Булгаковская энциклопедия (краткая). БИОГРАФИЯ
    Входимость: 2. Размер: 94кб.
    Часть текста: первый ребенок - сын, Михаил Афанасьевич Булгаков. Место рождения - дом священника о. Матвея Бутовского (Воздвиженская ул., 28). 18 мая - крещен по православному обряду в Крестовоздвиженской церкви (на Подоле) священником о. М. Бутовским. Имя дано в честь хранителя города Киева архангела Михаила. Крестными родителями стали ординарный профессор КДА Николай Иванович Петров и бабка Булгакова по отцовской линии Олимпиада Федоровна Булгакова. 1892-1899 гг. Переезды семьи Булгаковых в различные домовладения в поисках более дешевой и удобной квартиры - в районе Печерска; на Госпитальной улице, 4; в Кудрявском переулке, 9. 1892 г. Рождение сестры Булгакова Веры. 1893 г. Рождение сестры Булгакова Надежды. 1895 г. Рождение сестры Булгакова Варвары. 1898 г. Рождение брата Булгакова Николая. 1900 г. Рождение брата Булгакова Ивана. 18 августа - Булгаков поступает в приготовительный класс Второй киевской гимназии (Бибиковский бульвар, 18). 1901 г. 22 августа - после окончания приготовительного класса начинает учебу в первом классе Первой киевской мужской Александровской гимназии (Бибиковский бульвар, 14). 1902 г. Переезд Булгаковых на Прозоровскую улицу, 10. 19 марта - рождение сестры Булгакова Елены. Покупка Булгаковыми земли и строительство дачи в поселке Буча под Киевом,...
    4. Хроника жизни Михаила Булгакова (вариант 2)
    Входимость: 2. Размер: 108кб.
    Часть текста: сестры Булгакова Веры. 1895 г. Рождение сестры Булгакова Надежды. 1895 г. Рождение сестры Булгакова Варвары. 1898 г. Рождение брата Булгакова Николая. 1900 г. Рождение брата Булгакова Ивана. 18 августа - Булгаков поступает в приготовительный класс Второй киевской гимназии (Бибиковский бульвар, 18). 1901 г. 22 августа - после окончания приготовительного класса начинает учебу в первом классе Первой киевской мужской Александровской гимназии (Бибиковский бульвар,14). 1902 г. Переезд Булгаковых на Прозоровскую улицу, 10. 19 марта - рождение сестры Булгакова Елены. Покупка Булгаковыми земли и строительство дачи в поселке Буча под Киевом, где теперь семья регулярно проводит летние месяцы. 1904 г. Переезд Булгаковых на Ильинскую улицу,5/8. 1905 г. Переезд Булгаковых в Кудрявский переулок,10. 1906 г. Переезд Булгаковых в Дионисьевский переулок, 4. 1907г. Переезд Булгаковых на Андреевский спуск,13 (кв. 2). 14 марта - смерть отца, А. И. Булгакова, от нефросклероза. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве. 1908 г. Лето - знакомство Булгакова с саратовской гимназисткой Татьяной Николаевной Лаппа, дочерью управляющего Казенной палаты, приехавшей в Киев на каникулы. 1909 г. Май - Булгаков оканчивает Первую Александровскую гимназию. 8 июня - получает аттестат зрелости. 17 июля - подает прошение ректору Киевского университета о зачислении студентом медицинского факультета. 21 августа - Булгаков зачисляется студентом медицинского факультета Киевского университета. 1911 г. Декабрь - поездка Булгакова...
    5. Булгаковская энциклопедия (краткая). «МОЛЬЕР»
    Входимость: 2. Размер: 28кб.
    Часть текста: вдовой писателя Е.С. Булгаковой при подготовке романа к публикации в альманахе «Литературная Москва» в 1956 г. (издание М. тогда не осуществилось). Во всех сохранившихся в булгаковском архиве авторских экземплярах машинописи роман назван «Мольер». Еще в октябре 1929 г. Булгаков занес в записную книжку названия интересовавших его авторов и произведений: «Казанова, Мольер, Записки Пиквикского клуба» (последнее - название романа (1837) великого английского реалиста Чарльза Диккенса(1812-1870), в инсценировке которого в МХАТе драматург в 1934-1935 гг. сыграл роль Судьи, и один из героев которого, мошенник Джингль, послужил прототипом Аметистова в пьесе «Зойкина квартира»). Здесь же Булгаков набросал список литературы о великом французском комедиографе Жане Батисте Мольере (Поклене) (1622-1673), использованной при работе как над пьесой «Кабала святош», так и над М. Договор на М. для серии «Жизнь замечательных людей» «Жургаза» (Журнально-газетного издательства) был заключен 11 июля 1932 г. Первым названием беллетризованной биографии стало следующее: «Всадник де Мольер. Полное описание жизни Жана Батиста Поклэна де Мольера с...
    6. Дневник Елены Булгаковой. 1933 год
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    Часть текста: никогда не вести дневника. Для него ужасна и непостижима мысль, что писательский дневник может быть отобран. 4 сентября. Вчера и сегодня у нас обедали приехавшие из Ленинграда Николай и Дина Радловы. Он — блестящий собеседник, сложный человек. Очень злой. 5 сентября. Днем были в МХТ на генеральной — «Таланты и поклонники». Миша уехал домой после второго акта. — А что мне говорить? — А ты скажи: мы завсегда вами очень благодарны, только подлостев таких мы слушать не желаем. Вечером у нас Яков Л. Леонтьев, Оля с Калужским. Уговаривали М. А. придти завтра на «Турбиных» — будет Эррио, который просил поставить завтра эту вещь. Миша отказывался. За ужином занимались тем, что подыскивали из разных пьес фразы для Н. В. Егорова. Придумали: поставить «Горе от ума», Егоров — Фамусов. Говорит про Леонтьева: «В швейцары произвел ленивую тетерю…» (Калужский показывал, картавя, как Егоров). 6 сентября. М. А. получил из Театра официальный вызов на спектакль. Ушел. Я — дома. Звонок телефонный Оли: — Ну, Люся, ты должна все простить Владимиру Ивановичу (у меня к нему счет за М. А.). Знаешь, что он сделал?! Спектакль сегодня идет изумительно, по-моему, никогда так не играли. Может быть, оттого, что смотрит Вл. Ив. Ну, и Эррио, конечно… Уже ...
    7. Барков А.: Роман Булгакова Мастер и Маргарита - альтернативное прочтение. Глава XVIII. Горький и Булгаков: два автора одного театра
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    Часть текста: тоже вряд ли назовешь… Тем более с позиции Булгакова… Речь идет об отношениях двух авторов одного театра – Художественного. Точнее сказать, об отношении Театра к двум своим авторам. Для общей характеристики позволю себе привести мнение хотя и не современника этих авторов, но зато работника МХАТ и известного булгаковеда А. М. Смелянского: «Сезон 1935/36 года Художественный театр начал премьерой «Врагов». Старая горьковская драма, выбор которой внутри театра мало кто понимал, оказалась на редкость актуальной. «Враги» стали волнующим художественно-политическим событием середины 30-х годов, еще раз подтвердив непревзойденное чутье Немировича-Данченко к цвету нового времени» 2 . Это мнение специалиста несколько не совпадает с отношением к этому вопросу Булгакова. При оценке содержания дневниковых записей Елены Сергеевны будем иметь в виду высказанное как-то и, безусловно, справедливое суждение М. О. Чудаковой о том, что эти дневники в значительной степени отражают и мнение самого Булгакова. «4 января 1934 г. В МХАТе началась репетиция «Врагов». На каком-то спектакле этой пьесы недавно в...
    8. Барков А.: Роман Булгакова Мастер и Маргарита - альтернативное прочтение. Глава XXX. Самая ранняя дата
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    Часть текста: часть сохранившегося текста написана рукой Л. Е. Белозерской, второй жены писателя. А их пути окончательно разошлись уже в 1932 году, за четыре года до смерти Горького. Проработка этого вопроса привела к выводу о том, что речь, фактически, идет о двух различных и независимых друг от друга системах дат, первая из которых обыгрывалась в более ранних вариантах; затем писатель, отказавшись от нее, ввел другую. Как оказалось, датировка действия в обеих системах месяцем июнем является чистым совпадением. Прежде чем перейти к разбору этого вопроса, приведу полностью соответствующую часть реконструированного М. О. Чудаковой текста первой редакции первой главы «Шестое доказательство» (в угловых скобках – восстановленные М. О. Чудаковой части): «…Летом, в средние [числа июня по старому] стилю примерно [в то самое время, когда прода]ются плетеные корзинки, наполне[нные до верху] мятой гнилой клуб[никой и тысячи мух] вьются над нею… боясь [навлечь на] себя гнев, все [же осмелюсь утверждать, что это началось] на целых две недели [раньше, не …] июня 193[4]5 года, […июня] 193[4]5 года … из Ермолаевского переулка вышел гражданин» 1 . В следующей редакции, датируемой 1931 годом, начало событий в романе приурочивается к 14 июня 2 . Как видим, здесь Булгаков сохраняет преемственность с первой редакцией. Однако в редакции 1932-1936 годов он сдвигает события на конец июня, примерно на две недели, что также корреспондируется с содержанием реконструированной части: «Сохранилась авторская «Разметка глав», датированная 6 октября 1933...
    9. Рецептер В.: Булгаковиада (ознакомительный фрагмент). Глава 4
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    Часть текста: наконец, булгаковские книги «Жизни господина де Мольера» в серии «Жизнь замечательных людей» («Молодая гвардия») и «Пьесы» («Искусство»). Достать их было крайне трудно, тем дороже и символичнее выглядел жест дарителя. Предисловие к «Пьесам» написал Павел Александрович Марков, который вместе с Виленкиным много лет работал в литературной части МХАТа, и экземпляр для артиста Р. добывался по блату именно через Маркова. Ему новоявленный ленинградец был представлен несколько позже. «Милый Володя  , – надписывал книгу Виленкин, – мне очень хотелось бы, чтобы Вы когда-нибудь сыграли булгаковские роли, – ну, хотя бы в первых трех из этих пьес, моих любимых».   Пьесы шли в таком порядке: «Дни Турбиных», «Бег», «Кабала святош». Не довелось, дорогой Виталий Яковлевич, виноват, как видно, не судьба!.. Примите это скромное сочинение как попытку оправдания или репетицию роли… Какой?.. На какую назначите… В течение многолетней и верной дружбы Виленкин стал постепенно рассказывать артисту Р. о своем общении с Булгаковым, первых слушаньях «Мастера и Маргариты» и даже о том, как они вместе с Марковым от имени МХАТа подбивали Михаила Афанасьевича на создание пьесы о Сталине. Теперь это ни для кого не секрет: опубликованы дневники Елены Сергеевны и воспоминания самого Виленкина, но тогда, в 60-х и позже, многое передавалось лишь пошепту и под честное слово… Тайная тревога, а может быть, и боль Виталия Яковлевича была в том, что несведущим могло показаться, будто они с Марковым толкали Булгакова на трудный, бесплодный и даже...
    10. Сидоров Михаил: Мистика и релятивистика
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    Часть текста: снова состоялось в очередной раз, уже в наступившем тысячелетии. А сколько новых гостей пополнило ряды приглашенных на бал ста королей за те десятилетия, что минули со дня визита Воланда и его свиты в Москву! И каких гостей – перед их деяниями неблаговидные поступки Фриды и госпожи Тофаны кажутся детскими шалостями! И опять какой-нибудь гаер, вроде Фагота-Коровьева, чтобы успокоить очередную Маргариту, развлекал ее веселой болтовней. Не исключено, что при этом речь снова зашла об удивительных свойствах пространства и о возможности его раздвижения до черт знает каких пределов – надо же как-то объяснить королеве, откуда взялось помещение для столь масштабного шоу. Теперь, с учетом новейших достижений теоретической физики, даже и без конкретных примеров из криминальной практики, также шагнувшей далеко вперед, «ихний помощник» мог бы поразить воображение «черной королевы» рассказом о 26-мерном пространстве (теория бозонных струн) или, как минимум, о 10-мерной модели физического вакуума. Ведь все теории, как было когда-то сказано организатором бала, стоят одна другой;...