• Приглашаем посетить наш сайт
    Маркетплейс (market.find-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1943"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Смелянский А. М.: Михаил Булгаков в Художественном театре. Глава 7. Концы и начала. «Буря мглою небо кроет…»
    Входимость: 4. Размер: 32кб.
    2. Булгаковская энциклопедия (краткая). ПОПОВ ПАВЕЛ СЕРГЕЕВИЧ
    Входимость: 4. Размер: 23кб.
    3. Светлаева В. М.: Леля Булгакова
    Входимость: 3. Размер: 29кб.
    4. Булгаковская энциклопедия (краткая). «РАШЕЛЬ»
    Входимость: 3. Размер: 20кб.
    5. Мешков В.А.: "Михаил Булгаков и Крым - новые страницы". К 70-летию освобождения Евпатории от немецко-фашистских захватчиков. Весна 1944-го: Трудная дорога домой, в Евпаторию
    Входимость: 3. Размер: 9кб.
    6. Булгаковская энциклопедия (краткая). ШЕСТОВ ЛЕВ
    Входимость: 3. Размер: 19кб.
    7. Булгаковская энциклопедия (краткая). «МИНИН И ПОЖАРСКИЙ»
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    8. Лакшин В. Я.: Булгаков М. М. (Большая советская энциклопедия)
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    9. Дело было в Грибоедове
    Входимость: 2. Размер: 34кб.
    10. Белозерская-Булгакова Л. Е.: Воспоминания. Так было
    Входимость: 2. Размер: 37кб.
    11. Соколов Б. В.: Михаил Булгаков - загадки творчества. "Мастер и Маргарита": великий "закатный" роман. От астрономии к астрологии: "Мастер и Маргарита" в контексте русской религиозной философии
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    12. Яновская Л. М.: Записки о Михаиле Булгакове. Библия на рабочем столе Михаила Булгакова
    Входимость: 2. Размер: 91кб.
    13. Паршин Л. К.: Баллада о Луне, или кол по космографии
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    14. Ермолинский С.: О времени, о Булгакове и о себе. Записки о М. Булгакове. Часть вторая. тюрьма и ссылка. Страница 4
    Входимость: 2. Размер: 64кб.
    15. Ермолинский С.: О времени, о Булгакове и о себе. Записки о М. Булгакове. Часть вторая. тюрьма и ссылка. Страница 5
    Входимость: 2. Размер: 60кб.
    16. Яновская Л. М.: Записки о Михаиле Булгакове. "Я все забываю спросить у Миши... "
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    17. Чудакова М.: Жизнеописание Михаила Булгакова. Глава вторая. Первые московские годы. Пункт 1. Страница 4
    Входимость: 2. Размер: 54кб.
    18. Булгакова Елена: Дневник, воспоминания. Письма на тот свет
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    19. Мастер и Маргарита. Черновые варианты романа. Тетрадь 3. 1929–1931 гг.
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    20. Соколов Б. В.: Михаил Булгаков - загадки судьбы. Глава 6. "Невозможность писать равносильна для меня погребению заживо". Режиссер, либреттист, романист. 1930–1940. Страница 6
    Входимость: 2. Размер: 55кб.
    21. Соколов Б. В.: Михаил Булгаков - загадки судьбы. Глава 6. "Невозможность писать равносильна для меня погребению заживо". Режиссер, либреттист, романист. 1930–1940. Страница 5
    Входимость: 2. Размер: 47кб.
    22. Булгаковская энциклопедия (краткая). «МЕРТВЫЕ ДУШИ»1
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    23. Выходцева И. С., Прокофьева Л. П.: Интерпретационные возможности лексической и фонетической семантики в художественном тексте (на материале обращений в повести М. А. Булгакова "Собачье сердце")
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    24. Балан Виктор: Сталин и Булгаков
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    25. Последние дни (Александр Пушкин). Вариант: 1943 год. Комментарии
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    26. Булгаков М. А. ― Попову П. С., 7 мая 1932 г.
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    27. Виленский Ю. Г., Навроцкий В. В. , Шалюгин Г. А.: Михаил Булгаков и Крым. Глава 4. "Бег" на карте истории
    Входимость: 1. Размер: 93кб.
    28. Виленский Юрий: Доктор Булгаков. Глава I. Начало пути
    Входимость: 1. Размер: 94кб.
    29. Мой дневник 1923 г.
    Входимость: 1. Размер: 81кб.
    30. Диакон Андрей Кураев: Мастер и Маргарита - за Христа или против? Почему Воланд – иностранец?
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    31. Булгаковская энциклопедия (краткая). БУЛГАКОВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    32. Черновики и варианты
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    33. Стронгин Варлен: Михаил Булгаков. Три женщины Мастера. Глава двадцать первая. Вечная любовь
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    34. Соколов Б. В.: Расшифрованный Булгаков. Тайны "Мастера и Маргариты". Михаил Булгаков — политический писатель. Страница 2
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    35. Филюхина С. В.: Один год из жизни "Мастера и Маргариты" в советских журналах
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    36. Соколов Б.: Тайны Булгакова. Расшифрованная "Белая гвардия". От романа к пьесе
    Входимость: 1. Размер: 60кб.
    37. Белобровцева И., Кульюс С.: Проблема прототипов в творчестве М. Булгакова (очевидное и скрытое)
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    38. Булгаков М. А. ― Дунаевскому И. О., 7 апреля 1939 г.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    39. Яновская Л. М.: Записки о Михаиле Булгакове. "Милый Маррон", Булгаков и Маяковский. Страница 3
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    40. Соколов Б. В.: Расшифрованный Булгаков. Тайны "Мастера и Маргариты". Братья-писатели: приспособиться — значит умереть. Страница 1
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    41. Булгаков М. А. ― Вересаеву В. В., 18 ноября 1926 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    42. Петелин Виктор: "Дописать раньше, чем умереть"
    Входимость: 1. Размер: 86кб.
    43. Барков А.: Роман Булгакова Мастер и Маргарита - альтернативное прочтение. Глава XXXV. Пусть рыцарь – друг, но истина – дороже?..
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    44. Варламов А. Н.: Михаил Булгаков. Часть вторая. Любовь. Глава седьмая. Мы
    Входимость: 1. Размер: 76кб.
    45. Мой дневник 1924 г.
    Входимость: 1. Размер: 111кб.
    46. Вересаев В. В. ― Булгакову М. А., 12 марта 1939 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    47. Яновская Лидия: Творческий путь Михаила Булгакова. В Художественном театре
    Входимость: 1. Размер: 71кб.
    48. Чернышева Вероника: Тайный друг мастера
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    49. Мешков В.А.: "Михаил Булгаков и Крым - новые страницы". Мистика Михаила Булгакова и Евпатория
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    50. Варламов А. Н.: Михаил Булгаков. Часть первая. Татьяна. Глава девятая. В Москву!
    Входимость: 1. Размер: 53кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Смелянский А. М.: Михаил Булгаков в Художественном театре. Глава 7. Концы и начала. «Буря мглою небо кроет…»
    Входимость: 4. Размер: 32кб.
    Часть текста: глаза глядят, и губы Улыбаются другой улыбкой». Изменяются, конечно, не портреты, а наше понимание человека. Уходит случайное, сиюминутное, временное. Проступает главное выражение лица и судьбы. Так случилось и с Булгаковым. В марте 1940 года завершилась его прижизненная биография и началась посмертная, им же предсказанная. И хотя эта вторая жизнь выходит за непосредственные границы нашей книги, нельзя не вспомнить ее завязь в тех же мхатовских стенах, все в том же мхатовском кольце. Это надо сделать не для соблюдения биографического канона или привычного утешительного финала. Это нужно для правильного понимания сути всей книги. Жизнь писателя во времени, в советском искусстве дает объем теме «автор театра», открывает тот внутренний свет, который излучает искусство Булгакова и вне которого ничего не поймешь ни в его прижизненной биографии, ни в его посмертной высокой судьбе. 15 марта 1940 года секретарь Союза писателей СССР А. Фадеев напишет Е. С. Булгаковой письмо, далеко выходящее за рамки официального соболезнования по скорбному случаю:...
    2. Булгаковская энциклопедия (краткая). ПОПОВ ПАВЕЛ СЕРГЕЕВИЧ
    Входимость: 4. Размер: 23кб.
    Часть текста: биографического очерка, созданного в 1940 г. вскоре после смерти писателя, но опубликованного только в 1991 г. П. родился 28 июля (9 августа) 1892 г. в г. Иванове в семье крупного суконного фабриканта Сергея Максимовича Попова (1862-1934). Окончил гимназию, а в 1915 г. - историко-филологический факультет Московского университета, в один год с другим ближайшим булгаковским другом - Н. Н. Ляминым. Оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. Преподавал в гимназиях, был профессором Нижегородского университета, читал курс логики в московском Институте слова. По воспоминаниям двоюродной сестры П. А. М. Шуберт: «После революции 1917 года и начавшейся перестройки в СССР всей науки началась перестройка и научной деятельности Павла Сергеевича. От разработки философских проблем гносеологического порядка он стал постепенно переходить на проблемы логики, на литературоведение... Для себя же углублялся в чтение ранних христианских философов (Фомы Аквинского) и философии средневековья (Блаженный Августин)». С 1923 г. П. работал в Государственной Академии Художественных Наук (ГАХН). В 1926 г. женился на внучке писателя Льва Николаевича Толстого (1828-1910) Анне Ильиничне Толстой (1887-1954). В 1930 г. ГАХН расформировали. П. был исключен из ГАХН и как представитель «эксплуататорских классов», в сентябре 1931 г. вместе с женой выслан в Ленинград, где работал в Институте русской литературы (Пушкинском доме) АН СССР. В феврале 1932 г. с помощью А. И. Толстой получил разрешение вернуться в Москву. Однако возвращение состоялось только осенью 1932 г. П. занимался творчеством Александра Пушкина (1799-1837), Федора Достоевского (1821-1881), Антона Чехова (1864-1904), Льва Толстого, Ивана Тургенева (1818-1883) и др., работал над академическим пушкинским собранием сочинений,...
    3. Светлаева В. М.: Леля Булгакова
    Входимость: 3. Размер: 29кб.
    Часть текста: Булгакова, беззаветно любившая своего брата и приходившая к нему в последний год его жизни почти ежедневно, не оставила никаких личных записок или воспоминаний и не вела дневника, хотя была незаурядным филологом. Но она тщательно хранила все свои документы, а также справки, необходимые ей для работы. На основании этих документов и рассказов Елены Афанасьевны о ее детстве я, ее дочь, Варвара Михайловна Светлаева, и решилась составить данный очерк. Интерес к творчеству Михаила Булгакова, естественно, вызвал желание узнать биографии его близких. Но, к сожалению, вместо того чтобы использовать имеющиеся опубликованные документы, некоторые “булгаковеды” любят обращаться к художественным произведениям для придания своим работам занимательности, а в некоторых случаях и пикантности. В то же время нужные биографические справки о родственниках Булгакова можно найти и в Киевском музее Михаила Булгакова, и в таком “недоступном” издании, как “Киев Михаила Булгакова” [1], но некоторым исследователям, видимо, скучно работать с документами, и помимо художественной литературы они используют и устные высказывания, иногда анонимные [2]. В этих работах особенно искаженным оказался облик Елены Афанасьевны Булгаковой: откуда-то “выплыли” пепельно-серые волосы, Б. В. Соколов указывает дату рождения Елены Афанасьевны 21 марта (2 апреля) 1902 г. [3] А на другой странице (в разделе “Михаил Булгаков: дела и дни...
    4. Булгаковская энциклопедия (краткая). «РАШЕЛЬ»
    Входимость: 3. Размер: 20кб.
    Часть текста: М. А.? - Ушел в филиал. - У меня к нему дело есть, интересное. Хороший разговор. Потом оказалось, что Большой театр предлагает М. А. делать либретто по «M-elle Фифи» с Дунаевским-композитором. Самосуд (дирижер и художественный руководитель Большого театра друг Булгакова Самуил Абрамович Самосуд (1884-1964). - Б. С.) подчеркивал: - Главное - интересная фабула! Часть материалов раздобыли тут же - на обратном пути домой. А сейчас, ночью, М. А. рассказал мне содержание всех пяти картин». Новелла Мопассана из эпохи франко-прусской войны 1870-1871 гг. носила ярко выраженный антигерманский характер. В тот момент это обстоятельство вполне соответствовало советской политической конъюнктуре. В сентябре 1938 г. разворачивался Судетский кризис, вызванный германскими требованиями к Чехословакии о передаче Рейху территории Судетской области. Как раз в середине этого месяца чехословацкое правительство запросило советскую сторону, готов ли СССР выполнить свои обязательства в соответствии с...
    5. Мешков В.А.: "Михаил Булгаков и Крым - новые страницы". К 70-летию освобождения Евпатории от немецко-фашистских захватчиков. Весна 1944-го: Трудная дорога домой, в Евпаторию
    Входимость: 3. Размер: 9кб.
    Часть текста: в блокаде. 13 марта 1942 года в одном из боев над Финским заливом его сбили и он погиб. Посмертно награжден вторым орденом Боевого Красного Знамени (первый — за войну с финнами). Но его жена Люба еще в начале осени 1941 года вместе с сыном эвакуировались в Мордовскую республику г. Саранск. Там она поступила медсестрой в эвакогоспиталь № 4662 и работала с 8 сентября 1941 года по 8 июня 1943-го. Работа была очень трудная для хрупкой невысокой женщины, раненые и тяжелораненые поступали с передовой. Помогало то, что вместе с ней оказались родители и сестра. Они тоже успели эвакуироваться из Крыма на Кавказ буквально последним катером, под бомбежками. Узнав, что их дочь в Саранске, сумели переехать к ней. Отец — Александр Васильевич Ткаченко, до войны работавший механиком и водителем катера в Евпаторийском морпорту, стал заниматься ремонтом автомобилей для фронта в одной из воинских частей. Освоил и иностранные марки, в том числе Студебеккеры. Сам же и перегонял машины на фронт, до самой передовой. Как участник войны был награжден медалью «За боевые заслуги». Старшая сестра Шура с...
    6. Булгаковская энциклопедия (краткая). ШЕСТОВ ЛЕВ
    Входимость: 3. Размер: 19кб.
    Часть текста: и Маргарита». Ш. родился 24 января (5 февраля) (по другим данным - 31 января(12 февраля)) 1866 г. в Киеве в семье крупного коммерсанта. В 1874 г. поступил в Третью киевскую гимназию, которую окончил в 1883 г. В том же году поступил на математический факультет Киевского университета. В 1884 г. перешел на юридический факультет, который окончил в 1889 г. Его дипломная работа называлась «Фабричное законодательство в России». В конце 1880-х годов Ш. увлекается марксизмом, участвует в организации первых марксистских кружков в Киеве. В 1890-1891 гг., Ш. служит в армии, а с конца 1891 г. короткое время работает помощником присяжного поверенного в Москве. В 1892 г. Ш. возвращается в Киев и работает на предприятии отца. Публикует несколько статей по экономическим и финансовым вопросам, В 1893-1894 гг., постепенно отходя от марксизма, обращается к вере. В 1895 г. Ш. опубликовал в Киеве свои первые статьи по философии и литературоведению - «Вопрос совести (О Владимире Соловьеве)» и «Георг Брандес о Гамлете». В 1896 г. Ш. уехал в Швейцарию в связи с тяжелым нервным расстройством, вызванным переутомлением. В 1899 г. вернулся в Россию. В 1898 г. вышла первая книга Ш. «Шекспир и его критик Брандес», не имевшая успеха. В 1899 г. выходит книга Ш. «Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше», замеченная критикой и вызвавшая публичный диспут в Киеве. С...
    7. Булгаковская энциклопедия (краткая). «МИНИН И ПОЖАРСКИЙ»
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    Часть текста: правления Союза советских композиторов. Асафьеву принадлежит замысел оперы М. и П. В один из приездов в Москву из Ленинграда, где он тогда жил, композитор был приглашен за кулисы Большого Театра главным дирижером и художественным руководителем Самуилом Абрамовичем Самосудом (1884-1964). Астафьев, просматривая старые занавесы, обратил внимание, что на одном из них, значившимся в списке как «Въезд Михаила Романова в Кремль», на самом деле изображен «Въезд князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина-Сухорука в Кремль», и решил, что это хороший сюжет для оперы. Самосуд загорелся идеей новой постановки. Обратиться к Булгакову для создания либретто ему, скорее всего, посоветовал театральный художник Владимир Владимирович Дмитриев (1900-1948), давно друживший с писателем (в 1928 г. он сделал эскизы декораций для «Бега», а в 1930-1931 гг. - для мхатовской инсценировки «Мертвых душ»). 16 июня 1936 г. третья жена Булгакова Е. С. Булгакова сделала в дневнике следующую запись: «Композитор Б. Асафьев - с предложением писать либретто (а он - музыку) оперы «Минин и Пожарский». Это - сватовство Дмитриева. М. А. говорил с Асафьевым уклончиво - Асафьев вообще понравился ему - он очень умен, остер, зол. Но после ухода Асафьева сказал, что писать не будет, не верит ни во что». (Драматург находился в депрессии после снятия, за три месяца до визита композитора, «Кабалы святош»). Однако на следующий день к Булгакову явился сам С. А. Самосуд, о чем свидетельствует запись Е. С. Булгаковой от 17 июня 1936 г.: «Днем - Самосуд, худрук Большого театра, с Асафьевым. Самосуд, картавый,...
    8. Лакшин В. Я.: Булгаков М. М. (Большая советская энциклопедия)
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    Часть текста: движения, показана бесплодность пути в эмиграцию. В комедиях «Зойкина квартира» (постановка Театра им. Евгения Вахтангова, 1926) и «Багровый остров» (постановка Камерного театра, 1928) Б. высмеивает быт и нравы нэпманской среды, пародирует обычаи замкнутого театрального мирка. Литературная критика конца 20-х гг. резко отрицательно оценивала творчество Б.; его произведения не печатались, пьесы были сняты со сцены. С начала 30-х гг. Б. работал режиссёром-ассистентом МХАТ, инсценировал «Мёртвые души» Н. В. Гоголя (1932). В исторических драмах «Кабала святош» («Мольер», 1930≈36, постановка 1943) и «Последние дни» («Пушкин», 1934≈35, постановка 1943), в биографической повести «Жизнь господина де Мольера» (1932≈33, опубликована 1962) Б. показывает несовместимость подлинного искусства с деспотизмом монархии. Незаконченный «Театральный роман» («Записки покойника», 1936≈37, опубликован 1965) соединяет в себе черты лирической исповеди и сатиры. С начала 30-х гг. и до конца жизни Б. работал над романом «Мастер и Маргарита» (опубликован 1966≈67). Совмещая три плана действия: историко-легендарный (древняя Иудея), современно-бытовой (Москва 30-х гг.) и мистико-фантастический, он создал своеобразную форму философского романа, где поставлены «вечные» проблемы добра и зла, ложной и истинной нравственности. Б. ≈ драматург и повествователь ≈ владел отточенным мастерством реалистической техники, сатиры, гибкой, живой речи и стремительного сюжета. Соч.: Избр. проза. [Вступ. ст. В. Лакшина], М., 1966; Драмы и комедии. [Вступ. ст. В. Каверина], М., 1965; Мастер и...
    9. Дело было в Грибоедове
    Входимость: 2. Размер: 34кб.
    Часть текста: тетке Грибоедова, не то в доме проживала племянница автора знаменитой комедии. Заранее предупреждаю, что ни здесь, ни впредь ни малейшей ответственности за слова Поплавкова я на себя не беру. Жуткий лгун, но талантливейший парнище. Кажется, ни малейшей тетки у Грибоедова не было, равно как и племянницы. Впрочем, желающие могут справиться. Во всяком случае, дом назывался грибоедовским. Заимев славный двухэтажный дом с колоннами, писательские организации разместились в нем как надо. Все комнаты верхнего этажа отошли под канцелярии и редакции журналов, зал, где тетка якобы слушала отрывки из "Горя от ума", пошел под публичные заседания, а в подвале открылся ресторан. В день открытия его Поплавков глянул на расписанные сводчатые потолки и прозвал ресторан "Шалашом". И с того момента и вплоть до сего дня, когда дом этот стал перед безумным воспаленным моим взором в виде обуглившихся развалин, название "Шалаш Грибоедова" прилипло к зданию и в историю перейдет. Итак, упало 14 июня солнце за Садовую в Цыганские Грузины, и над истомленным и жутким городом...
    10. Белозерская-Булгакова Л. Е.: Воспоминания. Так было
    Входимость: 2. Размер: 37кб.
    Часть текста: Л. Е.: Воспоминания Так было ТАК БЫЛО 19 За несколько месяцев до смерти Евгения Викторовича мы гуляли с ним в саду около дома в Мозжинке (загородная дача академика), и он внезапно спросил меня, буду ли я вспоминать его, когда его не станет? Внутренне я дрогнула, но ответила: конечно, буду. И вот я вспоминаю... * * * В 1935 году, когда я работала литературным редактором в редакции «Жизнь замечательных людей» (журнально-газетное объединение, так называемый «Жур- газ», под эгидой Михаила Кольцова), однажды в нашей комнате появился пожилой человек с умным лицом, резким профилем и, познакомившись, положил на мой стол увесистую рукопись в двух экземплярах. Это был Евгений Викторович Тарле, а рукопись — знаменитый «Наполеон», который и теперь, спустя сорок лет, читается с неослабным интересом. Исторические концепции меняются, библиография устаревает, но что хорошо, то хорошо, и это исследование занимает прочное место в ряду исторических работ. Сразу меня увлекло и покорило изложение, постепенно развертывающее жизнь Наполеона—с детства, от «угрюмого волчонка» до большого хищного волка — первого императора Франции, все перипетии необыкновенной карьеры этого феноменально одаренного человека. Обычно ученые пишут скучновато (в основе этого, возможно, лежит заблуждение: чем скучнее, тем выглядит серьезней). И вдруг такой блеск — тонкую иронию сменяет юмор, юмор—психологические меткие характеристики и т. д. За примерами ходить...