• Приглашаем посетить наш сайт
    Пушкин (pushkin-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1939"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Соколов Б. В.: Михаил Булгаков - загадки судьбы. Глава 6. "Невозможность писать равносильна для меня погребению заживо". Режиссер, либреттист, романист. 1930–1940. Страница 7
    Входимость: 23. Размер: 50кб.
    2. Письма Булгакова
    Входимость: 19. Размер: 39кб.
    3. Петелин Виктор: Конец тридцатых годов
    Входимость: 14. Размер: 128кб.
    4. Смолин Геннадий: Как отравили Булгакова. Яд для гения (ознакомительный фрагмент). История болезни и смерть мастера
    Входимость: 12. Размер: 24кб.
    5. Отан-Матье Мари-Кристин: Перечитывая "Батум" сегодня
    Входимость: 11. Размер: 33кб.
    6. Булгаковская энциклопедия (краткая). БУЛГАКОВ НИКОЛАЙ АФАНАСЬЕВИЧ
    Входимость: 11. Размер: 27кб.
    7. Соколов Б. В.: Михаил Булгаков - загадки судьбы. Глава 6. "Невозможность писать равносильна для меня погребению заживо". Режиссер, либреттист, романист. 1930–1940. Страница 6
    Входимость: 11. Размер: 55кб.
    8. Варламов А. Н.: Михаил Булгаков. Часть третья. Елена. Глава девятая. "Був гаков – нэма гакова"
    Входимость: 11. Размер: 76кб.
    9. Дневник Елены Булгаковой. Дневник. Комментарии. 1939 год
    Входимость: 10. Размер: 19кб.
    10. Фокин Павел: Булгаков без глянца (ознакомительный фрагмент). Агония мастера. "Батум"
    Входимость: 10. Размер: 29кб.
    11. Варламов А. Н.: Михаил Булгаков. Часть третья. Елена. Глава десятая. Прощеное воскресенье
    Входимость: 10. Размер: 47кб.
    12. Осиненко В. А.: Тайны романа "Мастер и Маргарита". Глава 28. Последние похождения Коровьева и Бегемота
    Входимость: 9. Размер: 18кб.
    13. Батум. Комментарии
    Входимость: 9. Размер: 33кб.
    14. Есипова О. Д.: Два спектакля (Дон Кихот М. А. Булгакова в Ленинградском театре им. Пушкина и в Вахтанговском театре - 1941 год)
    Входимость: 9. Размер: 48кб.
    15. Письма Булгакову
    Входимость: 9. Размер: 8кб.
    16. Булгаковская энциклопедия (краткая). «РАШЕЛЬ»
    Входимость: 8. Размер: 20кб.
    17. Яновская Л. М.: Записки о Михаиле Булгакове. "Милый Маррон", Булгаков и Маяковский. Страница 4
    Входимость: 8. Размер: 58кб.
    18. Рашель
    Входимость: 8. Размер: 71кб.
    19. Фокин Павел: Булгаков без глянца (ознакомительный фрагмент). Краткая летопись жизни и творчества М. А. Булгакова
    Входимость: 7. Размер: 12кб.
    20. Фокин Павел: Булгаков без глянца (ознакомительный фрагмент). Болезнь
    Входимость: 7. Размер: 16кб.
    21. Смелянский А. М.: Михаил Булгаков в Художественном театре. Глава 7. Концы и начала. Последняя встреча
    Входимость: 7. Размер: 38кб.
    22. Булгаковская энциклопедия (краткая). ЛЯМИН НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ
    Входимость: 7. Размер: 12кб.
    23. Булгаковская энциклопедия (краткая). ДОМ ГРИБОЕДОВА
    Входимость: 7. Размер: 37кб.
    24. Осиненко В. А.: Тайны романа "Мастер и Маргарита". Глава 29. Судьба Мастера и Маргариты определена
    Входимость: 6. Размер: 10кб.
    25. Соколов Б. В.: Расшифрованный Булгаков. Тайны "Мастера и Маргариты". Михаил Булгаков — политический писатель. Страница 3
    Входимость: 6. Размер: 43кб.
    26. Чудакова М.: Жизнеописание Михаила Булгакова. Глава седьмая. "Последний закатный роман". Последняя пьеса. (1938—1940). Пункт 3
    Входимость: 6. Размер: 36кб.
    27. Соколов Б. В.: Михаил Булгаков - загадки творчества. "Мастер и Маргарита": великий "закатный" роман. "…человек, возившийся несколько лет с Алоизием Могарычем, Никанором Ивановичем и прочими"  . Страница 4
    Входимость: 6. Размер: 58кб.
    28. Петровский Мирон: Мастер и город. Киевские контексты Михаила Булгакова. Глава девятая. Дело о "Батуме"
    Входимость: 6. Размер: 99кб.
    29. Яновская Л. М.: Записки о Михаиле Булгакове. Над рукописями "Мастера и Маргариты"
    Входимость: 6. Размер: 79кб.
    30. Чудакова М.: Жизнеописание Михаила Булгакова. Глава седьмая. "Последний закатный роман". Последняя пьеса. (1938—1940). Пункт 4
    Входимость: 6. Размер: 31кб.
    31. Гдешинский А. П. — Булгакову М. А., 19 апреля 1939 г.
    Входимость: 6. Размер: 4кб.
    32. Булгакова Елена: Дневник, воспоминания. Из писем к Николаю Афанасьевичу Булгакову
    Входимость: 6. Размер: 28кб.
    33. Лосев Виктор: Фантастический роман о дьяволе
    Входимость: 6. Размер: 45кб.
    34. Булгаковская энциклопедия (краткая). «БАТУМ»
    Входимость: 6. Размер: 17кб.
    35. Виктор Лосев. Фантастический роман о дьяволе
    Входимость: 6. Размер: 42кб.
    36. Новиков В.В.: Михаил Булгаков - художник. Глава 6. Трагический финал
    Входимость: 6. Размер: 47кб.
    37. Смолин Геннадий: Как отравили Булгакова. Яд для гения (ознакомительный фрагмент). Архив мастера. Письма
    Входимость: 6. Размер: 36кб.
    38. Соколов Б. В.: Расшифрованный Булгаков. Тайны "Мастера и Маргариты". Михаил Булгаков — политический писатель. Страница 2
    Входимость: 6. Размер: 51кб.
    39. Виленкин В.: Незабываемые встречи
    Входимость: 6. Размер: 58кб.
    40. Булгаковская энциклопедия (краткая). «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
    Входимость: 5. Размер: 99кб.
    41. Булгаковская энциклопедия (краткая). ВЕЛИКИЙ БАЛ У САТАНЫ
    Входимость: 5. Размер: 69кб.
    42. Гдешинский А. П. — Булгакову М. А., 3 октября 1939 г.
    Входимость: 5. Размер: 4кб.
    43. Булгаковская энциклопедия (краткая). СТАЛИН
    Входимость: 5. Размер: 35кб.
    44. Богданов Николай: "Пятое измерение" Михаила Булгакова
    Входимость: 5. Размер: 35кб.
    45. Таглина О.: Михаил Булгаков (ознакомительный фрагмент). Страница 4
    Входимость: 5. Размер: 54кб.
    46. Стронгин Варлен: Михаил Булгаков. Три женщины Мастера. Глава восемнадцатая. Неродившийся шедевр
    Входимость: 5. Размер: 25кб.
    47. Соколов Б. В.: Михаил Булгаков - загадки творчества. "Мастер и Маргарита": великий "закатный" роман. Великий бал у сатаны: шествие великих злодеев
    Входимость: 4. Размер: 103кб.
    48. Киреев Р. Т.: Великие смерти - Тургенев. Достоевский. Блок. Булгаков. Булгаков. Последний полет
    Входимость: 4. Размер: 63кб.
    49. Чудакова М.: Жизнеописание Михаила Булгакова. Глава седьмая. "Последний закатный роман". Последняя пьеса. (1938—1940). Пункт 2
    Входимость: 4. Размер: 35кб.
    50. Рецептер В.: Булгаковиада (ознакомительный фрагмент). Глава 12
    Входимость: 4. Размер: 28кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Соколов Б. В.: Михаил Булгаков - загадки судьбы. Глава 6. "Невозможность писать равносильна для меня погребению заживо". Режиссер, либреттист, романист. 1930–1940. Страница 7
    Входимость: 23. Размер: 50кб.
    Часть текста: Булгаков и Елена Сергеевна связывали большие надежды. Они надеялись, что постановка пьесы о Сталине позволит наконец Михаилу Афанасьевичу пробиться и на сцену, и в печать, а главное — опубликовать «Мастера и Маргариту». 11 июня 1939 года Елена Сергеевна записала в дневнике: «Пришла домой. Борис Эрдман сидит с Мишей, а потом подошел и Николай Робертович. Миша прочитал им три картины и рассказал всю пьесу („Батум“. — Б. С.  ). Они считают, что — удача грандиозная. Нравится форма вещи, нравится роль героя. Николай Робертович подписал наконец договор на свой киносценарий. Борис очень доволен своей работой (найденной при этой работе новым) — над 1812 г. Мы сидели на балконе и мечтали, что сейчас приблизилась полоса везения нашей маленькой компании». Окрыленная Елена Сергеевна 11 августа писала матери: «Мамочка, дорогая, давно уже собиралась написать тебе, но занята была безумно. Миша закончил и сдал МХАТу пьесу… Устал он дьявольски, работа была напряженная, надо было сдать ее к сроку. Но усталость хорошая — работа была страшно интересная. По общим отзывам, это большая удача....
    2. Письма Булгакова
    Входимость: 19. Размер: 39кб.
    Часть текста: ― Булгакову К. П., 16 февраля 1921 г. Булгаков М. А. ― Булгаковой-Земской Н. А., апрель 1921 г. Булгаков М. А. ― Булгаковой В. А., 26 апреля 1921 г. Булгаков М. А. ― Булгаковой-Земской Н. А., 26 апреля 1921 г. Булгаков М. А. ― Булгаковой-Земской Н. А., 26 апреля 1921 г. Булгаков М. А. ― Булгаковой-Земской Н. А., 2 июня 1921 г. Булгаков М. А. ― Булгаковой-Земской Н. А., 23 октября 1921 г. Булгаков М. А. ― Булгаковой-Земской Н. А., 9 ноября 1921 г. Булгаков М. А. ― Булгаковой-Земской Н. А., 9 ноября 1921 г. Булгаков М. А. — Булгаковой-Воскресенской В. М., 17 ноября 1921 г. Булгаков М. А. ― Булгаковой-Земской Н. А., 1 декабря 1921 г. Булгаков М. А. ― Булгаковой-Земской Н. А., 15 декабря 1921 г. Булгаков М. А. ― Булгаковой-Земской Н. А., 30 декабря 1921 г. Булгаков М. А. ― Булгаковой-Земской Н. А., 10 января 1922 г. Булгаков М. А. ― Булгаковой-Земской Н. А., 13 января 1922 г. Булгаков М. А. ― Булгаковой-Земской Н. А., 24 марта 1922 г. Булгаков М. А. ― Булгаковой В. А., 24 марта 1922 г. Булгаков М. А. ― Булгаковой-Земской Н. А., 18 апреля 1922 г. Булгаков М. А. ― Булгаковой В. А., 23 января 1923 г. Булгаков М. А. ― Булгаковой-Земской Н. А., весна 1923 г. Булгаков М. А. ― Садыкеру П. А., 20 апреля 1923 г. Булгаков М. А. ― Булгаковой-Земской Н. А., 1923 ? Булгаков М. А. ― Слезкину Ю. Л., 31 августа 1923 г. Булгаков М. А. ― Зайцеву П. Н., 25 мая 1924 г. Булгаков М. А. ― Зайцеву П. Н., 31 мая г. Булгаков М. А. ― Булгаковой-Земской Н. А., 20 августа 1924 г. Булгаков М. А. ― Зайцеву П. Н., конец августа — начало сентября 1924 г. Булгаков М. А. ― Кремлеву ...
    3. Петелин Виктор: Конец тридцатых годов
    Входимость: 14. Размер: 128кб.
    Часть текста: Новый год им хотелось только с самыми близкими друзьями. А если соберется 15–16 человек, какая уж тут тишина, да и беспокойно. Редко бывали одни, почти вся жизнь проходила на людях, к которым нужно было ходить, что-то просить, чего-то добиваться. И первые дни 1939 года начались с того, что пришел поздравить Сергей Михалков, сосед по квартире, молодой, талантливый, прекрасный рассказчик, и сообщил, что авторские в кино отменяются. «А если, вслед за этим, отменят авторские и по театру?», — мелькнуло у Булгаковых. В этот же день узнали, что письмо Булгакова В. М. Молотову, написанное им несколько дней тому назад с просьбой помочь в квартирном вопросе, переслали в Моссовет… Оставалось ждать… Квартирный вопрос, как и прежде, постоянно волновал Михаила Афанасьевича. Шум мешал со всех сторон, а так хотелось тишины, покоя, так хотелось закончить роман «Мастер и Маргарита», не давали покоя и мысли о новой пьесе ― создать образ молодого Сталина, революционера, разрушителя старого, веками сложившегося общества, устоев морали, нравственности, показать идеологию, которая вскормила их, показать тех, кто стоял на их пути. Праздничное настроение прошло, начались обычные будни с постоянными хлопотами… 5 января 1939 года Елена Сергеевна записала: «Утром в Реперткоме. Мы ходили за визой на „Дон Кихота“. Миша — Пушкиной, секретарю Мерингофа, на ее фразу — „пьеса у тов. Мерингофа“, сказал, побелев: „буду жаловаться в ЦК, это умышленно задерживают разрешение“. Это меня ужасно огорчило, а Миша твердит — я прав. И я теперь не знаю». 6 января позвонил Федор Михальский и сообщил, что на...
    4. Смолин Геннадий: Как отравили Булгакова. Яд для гения (ознакомительный фрагмент). История болезни и смерть мастера
    Входимость: 12. Размер: 24кб.
    Часть текста: качестве причины смерти указывалось: нефросклероз, уремия. При этом достоверных сведений о том, проводилось ли патологоанатомическое вскрытие писателя, нет.  Доктор медицины Л. И. Дворецкий опубликовал сенсационную статью о смертельной болезни М. А. Булгакова в журнале «Нефрология» (№ 4, октябрь 2010 года). У меня была масса вопросов к профессору. Наше рандеву он решил провести в своем кабинете медицинского университета.  Леонид Иванович встретил меня, как будто мы были знакомы друг с другом много лет.  – Я знаю все, – лаконично предупредил он.  И мы сразу перешли к делу. Он показал мне массу документов, выписок из дневника Е. С. Булгаковой, впрямую связанных со смертельной болезнью писателя в его последние шесть месяцев жизни.  Леонид Иванович стал неторопливо рассказывать:   – Как вы помните, в марте 1940 г. в своей московской квартире ныне не существующего дома в Нащокинском пер. (бывшая ул. Фурманова, 3) тяжело и мучительно умирал Михаил Афанасьевич Булгаков. За три недели до смерти ослепший, измученный нестерпимыми болями, он прекратил редактировать свой знаменитый роман «Мастер и Маргарита», который сюжетно был уже закончен, хотя внутренне оставался не вполне завершенным.  В материалах, касающихся жизни Булгакова, имеется поражающий воображение факт. Здоровый и практически не болевший писатель предсказал свою кончину....
    5. Отан-Матье Мари-Кристин: Перечитывая "Батум" сегодня
    Входимость: 11. Размер: 33кб.
    Часть текста: «вымученное», если воспользоваться эпитетом, который сам Булгаков использовал в 1921 году [1141] ? Быть может, существуют два Булгакова: один - мужественный и блестящий (автор Мастера и Маргариты), другой - умелый профессионал, клепающий произведения по случаю, чтобы выжить? Что представляет собой эта пьеса - историческую хронику (Новиков [1142] ), простоватый угодливый набросок (М. Чудакова [1143] )? Произведение Булгакова допускает все эти толкования, и в то же время сопротивляется им. В этом его сила и его тайна. Батум драматически завершает начавшиеся еще в 1929 году хождения писателя по мукам. Последняя попытка поймать удачу, тревожная и предвещающая недоброе (платой за нее будет смерть писателя), эта пьеса, как правило, считается доказательством творческой капитуляции художника: вместо интеллигенции Булгаков выводит на сцену пролетариев, вместо отдельных людей изображает массы, а вместо рассуждений о свободе человека предлагает зрителю слушать агитационные речи. И работа над текстом далась писателю с большим трудом. В результате Батум был предан забвению как при жизни автора (пьесу запретил лично Сталин), так и многие годы после его смерти. Анатолию Смелянскому не позволили упомянуть о ней в первом издании его работы о Булгакове и Художественном театре в 1986 году. Затем, в 1990-е годы, когда были открыты архивы и стало понятно, как ожесточенно набрасывались на писателя цензоры, становится неприличным вспоминать об этом произведении, написанном в мрачные годы давления и страданий. Парализованные страхом бросить малейшую тень на портрет жертвы сталинизма, булгаковеды редко обращали внимание на то, что так отличает Батум от пропагандистских пьес той эпохи. Интерес пьесы, быть может, заключается не столько в явной параллели с фаустовским договором с дьяволом или тематическом и стилистическом единстве с остальными произведениями Булгакова, сколько в невероятном вызове, который...
    6. Булгаковская энциклопедия (краткая). БУЛГАКОВ НИКОЛАЙ АФАНАСЬЕВИЧ
    Входимость: 11. Размер: 27кб.
    Часть текста: Булгаковых. Окончил Первую Александровскую гимназию и в начале октября 1917 г. поступил в киевское Инженерное училище. Однако юнкером, пережив драматические дни октябрьских боев (см.: «Дань восхищения»), пробыл недолго. Уже в конце декабря 1917 г. Б. стал студентом медицинского факультета Киевского университета. Осенью 1919 г. вступил в ряды Добровольческой армии, возможно, был ранен во время октябрьских боев в Киеве и отправился в Феодосию, где служил в тыловых частях Добровольческой армии. Там Б. встретился с мужем сестры Вари Л. С. Карумом (1888-1968), преподававшим в местной стрелковой школе право. Из Крыма Б. эвакуировался в ноябре 1920 г. вместе с Русской армией генерала барона П. Н. Врангеля (1878-1928) в Галлиполи, откуда в 1921 г. перебрался в Хорватию (тогда - часть Королевства сербов, хорватов и словенцев), где поступил в Загребский университет на медицинский факультет. Первое из дошедших до нас писем Б. эмигрантского периода его жизни датировано 16 января 1922 г. и адресовано матери. Оно представляет собой ответ на письмо В. М. Булгаковой, посланное на загребский адрес сына, из чего можно заключить, что ранее, в конце 1921 г., в Киев было отправлено письмо Б. или его брата Ивана, к тому времени очутившегося в Болгарии. Письмо от 16 января 1922 г. столь важно для биографии Б., что приведем его полностью: «Милая моя, дорогая мамочка и все близкие моему сердцу братья и сестры! Вчера я пережил незабываемые драгоценные минуты:...
    7. Соколов Б. В.: Михаил Булгаков - загадки судьбы. Глава 6. "Невозможность писать равносильна для меня погребению заживо". Режиссер, либреттист, романист. 1930–1940. Страница 6
    Входимость: 11. Размер: 55кб.
    Часть текста: угнетенных масс (в этом духе была, в частности, выдержана критика Керженцевым либретто «Петра Великого»). Однако ряд культурных ценностей дореволюционной России власть готова была теперь включить в свой идеологический багаж, в частности, для обоснования преемственности внешнеполитических задач Российской империи и СССР. 4 марта 1936 года Е. С. Булгакова отметила в дневнике: «Сегодня в газете объявлен конкурс на учебник по истории СССР. Миша сказал, что будет писать. Я поражаюсь ему. По-моему, это невыполнимо». М. А. сказал, что он хочет писать учебник — «надо приготовить материалы, учебники, атласы», а на следующий день, согласно записи Елены Сергеевны, «М. А. начал работу над учебником». Это были те несколько счастливых дней, когда «Мольер» уже вышел и еще не был снят, а в Театре Сатиры заканчивалась подготовка «Ивана Васильевича». В газетном объявлении «Об организации конкурса на лучший учебник для начальной школы по элементарному курсу истории СССР с краткими сведениями по всеобщей истории», в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б), первая премия назначалась в размере 100 000 рублей. Эту сумму Булгаков в сохранившейся ...
    8. Варламов А. Н.: Михаил Булгаков. Часть третья. Елена. Глава девятая. "Був гаков – нэма гакова"
    Входимость: 11. Размер: 76кб.
    Часть текста: [13; 484]. Однако готовых к суду читателей у романа к тому времени было уже достаточно. Всю весну 1938 года Булгаков как никогда напряженно и сосредоточенно писал «Мастера и Маргариту» – окончательное название к тому времени устоялось – и, не делая никакой тайны из своего труда, собирал слушателей. Собирал их и позднее, в 1939-м. Среди тех, кому повезло этот роман в авторском исполнении услышать, в разное время были братья Эрдманы (художник и драматург), супруги Вильямсы, композитор В. Я. Шебалин, актер МХАТа Григорий Конский, драматург С. А. Ермолинский, философ П. С. Попов, два врача – психиатр Цейтлин и доктор Арендт, которых Булгаков пригласил специально в роли медицинских экспертов по части «мании фурибунда» [128] , заместитель директора Большого театра Я. Л. Леонтьев, новый сотрудник мхатовской литературной части В. Я. Виленкин, сосед по дому в Нащокинском драматург А. М. Файко, издатель Н. С. Ангарский, актер В. И. Качалов, писатели Ильф и Петров… «Роман произвел сильное впечатление на всех. Было очень много ценных мыслей высказано Цейтлиным. Он как-то очень понял весь роман по главам. Особенно хвалили древние главы, поражались, как М. А. уводит властно в ту эпоху» [21;...
    9. Дневник Елены Булгаковой. Дневник. Комментарии. 1939 год
    Входимость: 10. Размер: 19кб.
    Часть текста: пьесу о молодом Сталине, у нас с ним не было ни разу. Могу поделиться только тем, как я воспринимал это тогда и продолжаю воспринимать теперь. Его увлекал образ молодого революционера, прирожденного вожака, героя (это его слово) в реальной обстановке начала революционного движения и большевистского подполья в Закавказье. В этом он видел благодарный материал для интересной и значительной пьесы. Центральную фигуру он хотел сделать исторически достоверной <…> и в то же время она виделась ему романтической (тоже его слово)» (Виленкин В. Я. Воспоминания с комментариями. М., 1982. С. 317). Основная работа велась весной — летом 1939 г. МХАТ (для которого пьеса писалась) предполагал подготовить ее к декабрю 39-го. Булгаков усиленно работал: изучал источники, опубликованные и архивные материалы, воспоминания очевидцев событий, тщательно отмечая на полях и в тексте наиболее интересное и важное (в архиве писателя сохранились материалы с его пометами и отчеркиваниями). 11 августа Е. С. напишет своей матери в Ригу: «Мамочка, дорогая, давно уже собиралась написать тебе, но занята была безумно. Миша закончил и сдал МХАТу пьесу <…> Устал он дьявольски, работа была напряженная, надо было сдать ее к сроку. Но усталость хорошая — работа была страшно интересная. По общим отзывам, это большая удача. Было несколько чтений — два официальных и другие — у нас на квартире, и всегда большой успех». Но пьеса была запрещена. Булгакову был нанесен последний и тяжелый удар. 12 сентября 1939 г. он скажет Е. С: «Люся, он [Сталин] подписал мне смертный приговор».  24 января. От Дунаевского пришло на днях письмо… — Живо откликнувшись на предложение Большого театра написать музыку к «Рашели», Дунаевский долго не мог приступить к работе. В письмах к Булгакову он сообщал: «Проклятая мотня со всякими делами лишает меня возможности...
    10. Фокин Павел: Булгаков без глянца (ознакомительный фрагмент). Агония мастера. "Батум"
    Входимость: 10. Размер: 29кб.
    Часть текста: сентября.   Пришли в одиннадцатом часу вечера и просидели до пяти утра. Вначале — было убийственно трудно им. Они пришли просить М. А. написать пьесу для МХАТа. — Я никогда не пойду на это, мне это невыгодно делать, это опасно для меня. Я знаю все вперед, что произойдет. Меня травят, я даже знаю, кто. Драматурги, журналисты. Потом М. А. сказал им все, что он думает о МХАТе, все вины его в отношении М. А., все хамства. Прибавил: — Но теперь уже все это — прошлое. Я забыл и простил. (Как М. А. умеет — из серьеза в шутку перейти.) Простил. Но писать не буду. Все это продолжалось не меньше двух часов, и когда мы около часу сели ужинать, Марков был черен и мрачен. Но за ужином разговор перешел на общемхатовские темы, и тут настроение у них поднялось. Дружно все ругали Егорова. Потом — опять о пьесе. Марков: — МХАТ гибнет. Пьес нет. Театр живет старым репертуаром. Он умирает. Единственно, что может его спасти и возродить, это — современная замечательная пьеса. (Марков сказал — «Бег» на современную тему, т. е., в смысле значительности этой вещи, — «самой любимой в Театре».) И, конечно, такую пьесу может дать только Булгаков. Говорил долго, волнуясь. По-видимому, искренно. — Ты ведь хотел писать пьесу на тему о Сталине? М. А. ответил, что очень трудно с материалами, — нужны, а где достать? Они сразу стали уверять, что это не трудно, стали предлагать — Вл. Ив. напишет письмо Иосифу Виссарионовичу с просьбой о материалах. М. А. сказал: — Это, конечно, очень трудно… хотя многое мне уже мерещится из этой пьесы. От письма...