• Приглашаем посетить наш сайт
    Культурология (cult-lib.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1926"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Орлова Н. Х.: "Мой литературный портрет закончен, и он же есть политический портрет" (к театральной судьбе Михаила Булгакова)
    Входимость: 25. Размер: 47кб.
    2. Чудакова М.: Жизнеописание Михаила Булгакова. Глава третья. Театральное пятилетие (1925—1929). Пункт 2
    Входимость: 24. Размер: 129кб.
    3. Булгаковская энциклопедия (краткая). БИБЛИОГРАФИЯ
    Входимость: 23. Размер: 47кб.
    4. Петелин Виктор: Годы перелома в великой судьбе
    Входимость: 22. Размер: 128кб.
    5. Яновская Лидия: Творческий путь Михаила Булгакова. "Бег"
    Входимость: 16. Размер: 64кб.
    6. Варламов А. Н.: Михаил Булгаков. Часть вторая. Любовь. Глава вторая. "Лучший слой в стране"
    Входимость: 15. Размер: 90кб.
    7. Смелянский А. М.: Михаил Булгаков в Художественном театре. Глава 3. Обретение дома. "Суд над „Белой гвардией“"
    Входимость: 14. Размер: 45кб.
    8. Варламов А. Н.: Михаил Булгаков. Часть вторая. Любовь. Глава третья. Театр зависимый и нет
    Входимость: 13. Размер: 69кб.
    9. Варламов А. Н.: Михаил Булгаков. Часть вторая. Любовь. Глава четвертая. Правый марш, или их собака лает – наш паровоз вперед летит
    Входимость: 12. Размер: 85кб.
    10. Булгаковская энциклопедия (краткая). «БЕГ»
    Входимость: 10. Размер: 59кб.
    11. Булгаков М. А. ― в ОГПУ, 18-го мая 1926 г.
    Входимость: 10. Размер: 15кб.
    12. Соколов Б.: Тайны Булгакова. Расшифрованная "Белая гвардия". От романа к пьесе
    Входимость: 10. Размер: 60кб.
    13. Чудакова М.: Жизнеописание Михаила Булгакова. Глава третья. Театральное пятилетие (1925—1929). Пункт 1
    Входимость: 10. Размер: 47кб.
    14. Булгаковская энциклопедия (краткая). «ДНИ ТУРБИНЫХ»
    Входимость: 10. Размер: 26кб.
    15. Орлова Е. И.: М. А. Булгаков и М. А. Волошин
    Входимость: 9. Размер: 38кб.
    16. Новиков В.В.: Михаил Булгаков - художник. Глава 3. Булгаков - драматург. Пункт III
    Входимость: 9. Размер: 32кб.
    17. Соколов Б.: Тайны Булгакова. Расшифрованная "Белая гвардия". История романа
    Входимость: 9. Размер: 37кб.
    18. Таглина О.: Михаил Булгаков (ознакомительный фрагмент). Страница 3
    Входимость: 9. Размер: 59кб.
    19. Калмыкова В.: Михаил Булгаков (ознакомительный фрагмент)
    Входимость: 8. Размер: 101кб.
    20. Смелянский А. М.: Михаил Булгаков в Художественном театре. Глава 3. Обретение дома. Паровоз Стефенсона
    Входимость: 8. Размер: 49кб.
    21. Булгаковская энциклопедия (краткая). «ПОД ПЯТОЙ»
    Входимость: 8. Размер: 22кб.
    22. Виленский Ю. Г., Навроцкий В. В. , Шалюгин Г. А.: Михаил Булгаков и Крым. Глава 1. "В бухте — курорт Коктебель"
    Входимость: 8. Размер: 97кб.
    23. Дневник Елены Булгаковой. Дневник. Комментарии. 1933 год
    Входимость: 7. Размер: 36кб.
    24. Дни Турбиных. Комментарий В. И. Лосева
    Входимость: 7. Размер: 29кб.
    25. Письма Булгакова
    Входимость: 7. Размер: 39кб.
    26. Виленский Юрий: Доктор Булгаков. Глава III. Благодаря близости к медицине. Пункт 1
    Входимость: 7. Размер: 49кб.
    27. Смелянский А. М.: Михаил Булгаков в Художественном театре. Глава 2. "Волшебная камера". Поиски героя
    Входимость: 7. Размер: 36кб.
    28. Петелин Виктор: Счастливая пора
    Входимость: 7. Размер: 103кб.
    29. Соколов Б. В.: Михаил Булгаков - загадки судьбы. Глава 5. "Ничем иным я быть не могу, я могу быть одним — писателем". Журналист, драматург, прозаик. 1921–1929. Страница 3
    Входимость: 7. Размер: 57кб.
    30. Павловский А. И.: Булгаков и Ахматова
    Входимость: 7. Размер: 47кб.
    31. Белая гвардия (вторая редакция пьесы)
    Входимость: 7. Размер: 89кб.
    32. Стронгин Варлен: Михаил Булгаков. Три женщины Мастера. Глава двенадцатая. Налет на голубятню
    Входимость: 7. Размер: 30кб.
    33. Соколов Б. В.: Михаил Булгаков - загадки судьбы. Глава 5. "Ничем иным я быть не могу, я могу быть одним — писателем". Журналист, драматург, прозаик. 1921–1929. Страница 4
    Входимость: 7. Размер: 54кб.
    34. Смолин Геннадий: Как отравили Булгакова. Яд для гения (ознакомительный фрагмент). Становление
    Входимость: 6. Размер: 25кб.
    35. Попов П. С.: Биография М. А. Булгакова
    Входимость: 6. Размер: 24кб.
    36. Биография (вариант 10)
    Входимость: 6. Размер: 18кб.
    37. Крючков В.П.: "Еретики" в литературе - Л. Андреев, Е. Замятин, Б. Пильняк, М. Булгаков. Биография М. А. Булгакова
    Входимость: 6. Размер: 15кб.
    38. Шенталинский В. А.: Мастер глазами ГПУ - За кулисами жизни Михаила Булгакова. "Пишу по чистой совести…"
    Входимость: 6. Размер: 26кб.
    39. Варламов А. Н.: Михаил Булгаков. Часть вторая. Любовь. Глава пятая. На бегу
    Входимость: 6. Размер: 87кб.
    40. Булгаков М. А. (Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012)
    Входимость: 5. Размер: 9кб.
    41. Ишков М.: Операция "Булгаков" (ознакомительный фрагмент). Часть II. Прощание "Славянки" с "Варшавянкой". Глава 4
    Входимость: 5. Размер: 28кб.
    42. Смелянский А. М.: Михаил Булгаков в Художественном театре. Глава 2. "Волшебная камера". Пролог
    Входимость: 5. Размер: 19кб.
    43. Протокол допроса в ОГПУ, 22 сентября 1926 г.
    Входимость: 5. Размер: 11кб.
    44. Виленский Ю. Г., Навроцкий В. В. , Шалюгин Г. А.: Михаил Булгаков и Крым. Иллюстрации
    Входимость: 5. Размер: 12кб.
    45. Осиненко В. А.: Тайны романа "Мастер и Маргарита". Глава 28. Последние похождения Коровьева и Бегемота
    Входимость: 5. Размер: 18кб.
    46. Соколов Б. В.: Михаил Булгаков - загадки творчества. "Бег": от судьбы не убежать
    Входимость: 5. Размер: 104кб.
    47. Крючков В.П.: "Еретики" в литературе - Л. Андреев, Е. Замятин, Б. Пильняк, М. Булгаков. "Мысль" и "рисунок" в "Повести непогашенной луны". 1. История создания и история публикации
    Входимость: 5. Размер: 11кб.
    48. Грознова Н. А.: Повесть "Собачье сердце" в литературном контексте 20-х годов
    Входимость: 5. Размер: 61кб.
    49. Варламов А. Н.: Михаил Булгаков. Часть вторая. Любовь. Глава седьмая. Мы
    Входимость: 5. Размер: 76кб.
    50. Ишков М.: Операция "Булгаков" (ознакомительный фрагмент). Часть II. Прощание "Славянки" с "Варшавянкой". Глава 3
    Входимость: 5. Размер: 30кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Орлова Н. Х.: "Мой литературный портрет закончен, и он же есть политический портрет" (к театральной судьбе Михаила Булгакова)
    Входимость: 25. Размер: 47кб.
    Часть текста: трудных лет нарабатывания «собственного театрального голоса». Булгаков приезжает в Москву осенью 1921 года. В дневниковых записях 1922-24 годов чередуются политические события, жесткая необходимость зарабатывать на хлеб, перипетии с изданием уже написанного: Идет самый черный период моей жизни (февраль 1922) [1325] ; Жизнь идет по-прежнему сумбурная, быстрая, кошмарная (июль 1923) [1326] ; Среди моей хандры и тоски по прошлому, иногда, как сейчас, в этой нелепой обстановке временной тесноты, в гнусной комнате гнусного дома у меня бывают взрывы уверенности и силы. И сейчас я слышу в себе, как взмывает моя мысль и верно, что я неизмеримо сильнее как писатель всех, кого я ни знаю. Но в таких условиях, как сейчас, я, возможно, присяду (сентябрь 1923) [1327] ; Литература теперь трудное дело. Мне с моими взглядами, волей-неволей (отражающимися) в произведениях, трудно печататься и жить (октябрь 1923) [1328] ; Ничем иным я быть не могу, я могу быть одним - писателем (ноябрь 1923) [1329] . Через четыре года столичной жизни Булгаков дождался постановки МХАТом пьесы под названием Белая гвардия, и «две биографические вертикали - великого театра и его нового автора - в этот момент пересеклись» [1330] . Как известно, на столичной сцене при жизни Булгакова были поставлены четыре его пьесы: Дни Турбиных во МХАТе (1926), Зойкина квартира в Театре-студии им. Е. Вахтангова ...
    2. Чудакова М.: Жизнеописание Михаила Булгакова. Глава третья. Театральное пятилетие (1925—1929). Пункт 2
    Входимость: 24. Размер: 129кб.
    Часть текста: «Белая гвардия»)» и далее — Л. Борисов, Замятин, М. Зощенко, М. Кузмин, В. Каверин, Б. Лавренев, Н. Никитин, Ф. Сологуб, Н. Тихонов, А. Толстой, К. Федин... Булгаков получал возможность увидеть весь литературный Ленинград середины 1920-х годов. «Красная газета» назвала отчет о вечере, опубликованный в вечернем выпуске 13 мая 1926 года, — «Весенний смотр литературы». Первый же абзац должен был задеть вкус Булгакова: «... Все части литературной армии, беллетристы, драматурги и поэты прошли перед его величеством читателем и удостоились монаршего одобрения». Вечер, как явствовало из отчета, затянулся за полночь, поэтому автор отчета ограничил себя упоминанием «лишь произведений, прочитанных вчера впервые». Федин читал главу из новой повести «Трансвааль», Замятин прочел несколько сцен из только что законченной им «Трагедии об Атилле». «Намечается жуткий образ предводителя гуннов, прозванного «бичом божиим»...» Сразу вслед газета представляла москвича:...
    3. Булгаковская энциклопедия (краткая). БИБЛИОГРАФИЯ
    Входимость: 23. Размер: 47кб.
    Часть текста: Concorde, 1927-1929. Второй том этого издания был переиздан в 1929 г. рижским издательством «Книга для всех» под названием «Конец белой гвардии». Булгаков М. А. Роковые яйца. Рига: Литература, 1928. Содержание: Дьяволиада Роковые яйца N 13. - Дом Эльпит-Рабкоммуна Похождения Чичикова 2) Прижизненные публикации произведений М. А. Булгакова в русскоязычной периодике и сборниках Автобиография 1924 года // Никитина Е. Ф. Русская литература от символизма до наших дней. М.: Никитинские субботники, 1925. Перепечатано: Писатели: Автобиографии современных русских прозаиков / Под ред. В. Г. Лидина. М.: Время,1926. Автоклавы нужно получить, а корпус достроить // Рабочий, М., 1922, 4 мая. Акафист нашему качеству // Красная газета. Веч. вып., Л., 1926, 15 мая. Американские рабочие отдают нам свой труд// Рабочий, М., 1922, 23 апреля. Аптека // Гудок, М., 1925, 7 января. Багровый остров. Роман тов. Жюля Верна. С французского на эзоповский перевел Михаил А. Булгаков // Накануне, Берлин - М., 1924, 20 апреля. Банан и Сидараф // Гудок, М., 1924, 27 ноября. Банщица - Иван // Гудок, М., 1925, 9 апреля. Бег: Сон седьмой // Вечерняя Красная газета, Л., 1932, 1 октября. Безобразия на заводе «Яриг» // Рабочая газета, М., 1922, 8 августа. Белая гвардия // Россия, М., 1925, №№ 4, 5. Отрывки из ранних редакций и отдельные главы «Белой гвардии» публиковались: В ночь на 3-е число: Из романа «Алый мах» // Накануне, Берлин - М., 1922,10 декабря, Литературное приложение; Вечерок у Василисы // Накануне, Берлин - М., 1924, 31 мая; 3 июня; Петлюра идет на парад//Красный журнал для всех, Л., 1924, №6, июнь; Конец Петлюры // Шквал, Одесса, 1924, № 5, май, перепечатано: // Заря Востока, Тифлис, 1924, 2 ноября. Белобрысова книжка. Формат записной // Накануне, Берлин - М., 1924, 26 марта. Бенефис лорда Керзона // Накануне, Берлин - М., 1923, 19 мая. Беспокойная поездка. Монолог начальства. (Не сказка, а быль) // Гудок, М., 1923, 17 октября. Библифетчик // Гудок, М., 1924, 7 октября....
    4. Петелин Виктор: Годы перелома в великой судьбе
    Входимость: 22. Размер: 128кб.
    Часть текста: лет последние четыре года я посвятил драматургии, причем мною были написаны 4 пьесы. Из них три („Дни Турбиных“, „Зойкина квартира“ и „Багровый остров“) были поставлены на сценах государственных театров в Москве, а четвертая — „Бег“, была принята МХАТом к постановке и в процессе работы Театра над нею к представлению запрещена, — писал Булгаков в заявлении генеральному секретарю партии И. В. Сталину, председателю ЦИ комитета М. И. Калинину, начальнику Главискусства А. И. Свидерскому, Алексею Максимовичу Горькому… — Ранее этого подвиглись запрещению: повесть моя „Записки на манжетах“. Запрещен к переизданию сборник сатирических рассказов „Дьяволиада“, запрещен к изданию сборник фельетонов, запрещены в публичном выступлении „Похождения Чичикова“. Роман „Белая гвардия“ был прерван печатанием в журнале „Россия“, т. к. запрещен был самый журнал. По мере того, как я выпускал в свет свои произведения, критика в СССР обращала на меня все большее внимание, причем ни одно из моих произведений, будь то беллетристическое произведение или пьеса, не только никогда и нигде не получило ни одного одобрительного отзыва, но напротив чем большую известность приобретало мое имя в СССР и за границей, тем яростнее становились отзывы прессы, принявшие наконец характер неистовой брани. Все мои произведения получили чудовищные, неблагоприятные отзывы, мое имя было...
    5. Яновская Лидия: Творческий путь Михаила Булгакова. "Бег"
    Входимость: 16. Размер: 64кб.
    Часть текста: господина де Мольера»: «Опытным драматургам известно, что для того, чтобы определить, имеет ли их пьеса успех у публики или нет, не следует приставать к знакомым с расспросами, хороша ли их пьеса, или читать рецензии. Есть более простой путь: нужно отправиться в кассу и спросить, каков сбор». На недостаток рецензий, впрочем, Булгаков жаловаться не мог. Они шли потоком. Появлялись в разных газетах и журналах, одновременно и даже по нескольку в каждом номере. Были критики — А. Орлинский, О. Литовский, В. Ашмарин, В. Блюм, — возвращавшиеся к пьесе снова и снова. «Дни», которые потрясли театральную общественность» — назвал одну из своих статей Осаф Литовский. Это были отрицательные рецензии — почти в стопроцентном большинстве. В них были политические обвинения И резвый разгром формы пьесы, а заодно и спектакля, выпады против личности автора и против Художественного театра. Писали так: «Художественный театр получил от Булгакова не драматургический материал, а огрызки и объедки со стола романиста» (M. Загорский). «Пьеса политически вредна, а драматургически слаба» (О. Литовский). «Это объективно «белая агитка» (он же). «Белый цвет выпирает настолько, что отдельные пятнышки редисочного цвета его не затушевывают» (А. Орлинский). «Автор одержим собачьей...
    6. Варламов А. Н.: Михаил Булгаков. Часть вторая. Любовь. Глава вторая. "Лучший слой в стране"
    Входимость: 15. Размер: 90кб.
    Часть текста: люто ненавидят друг друга. Мы – буфер между двумя враждующими государствами. Утром, пока Марья Власьевна водружает на шею сложное металлическое сооружение (чтобы не остывали кофе и пирожки), из отсека А. А. слышится не без трагической интонации: – У меня опять пропала серебряная ложка! – А ты клади на место, вот ничего пропадать и не будет, – уже на ходу басом говорит М. В. Мы молчим» [8; 326]. И еще из житейских впечатлений «голубятни», как называли они эту квартирку: «Под нами обитает молодой милиционер. Изредка он поколачивает свою жену – „учит“, по выражению Марьи Власьевны, – и тогда она ложится в сенях и плачет. Я было сунулась к ней с утешениями, но М. А. сказал: „Вот и влетит тебе, Любаша. Ни одно доброе дело не остается ненаказанным“. Хитрый взгляд голубых глаз в мою сторону и добавление: „Как говорят англичане“. У всех обитателей „голубятни“ свои гости: у М. Влас. – Татьяна с Витькой, изредка зять – залихватский парикмахер, живущий вполпьяна. Чаще всего к Анне Александровне под окно приходит ветхая, лет под 80 старушка. Кажется, дунет ветер – и улетит бывшая титулованная красавица-графиня. Она в черной шляпе с большими полями (может быть, поля держат ее в равновесии на земле?). Весной шляпу украшает пучок фиалок, а зимой на полях распластывается горностай. Старушка тихо говорит, глядя в окно...
    7. Смелянский А. М.: Михаил Булгаков в Художественном театре. Глава 3. Обретение дома. "Суд над „Белой гвардией“"
    Входимость: 14. Размер: 45кб.
    Часть текста: они рассыпаются от прикосновения человеческой руки. Прочитав альбом от корки до корки, не раз вспомнишь Ахматову: надо ли ворошить сгоревшие угли, надо ли погружаться в эту истлевшую, отшумевшую, искреннюю, поразительно слепую, курьезную, злобную, яростную лавину, которая обрушилась на драматурга и мхатовский спектакль еще до выхода официальной премьеры? Мы думаем, что это надо сделать. Ведь совсем не зря Булгаков, ответственно относившийся к своей литературной судьбе, создавал этот альбом, эту летопись трудов и дней, этот обвинительный акт против критической слепоты. Слишком дорого заплачено за прозрение, чтобы оставить этот альбом старательным архивистам, которые давно уже не выдают его из-за ветхости, пометив знаком «О. П.» — ограниченное пользование. Стоит взглянуть на бесконечную ленту газетных вырезок глазами писателя, увидеть его подчеркивания наиболее поразивших мест, чтобы почувствовать обжигающую правду времени, которую ничем не заменишь. Спор вокруг «Дней Турбиных» при всех крайностях и перехлестах в глубине своей отражал процесс театрального осознания революции и должен быть описан всесторонне. Здесь, как нигде, важна историчность нашего мышления, способность выслушать все стороны, учесть все аргументы. Надо понять логику спора, его неизбежность, его исторические, психологические и эстетические причины. Надо понять, что Булгакову и МХАТ противостоял не монолит в виде рапповцев и «левых», но весьма пестрая, внутри себя резко конфликтная компания, участники которой руководствовались порой противоположными установками. С Булгаковым и МХАТ спорил Маяковский. В. Шкловский в «Гамбургском счете» отвел автору «Белой гвардии» место «коверного». Многое не принимал в искусстве Булгакова антагонист «левых» А. ...
    8. Варламов А. Н.: Михаил Булгаков. Часть вторая. Любовь. Глава третья. Театр зависимый и нет
    Входимость: 13. Размер: 69кб.
    Часть текста: и их создателем. И тем не менее отказаться от искушения проследить судьбу Булгакова-драматурга в соотношении с участью героя его романа тоже не хочется. Слишком хорош, глубок, прочувствован, великолепен и выстрадан «Театральный роман», чтобы вынести это произведение за скобки булгаковской биографии. Мы оставили его главного героя на том, что напечатанная в единственном частном журнале треть романа «Черный снег» (в действительности же две трети) никем не была прочитана и стала казаться Максудову сном вместе с рыжеволосым редактором Рудольфи, с писательской вечеринкой и молодым недоброжелателем, распоровшим себе ухо гвоздем. После этого Максудову пришлось как блудному сыну вернуться в газету «Пароходство» к сочинению фельетонов, прежней тоске и одиночеству, но герои «Черного снега» не отпускали его, и это момент важный, ибо «Театральный роман» так написан, что содержание, мелодия, тон максудовского романа и пьесы стучались к их автору извне, настигая его как воспоминание, как дождь, ветер и снег, и наверняка подобное испытывал сам Булгаков, к которому и проза, и пьесы приходили тем же путем и в чьем творчестве мы не найдем ни тени вымученности или сделанности. «Вьюга разбудила меня однажды. Вьюжный был март и бушевал, хотя и шел уже к концу. И...
    9. Варламов А. Н.: Михаил Булгаков. Часть вторая. Любовь. Глава четвертая. Правый марш, или их собака лает – наш паровоз вперед летит
    Входимость: 12. Размер: 85кб.
    Часть текста: аплодисменты, очереди за билетами, спекулянты, контрамарки, с другой – яростное неприятие спектакля коммунистами, которые просто отказывались понимать, как это возможно, чтобы на девятом году революции на сцене лучшего театра Советской страны недобитые беляки распевали свои песни, а публика им открыто сочувствовала и за них переживала. Уже 5 октября в день премьеры в вечернем выпуске «Красной газеты» группа московских комсомольцев заявила протест против «Дней Турбиных», два дня спустя критик А. Орлинский выступил в «Рабочей газете» со статьей «Против булгаковщины: „Белая гвардия“ сквозь розовые очки». Еще через несколько дней другой зоил Осаф Литовский отозвался рецензией «На неверном пути („Дни Турбиных“ Булгакова в Художественном театре)» в «Комсомольской правде». Наконец 14 октября А. Безыменский опубликовал в той же газете «Открытое письмо Московскому Художественному театру»: «Я ничего не говорю против автора пьесы Булгакова, который чем был, тем и останется: новобуржуазным отродьем, брызжущим отравленной, но бессильной слюной на рабочий класс и его коммунистические идеалы. Но вы, Художественный театр, вы – другое дело». [142; 274] Булгаков отнесся к нападкам на «Турбиных» со свойственным ему артистизмом. Сыгравший Лариосика М. Яншин вспоминал о том, что «форма защиты у него была своеобразная. После того как его обвинили чуть ли не в сочувствии белогвардейщине, он стал подчеркнуто старательно причесывать свои непослушные волосы, носить белоснежные крахмальные воротнички, стал держаться <…> с какой-то подчеркнутой старомодностью» [32; 273]. В воспоминаниях Э. Миндлина приводится описание дискуссии, имевшей место в феврале 1927 года в театре Мейерхольда. «Появление автора „Дней...
    10. Булгаковская энциклопедия (краткая). «БЕГ»
    Входимость: 10. Размер: 59кб.
    Часть текста: «Собачьего сердца», не осуществленную из-за запрещения повести. Рукопись «Рыцаря Серафимы» (или «Изгоев») не сохранилась. 1 января 1928 г. Булгаков заключил новый договор с МХАТом. Теперь пьеса называлась Б. 16 марта 1928 г. драматург сдал ее в театр. 16 апреля 1928 г. на художественном совете МХАТа было запланировано начать в будущий сезон работу по постановке Б. Однако 9 мая 1928 г. Главрепертком признал Б. «неприемлемым» произведением, поскольку автор никак не рассматривал кризис мировоззрения тех персонажей, которые принимают Советскую власть, и политическое оправдание ими этого шага. Цензура сочла также, что белые генералы в пьесе чересчур героизированы, и даже глава крымской контрреволюции Врангель будто бы по авторской характеристике «храбр и благороден». На самом деле у Булгакова в первой редакции Б. белый Главнокомандующий, в котором легко узнаваем главнокомандующий Русской армией в Крыму генерал-лейтенант барон Петр Николаевич Врангель (1878-1928) (журнальная вырезка с фотографией его похорон сохранилась в булгаковском архиве), в портретной ремарке описывался следующим образом: «На лице у него усталость, храбрость, хитрость, тревога» (но никак не благородство). Кроме того, Главреперткому...