• Приглашаем посетить наш сайт
    Паустовский (paustovskiy-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1897"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Булгаковская энциклопедия (краткая). «ЗОЙКИНА КВАРТИРА»
    Входимость: 3. Размер: 16кб.
    2. Булгаковская энциклопедия (краткая). «РОКОВЫЕ ЯЙЦА»
    Входимость: 3. Размер: 39кб.
    3. Колесникова Е. И.: Краткий обзор документальных материалов М. Булгакова
    Входимость: 3. Размер: 38кб.
    4. Белозерская-Булгакова Л. Е.: Воспоминания. Белозерский И. В.: Записки о Любови Евгеньевне
    Входимость: 2. Размер: 39кб.
    5. Соколов Б. В.: Расшифрованный Булгаков. Тайны "Мастера и Маргариты". Братья-писатели: приспособиться — значит умереть. Страница 3
    Входимость: 2. Размер: 42кб.
    6. Булгаковская энциклопедия (краткая). ВЕЛИКИЙ БАЛ У САТАНЫ
    Входимость: 2. Размер: 69кб.
    7. Булгаковская энциклопедия (краткая). МАСТЕР
    Входимость: 2. Размер: 57кб.
    8. Жизнь господина де Мольера. Приложения
    Входимость: 1. Размер: 63кб.
    9. Воробьевский Ю.: Неизвестный Булгаков. На свидании с сатаной (ознакомительный фрагмент). Превращение
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    10. Фокин Павел: Булгаков без глянца (ознакомительный фрагмент). Облик
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    11. Богданов Николай: Явные и скрытые киевские реминисценции в "московском" творчестве Михаила Булгакова
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    12. Дневник Елены Булгаковой. Дневник. Комментарии. 1934 год
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    13. Петровский Мирон: Мастер и город. Киевские контексты Михаила Булгакова. Глава пятая. "Писатели из Киева"
    Входимость: 1. Размер: 52кб.
    14. Мой дневник 1924 г.
    Входимость: 1. Размер: 111кб.
    15. Фокин П.: Булгаков без глянца (ознакомительный фрагмент). Характер
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    16. Буонкристиано Паола: Булгаков, Герберт Аврилакский и говорящие головы
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    17. Смолин Геннадий: Яд для гения, или Моцарт в преддверии вечности (ознакомительный фрагмент). Документация убийства Моцарта
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    18. Булгаковская энциклопедия (краткая). ВОЛАНД
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    19. Лакшин В. Я.: Мир Михаила Булгакова. Глава 9
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    20. Экскурсия по местам романа "Мастер и Маргарита" в Москве
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    21. Булгаков М.: Курс истории СССР. Тетрадь II
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    22. Булгаков М. А. ― Кремлеву И. Л., не ранее ноября 1924 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    23. Гдешинский А. П. — Булгакову М. А., 9 декабря 1939 г.
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    24. Булгакова Е. С. ― Булгакову Н. А., 5 января 1961 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    25. Булгаковская энциклопедия (краткая). «АДАМ И ЕВА»
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    26. Булгаковская энциклопедия (краткая). «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
    Входимость: 1. Размер: 99кб.
    27. Ермолинский С.: О времени, о Булгакове и о себе. Записки о М. Булгакове. Часть первая. Михаил Булгаков. Страница 2
    Входимость: 1. Размер: 55кб.
    28. Соколов Б. В.: Расшифрованный Булгаков. Тайны "Мастера и Маргариты". Михаил Булгаков — политический писатель. Страница 3
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    29. Замятин Е. И. — Булгакову М. А., 15 июля 1929 г.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    30. Попов П. С., Толстая-Попова А. И. ― Булгаковой Е. С., 5 мая 1940 г.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    31. Арье-Лейб: Двойной портрет (Илья Ильф и Михаил Булгаков)
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    32. Соколов Б. В.: Михаил Булгаков - загадки творчества. "Мастер и Маргарита": великий "закатный" роман. Мастер и Маргарита: тайна двух
    Входимость: 1. Размер: 101кб.
    33. Виленский Юрий: Доктор Булгаков. Глава III. Благодаря близости к медицине. Пункт 2
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    34. Булгаковская энциклопедия (краткая). БЕЛЫЙ АНДРЕЙ
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    35. Ермолинский С.: О времени, о Булгакове и о себе. Иллюстрации
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    36. Ермолинский С.: О времени, о Булгакове и о себе. Записки о М. Булгакове. Часть вторая. тюрьма и ссылка. Страница 5
    Входимость: 1. Размер: 60кб.
    37. Ермолинский С.: О времени, о Булгакове и о себе. Юность. Автобиографическая повесть
    Входимость: 1. Размер: 87кб.
    38. Петровский Мирон: Мастер и город. Киевские контексты Михаила Булгакова. Глава вторая. Происхождение Мастера
    Входимость: 1. Размер: 112кб.
    39. Бояджиева Л. Г.: Москва Булгаковская. Часть третья. Московские адреса героев Булгакова. Воланд явился. Мастер и Маргарита
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    40. Булгаковская энциклопедия (краткая). ДЕМОНОЛОГИЯ
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    41. Галинская И. Л.: Наследие Михаила Булгакова в современных толкованиях. Введение
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    42. Соколов Б. В.: Расшифрованный Булгаков. Тайны "Мастера и Маргариты". Был ли Воланд масоном?
    Входимость: 1. Размер: 92кб.
    43. Булгаковская энциклопедия (краткая). МАСОНСТВО
    Входимость: 1. Размер: 85кб.
    44. Булгаковская энциклопедия (краткая). «ЮРИЙ СЛЕЗКИН (СИЛУЭТ)»
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    45. Булгаковская энциклопедия (краткая). БУЛГАКОВА ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВНА
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    46. Булгаковская энциклопедия (краткая). БЕЛОЗЕРСКАЯ ЛЮБОВЬ ЕВГЕНЬЕВНА
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    47. Столица в блокноте
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    48. Булгаковская энциклопедия (краткая). СТАЛИН
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    49. Чудакова М.: Жизнеописание Михаила Булгакова. Предисловие автора
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    50. Барков А.: Роман Булгакова Мастер и Маргарита - альтернативное прочтение. Глава XXX. Самая ранняя дата
    Входимость: 1. Размер: 20кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Булгаковская энциклопедия (краткая). «ЗОЙКИНА КВАРТИРА»
    Входимость: 3. Размер: 16кб.
    Часть текста: издательством И. П. Ладыжникова в 1929 г. Впервые на русском языке: Новый журнал, Нью-Йорк, 1969-1970, №№ 97, 98. Впервые в СССР: Современная драматургия, 1982, №2. В сентябре 1925 г. Булгаков получил аванс Студии Е. Б. Вахтангова за будущую 3. к. 1 января 1926 г. было заключено с вахтанговцами соглашение на 3. к. По воспоминаниям второй жены драматурга Л. Е. Белозерской, инициатива исходила от театра, предложившего Булгакову написать комедию. Она утверждала, что сюжет 3. к. был почерпнут из заметки в ленинградской вечерней «Красной газете», где рассказывалось о раскрытии милицией карточного притона некоей Зои Буяльской, действовавшего под вывеской пошивочной мастерской. Текст этой заметки до сих пор не найден. Не исключено, что на самом деле внимание Булгакова привлек освещавшийся в октябре 1924 г. «Красной газетой» процесс Адели Адольфовны Тростянской, организовавшей притон и дом свиданий под видом пошивочной мастерской и массажно-маникюрного кабинета. Возможно также, что прототипом булгаковской Зои Денисовны Пельц послужила Зоя Петровна Шатова, содержательница притона, арестованная в Москве весной 1921 г. При ее аресте были задержаны пришедшие в притон за вином известные поэты Анатолий Мариенгоф ...
    2. Булгаковская энциклопедия (краткая). «РОКОВЫЕ ЯЙЦА»
    Входимость: 3. Размер: 39кб.
    Часть текста: «РОКОВЫЕ ЯЙЦА» В начало словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я «РОКОВЫЕ ЯЙЦА» Повесть. Опубликована: Недра, М., 1925, № 6. Вошла в сборники: Булгаков М. Дьяволиада. М.: Недра, 1925 (2-е изд. - 1926); и Булгаков М. Роковые яйца. Рига: Литература, 1928. В сокращенном виде под названием «Луч жизни» повесть Р. я. печаталась: Красная панорама, 1925, .№.№ 19-22 (в № 22 - под названием «Роковые яйца»). Одним из источников фабулы Р. я. послужил роман английского писателя Герберта Уэллса (1866-1946) «Пища богов» (1904), где речь идет о чудесной пище, ускоряющей рост живых организмов и развитие интеллектуальных способностей у людей-гигантов, причем рост духовных и физических возможностей человечества приводит в романе к более совершенному миропорядку и столкновению мира будущего и мира прошлого - мира гигантов с миром пигмеев. У Булгакова, однако, гигантами оказываются не интеллектуально продвинутые человеческие индивидуумы, а особо агрессивные пресмыкающиеся. В Р. я. отразился и другой роман Уэллса - «Борьба миров» (1898), где завоевавшие Землю марсиане внезапно гибнут от земных микробов. У Булгакова же подступившие к Москве пресмыкающиеся становятся жертвой фантастических августовских морозов. Среди источников Р. я. есть и более экзотические. Так, живший в Коктебеле в Крыму поэт Максимилиан Волошин (Кириенко-Волошин) (1877-1932) прислал Булгакову вырезку из одной феодосийской газеты 1921 г., где говорилось «о появлении в районе горы Кара-Даг огромного гада, на поимку которого была отправлена рота красноармейцев». Послуживший прототипом Шполянского в «Белой гвардии» писатель и литературовед Виктор Борисович Шкловский (1893-1984) в своей книге «Сентиментальное путешествие» (1923) приводит слухи, циркулировавшие в Киеве в начале 1919 г. и, возможно, питавшие булгаковскую фантазию: «Рассказывали, что у французов есть фиолетовый...
    3. Колесникова Е. И.: Краткий обзор документальных материалов М. Булгакова
    Входимость: 3. Размер: 38кб.
    Часть текста: «продиктовал», однако, современному булгаковедению явный фактографический уклон. [493] Частично это может объясняться сложной судьбой его наследия, когда выпавшие из общекультурного бытования факты творческой биографии художника становятся самоценными, обещая разгадку «интригующих тайн» и легенд своеобразной художественной лаборатории Булгакова. Ведутся интенсивные текстологические поиски, идет накопление сведений о конкретных книжных источниках, легших в основу его произведений, собираются биографические данные, т. е. подготавливается надежный плацдарм для исследований нового уровня — глубинного осмысления художественно-философской, идейной проблематики творчества Булгакова во взаимосвязях с его мировоззрением. Несмотря на то что к настоящему времени уже предпринят ряд серьезных попыток обращения к различным этапам жизни и творчества писателя, белых пятен в его биографии остается немало. Поэтому представляются особо ценными любые достоверные свидетельства, которые могут послужить основой для будущих биографических изысканий. В Рукописном отделе ИРЛИ (Пушкинский Дом) АН СССР сохраняется не один десяток подлинных документов, отражающих различные этапы биографии и творчества писателя. Но даже сведенные воедино и выстроенные в хронологической последовательности, они не способны дать сколько-нибудь цельной биографической канвы. Поэтому данный обзор, не претендующий на полноту охвата всего документального материала М. Булгакова, не ставит целью дать описательную характеристику различных периодов жизни художника; задача его более конкретна — ввести в научный оборот часть подлинных официальных документов, имевших при...
    4. Белозерская-Булгакова Л. Е.: Воспоминания. Белозерский И. В.: Записки о Любови Евгеньевне
    Входимость: 2. Размер: 39кб.
    Часть текста: (1895—1987), моей теткой, я подружился после демобилизации из действующей армии в 1944 году, и продолжалась наша дружба более сорока лет, вплоть до ее смерти. Со мной она была максимально откровенна, насколько это было возможно для такого сдержанного человека. Отец Любови Евгеньевны—Евгений Михайлович Белозерский (1853— 1897) — получил блестящее образование. Он окончил Московский университет и Лазаревский институт восточных языков и владел четырнадцатью языками. Часто бывал во многих европейских государствах, выполняя различные дипломатические поручения. Евгений Михайлович отдал дань и литературной деятельности. Сохранились два его произведения: пьеса «Две матери», по современным понятиям вещь очень слабая и малоинтересная, и «Письма из Персии», которые и по сей день не потеряли своего познавательного значения. Судя по этим путевым очеркам, можно достаточно отчетливо представить себе духовный облик Евгения Михайловича— это был наблюдательный и умный человек, прекрасно разбиравшийся в экономике, культуре и военном положении Персии и при этом неустанно заботившийся о своей родине. Дипломатическая деятельность Евгения Михайловича в Персии вызвала большое недовольство во влиятельных кругах. Он был смещен, перешел в акцизное ведомство. По своему характеру это был замкнутый, довольно жестокий и волевой человек. Он был сердечником и в 1897 году скоропостижно скончался в Польше под Ломжей. Мать Любови Евгеньевны — Софья Васильевна Белозерская...
    5. Соколов Б. В.: Расшифрованный Булгаков. Тайны "Мастера и Маргариты". Братья-писатели: приспособиться — значит умереть. Страница 3
    Входимость: 2. Размер: 42кб.
    Часть текста: впоследствии шутливые вопросы Ермолинского осмыслил вполне серьезно и заподозрил друга в попытке выведать его подноготную для доклада в «дорогие органы». А в пристрастной подаче весьма грозно могло прозвучать и признание писателя, что он — «не наш человек», и слова по поводу нежелания выходить к зрителям в связи с возобновлением «Дней Турбиных», о штанах, которые появились тогда, когда уже нет задницы. Е. С. Булгакова прекрасно осознавала, что именно в связи с этим разговором автор «Мастера и Маргариты» сделал Алоизия Могарыча журналистом. Ермолинский же не знал, что в романе есть столь разоблачительная для него история знакомства Мастера с Алоизием Могарычем, поскольку она не была включена ни в журнальную публикацию «Мастера и Маргариты» 1966–1967 годов, ни в машинопись романа, подготовленную в 60-е годы вдовой писателя. Эпизод с Могарычем вошел только в издание романа 1973 года, осуществленное при участии Е. С. Булгаковой, которой, однако, так и не удалось увидеть книгу...
    6. Булгаковская энциклопедия (краткая). ВЕЛИКИЙ БАЛ У САТАНЫ
    Входимость: 2. Размер: 69кб.
    Часть текста: г. - Б. С.) Михаил Афанасьевич написал большой бал. Я долго не соглашалась, что большой бал был лучше малого... И однажды, когда я ушла из дома, он уничтожил рукопись с первым балом. Я это заметила, но ничего не сказала... Михаил Афанасьевич полностью доверял мне, но он был Мастер, он не мог допустить случайности, ошибки, и потому уничтожил тот вариант. А в роскоши большого бала отразился, мне кажется, прием у У. К. Буллита, американского посла в СССР. Раз в год Буллит давал большие приемы по поводу национального праздника. Приглашались и литераторы. Однажды мы получили такое приглашение. На визитной карточке Буллита чернилами было приписано: «фрак или черный пиджак». Миша мучился, что эта приписка только для него. И я очень старалась за короткое время «создать» фрак. Однако портной не смог найти нужный черный шелк для отделки, и пришлось идти в костюме. Прием был роскошный, особенно запомнился огромный зал, в котором был бассейн и масса экзотических цветов». Этот прием Е. С. Булгакова подробно описала в дневниковой записи 23 апреля 1935 г., характерно назвав...
    7. Булгаковская энциклопедия (краткая). МАСТЕР
    Входимость: 2. Размер: 57кб.
    Часть текста: по булгаковщине!» излагались выступления в Московском комитете партии на собрании коммунистов, работающих в сфере искусства, состоявшемся 13 ноября. Во вступительном слове председатель комитета по делам искусств П. М. Керженцев (Лебедев) (1881-1940) обвинил тогдашнего председателя Главискусства в потворствовании Булгакову: «Тщетно пытался тов. Свидерский сложить с себя вину за постановку «Бега». Тщетно апеллировал он к решениям высших инстанций - они, мол, разрешали. Собрание осталось при своем мнении, которое еще более укрепилось, когда тов. Свидерский, припертый к стенке, заявил: - Я лично стою за постановку «Бега», пусть в этой пьесе есть много нам чуждого - тем лучше, можно будет дискутировать». В «Мастере и Маргарите» «ударить, и крепко ударить, по пилатчине и тому богомазу, который вздумал протащить... ее в печать» предлагает критик Мстислав Лаврович, осуждая М. и того редактора, который осмелился опубликовать отрывок романа о Понтии Пилате. Отметим, что в 1934 г. Булгакову удалось опубликовать отрывок из «Бега». Кампания против булгаковской пьесы была развернута осенью 1928 г. Кампания против произведения М. также приходится на осень 1928 г., поскольку в тексте указывается, что роман «был дописан в августе месяце», затем перепечатан, отдан редактору, читавшему его две недели, затем последовала публикация отрывка и разгромные статьи, после которых в «половине октября» М. был арестован и через три месяца, «в половине января» 1929 г. оказался в клинике профессора Стравинского, поскольку был лишен средств к существованию. Интересно, что массированная атака на «Бег»...
    8. Жизнь господина де Мольера. Приложения
    Входимость: 1. Размер: 63кб.
    Часть текста: ("Мольер") и он успел основательно изучить необходимый исторический и литературный материал, работа над биографической повестью потребовала новых углубленных занятий и разысканий. Об этом он писал в письме к П. С. Попову от 4 августа 1932 года. Параллельно он сделал для Театра-студии Ю. Завадского обработку мольеровского "Мещанина во дворянстве" с использованием мотивов из других комедий Мольера ("Полоумный Журден"). Работая над книгой о Мольере, Булгаков обращался к русским и французским историко-литературным трудам, книгам по культуре XVII века. Он хотел зримо представить себе своего героя и его окружение, вжиться в него. 14 января 1933 года в письме к брату Николаю в Париж он просил как можно подробнее описать памятник Мольеру, указав расположение фигур, цвет материала и т. д. Н. А. Булгаков не только скрупулезно выполнил эту просьбу, но и прислал фотографию памятника. Его описание стало своеобразной рамкой книги-оно замыкает Пролог и Эпилог и задает общий тон повествования, личное интимное видение героя, к которому протянулась ниточка авторского "я". Но именно это личное начало, которым окрашена книга, встретило резко отрицательную оценку редакции. В марте 1933 года Булгаков закончил...
    9. Воробьевский Ю.: Неизвестный Булгаков. На свидании с сатаной (ознакомительный фрагмент). Превращение
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: «извольте-с» или «как вам угодно-с», целования ручек у дам и почти паркетная церемонность поклона, — решительно все выделяло его из нашей среды. И уж конечно, его длиннополая меховая шуба, в которой он, полный достоинства, поднимался в редакцию, неизменно держа руки рукав в рукав!». Таким запомнился Булгаков современникам (Воспоминания журналиста Э. Л. Миндлина). Впрочем, теперь на время оставим его. Тем более, что я не назвал бы Михаила Афанасьевича главным героем этой книги. Она — о литературе, как демоническом проекте. И хотя, на первый взгляд, в жизни Булгакова, Гёте, и многих других упоминаемых нами авторов почти ничего мистического не происходило, это не так. Даже уже у пролетарского писателя Максима Горького был на этот счет удивительный опыт. Итак, Булгаков поднимается по лестнице в редакцию, Горький проживает в Италии, а мы вернемся к ранним годам Максима, то есть, простите, Алексея Максимовича. Для общего портрета демонической литературы они нам очень нужны… Плеханов, размышляя о судьбе литератора в царской России, заметил: «Каждый русский писатель состоит из тела, души и псевдонима». Необходимость скрываться от власти, цензуры заставляла камуфлировать свои подлинные имена. Но у Алексея Пешкова все было иначе. Особой нужды прятаться у него не было. Его псевдоним оказался не конспиративным покровом, а чем-то другим, еще более тайным. Как Пешков стал «Горьким»? Просто социально-эффектную фамилию себе придумал? Ну, что такое Пешков? Пешка в чьей-то игре. Для великого писателя явно не подходит. Однако дело было далеко не только в этом… Духовная биографии писателя невозможна без исследований его рода. Это генеалогическое вскрытие сделал он сам. Может, и сфантазировал малость, но все исследователи считают, что фактам, изложенным в «Детстве», можно в основном доверять. Корней Чуковский в работе «Две души М. Горького» отмечал: ...
    10. Фокин Павел: Булгаков без глянца (ознакомительный фрагмент). Облик
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    Часть текста: гг., его муза последних лет жизни:   У него были необыкновенные ярко-голубые глаза, как небо, и они всегда светились. Я никогда не видела у него тусклых глаз. Это всегда были ярко горевшие интересом, жадностью к жизни глаза [5; 382–384]. Валентин Петрович Катаев (1897–1986), писатель, драматург, поэт; сослуживец Булгакова в 1920-е годы в газете «Гудок»:   …У него действительно, если мне не изменяет память, были синие глаза на худощавом, хорошо вылепленном, но не всегда хорошо выбритом лице уже не слишком молодого блондина с независимо-ироническим, а временами даже и надменным выражением, в котором тем не менее присутствовало нечто актерское, а временами даже и лисье [10; 219]. Александр Михайлович Файко (1893–1978), драматург, сосед Булгакова:   [В начале 1920-х] Булгаков был худощав, гибок, весь в острых углах светлый блондин, с прозрачно-серыми, почти водянистыми глазами. Он двигался быстро, легко, но не слишком свободно [5; 347]. Любовь Евгеньевна Белозерская-Булгакова (1895–1987), вторая жена Булгакова в 1924–1932 гг.:   Передо мной стоял человек лет 30–32; волосы светлые, гладко причесанные на косой пробор. Глаза голубые, черты лица неправильные, ноздри глубоко вырезаны; когда говорит, морщит лоб. Но лицо в общем привлекательное, лицо больших возможностей. Это значит — способное выражать самые разнообразные чувства. Я долго мучилась, прежде чем сообразила, на кого же все-таки походил Михаил Булгаков. И вдруг меня осенило — на Шаляпина! Одет он был в глухую черную толстовку без пояса, «распашонкой». Я не привыкла к такому мужскому силуэту; он показался мне слегка комичным, так же как и лакированные ботинки с ярко-желтым верхом, которые я сразу вслух окрестила «цыплячьими» и посмеялась [4; 88]. Валентин Петрович Катаев: Это были двадцатые годы. Бедствовали. Одевались во что попало. Булгаков,...