• Приглашаем посетить наш сайт
    Культурология (cult-lib.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1881"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Булгаковская энциклопедия (краткая). ВЕЛИКИЙ БАЛ У САТАНЫ
    Входимость: 4. Размер: 69кб.
    2. Киреев Р. Т.: Великие смерти - Тургенев. Достоевский. Блок. Булгаков. Тургенев. Тайна свершилась
    Входимость: 4. Размер: 92кб.
    3. Булгаков М.: Курс истории СССР. Тетрадь II
    Входимость: 3. Размер: 47кб.
    4. Булгаковская энциклопедия (краткая). СЛАЩЕВ
    Входимость: 3. Размер: 35кб.
    5. Булгаковская энциклопедия (краткая). ДОМ ГРИБОЕДОВА
    Входимость: 2. Размер: 37кб.
    6. Булгаковская энциклопедия (краткая). «БЕГ»
    Входимость: 2. Размер: 59кб.
    7. Романенко А. П.: Семиотический портрет советского человека у Булгакова
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    8. Галинская И. Л.: Наследие Михаила Булгакова в современных толкованиях. Ершалаим и его окрестности в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита"
    Входимость: 2. Размер: 44кб.
    9. Булгаковская энциклопедия (краткая). БУХАРИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    10. Колесникова Е. И.: Краткий обзор документальных материалов М. Булгакова
    Входимость: 2. Размер: 38кб.
    11. Булгаковская энциклопедия (краткая). ШЕСТОВ ЛЕВ
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    12. Паршин Л. К.: Баллада о Ершалаиме
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    13. Киреев Р. Т.: Великие смерти - Тургенев. Достоевский. Блок. Булгаков. Достоевский. На Семеновском плацу
    Входимость: 2. Размер: 98кб.
    14. Булгаковская энциклопедия (краткая). БУЛГАКОВ АФАНАСИЙ ИВАНОВИЧ
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    15. Булгаковская энциклопедия (краткая). НИЦШЕ ФРИДРИХ
    Входимость: 2. Размер: 29кб.
    16. Варламов А. Н.: Михаил Булгаков. Часть первая. Татьяна. Глава первая. Пасынок судьбы
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    17. Ермолинский С.: О времени, о Булгакове и о себе. Юность. Автобиографическая повесть
    Входимость: 2. Размер: 87кб.
    18. Калмыкова В.: Михаил Булгаков (ознакомительный фрагмент)
    Входимость: 2. Размер: 101кб.
    19. Булгаковская энциклопедия (краткая). «МИНИН И ПОЖАРСКИЙ»
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    20. Булгаковская энциклопедия (краткая). СЕНКЕВИЧ ГЕНРИК
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    21. Гурленова Л. В.: "Мастер и Маргарита" М. Булгакова как интертекстуальный источник русского литературного постмодернизма (на материале московских сказок А. Кабакова)
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    22. Булгаковская энциклопедия (краткая). КОРОВЬЕВ-ФАГОТ
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    23. Булгаковская энциклопедия (краткая). БАРОН МАЙГЕЛЬ
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    24. Соколов Б. В.: Михаил Булгаков - загадки судьбы. Глава 1. "Разговора про литературу тогда никакого не было". Детство и юность. 1891–1916
    Входимость: 1. Размер: 135кб.
    25. Булгаковская энциклопедия (краткая). «КИТАЙСКАЯ ИСТОРИЯ»
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    26. Лазебник Игорь: Отец Мастера
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    27. Булгаковская энциклопедия (краткая). ПОПОВ ПАВЕЛ СЕРГЕЕВИЧ
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    28. Барков А.: Роман Булгакова Мастер и Маргарита - альтернативное прочтение. Глава XLI. "Не мир, но меч!"
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    29. Яновская Лидия: Творческий путь Михаила Булгакова. Детство
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    30. Мой дневник 1924 г.
    Входимость: 1. Размер: 111кб.
    31. Соколов Б. В.: Расшифрованный Булгаков. Тайны "Мастера и Маргариты". Братья-писатели: приспособиться — значит умереть. Страница 4
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    32. Соколов Б.: Тайны Булгакова. Расшифрованная "Белая гвардия". История романа
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    33. Булгаковская энциклопедия (краткая). МАСТЕР
    Входимость: 1. Размер: 57кб.
    34. Булгаковская энциклопедия (краткая). «НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДОКТОРА»
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    35. Булгаковская энциклопедия (краткая). МАСОНСТВО
    Входимость: 1. Размер: 85кб.
    36. Асафьев Б. В. ― Булгакову М. А., 12 марта 1937 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    37. Булгаковская энциклопедия (краткая). «БАГРОВЫЙ ОСТРОВ»2
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    38. Булгаковская энциклопедия (краткая). САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    39. Булгаковская энциклопедия (краткая). «ЧЕРНОЕ МОРЕ»
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    40. Смолин Геннадий: Яд для гения, или Моцарт в преддверии вечности (ознакомительный фрагмент). Досье на VIP-персоны
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    41. Булгаковская энциклопедия (краткая). «ПОД ПЯТОЙ»
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    42. Булгаковская энциклопедия (краткая). МАРГАРИТА
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    43. Булгаковская энциклопедия (краткая). «МОСКВА 20-Х ГОДОВ»
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    44. Булгаковская энциклопедия (краткая). «МОЛЬЕР»
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    45. Мешков В.А.: "Михаил Булгаков и Крым - новые страницы". М. А. Булгаков. Путешествие по Крыму
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    46. Булгаковская энциклопедия (краткая). «МЕРТВЫЕ ДУШИ»2
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    47. Чудакова М.: Жизнеописание Михаила Булгакова. Глава первая. Киевские годы: семья, гимназия и университет. Война. Медицина. Революция. Пункт 1
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    48. Булгаковская энциклопедия (краткая). «РАШЕЛЬ»
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    49. Яновская Л. М.: Записки о Михаиле Булгакове. Библия на рабочем столе Михаила Булгакова
    Входимость: 1. Размер: 91кб.
    50. Булгаковская энциклопедия (краткая). МЕЙРИНК
    Входимость: 1. Размер: 49кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Булгаковская энциклопедия (краткая). ВЕЛИКИЙ БАЛ У САТАНЫ
    Входимость: 4. Размер: 69кб.
    Часть текста: долго не соглашалась, что большой бал был лучше малого... И однажды, когда я ушла из дома, он уничтожил рукопись с первым балом. Я это заметила, но ничего не сказала... Михаил Афанасьевич полностью доверял мне, но он был Мастер, он не мог допустить случайности, ошибки, и потому уничтожил тот вариант. А в роскоши большого бала отразился, мне кажется, прием у У. К. Буллита, американского посла в СССР. Раз в год Буллит давал большие приемы по поводу национального праздника. Приглашались и литераторы. Однажды мы получили такое приглашение. На визитной карточке Буллита чернилами было приписано: «фрак или черный пиджак». Миша мучился, что эта приписка только для него. И я очень старалась за короткое время «создать» фрак. Однако портной не смог найти нужный черный шелк для отделки, и пришлось идти в костюме. Прием был роскошный, особенно запомнился огромный зал, в котором был бассейн и масса экзотических цветов». Этот прием Е. С. Булгакова подробно описала в дневниковой записи 23 апреля 1935 г., характерно назвав «балом»: «Бал у американского посла. М. А. в черном костюме. У меня вечернее платье исчерна-синее с бледно-розовыми цветами. Поехали к двенадцати часам. Все во фраках, было только несколько смокингов и пиджаков. Афиногенов в пиджаке, почему-то с палкой. Берсенев с Гиацинтовой, Мейерхольд и Райх. Вл. Ив. с Котиком (имеются в виду В. И. Немирович-Данченко (1858-1943) со своим секретарем О. С. Бокшанской (1891-1948), сестрой Е. С....
    2. Киреев Р. Т.: Великие смерти - Тургенев. Достоевский. Блок. Булгаков. Тургенев. Тайна свершилась
    Входимость: 4. Размер: 92кб.
    Часть текста: Блок. Булгаков. Тургенев. Тайна свершилась Великие смерти: Тургенев. Достоевский. Блок. Булгаков Если бы я был сочинителем книг, я составил бы сборник с описанием различных смертей, снабдив его комментариями. Кто учит людей умирать, тот учит их жить. Мишель Монтень   ТУРГЕНЕВ. ТАЙНА СВЕРШИЛАСЬ К концу жизни Тургенев был столь популярен в Европе, не говоря уже о России, что публику интересовали не только его произведения, но даже... сны. Поэтому вряд ли кто-либо усмотрел что-то из ряда вон выходящее в том, что об одном из тургеневских снов поведала «Силезская газета» в номере от 15 августа 1878 года. Материал этот так и назывался — «Сон». Автор «Записок охотника» представлен в нем идущим в одиночестве по широкому полю. Вдруг ему слышатся за спиной чьи-то крадущиеся шаги. Оборачивается и видит старуху в лохмотьях. Желтое беззубое лицо, глаза же застланы пленкой. На вопрос путника, что ей надобно от него, не милостыни ли, ответа не последовало. Пошел дальше, старуха — следом. И тогда путнику начинает казаться, что она не просто движется за ним, но странным образом его направляет. То вправо, то влево... И он странным опять-таки образом подчиняется ей и вдруг видит прямо перед собой что-то черное, уходящее в землю. Могила! Так вот куда подталкивает его старая карга! Он снова оборачивается к ней и обнаруживает, к своему ужасу, что теперь она зрячая, когда же приближает к ней лицо, глаза ее, точно отгораживаясь, опять покрываются пленкой. Автором этой странноватой, в общем-то, публикации был немецкий художник и литератор Людвиг Пич, старинный друг Полины Виардо и большой поклонник Тургенева, страстный пропагандист его творчества и один из первых биографов. В том же 1878 году увидела свет на немецком языке написанная Пичем биография русского писателя. Речь в ней, естественно, шла о жизни и произведениях Ивана...
    3. Булгаков М.: Курс истории СССР. Тетрадь II
    Входимость: 3. Размер: 47кб.
    Часть текста: первомайская демонстрация. <1) В конце октября 1901 г. Сталин приехал в Батум. <4) В ночь на 1 I 1902 г. конференция рабочих батумских кружков (присутствовало 30 человек, под видом встречи нового года). <2) В январе 1902 Сталин организовал в Батуме нелегальную типографию. (2) 8 и 9 марта 1902 демонстрации в Батуме. (1) В ночь на 5 IV 1902 во время заседания руководящей партийной группы Сталин арестован в Батуме. До 19 IV 1903 в батумской тюрьме. С 19 IV до ноября 1903 в кутаисской тюрьме. Из кутаисской обратно в батумскую тюрьму. (1) В конце ноября 1903 г. в ссылку в Иркутскую губернию на 3 года. <15 строк и одна страница) I <в. до н. э.) <2 страницы) I (в. н. э.) <2 страницы) II <2 страницы) III <2 страницы) IV <2 страницы) V <2 страницы) VI <2 страницы) VII <2 страницы) VIII <2 страницы) IX <4 страницы) X 901 —1000 <6 страниц) XI <6 страниц) XII <6 страниц) XIII <8 страниц) XIV (12 страниц) XV <20 страниц) XVI (20 страниц) XVII 1601 — 1610 <2 страницы) 1611 — 1620 <2 страницы) 1621 —1630 <2 страницы) 1631 —1640 <2 страницы) 1641 — 1650 <2 страницы) 1651 — 1660 <2 страницы) 1661 — 1670 <2 страницы) 1671 —1680 <2 страницы) 1681 —1690 (1 1 /2 страницы) Петр I женится на Евдокии Лопухиной. 1 (1) 1689 г. Петр пишет брату Иоанну: «Царствие править самим». Петр единодержавен. (Петр I родился в 1672 г. 30-го мая). Софья сослана в Новодевичий монастырь. Шакло- витый казнен. 1690 г. Лефорт Франц (швейцарец?) начинает оказывать влияние на Петра I. (2) Когда Петр I ездил в Архангельск?...
    4. Булгаковская энциклопедия (краткая). СЛАЩЕВ
    Входимость: 3. Размер: 35кб.
    Часть текста: Николаевскую военную академию (б. Николаевскую академию Генерального штаба), но без права причисления к Генеральному штабу. Булгаков, судя по обращенным к Хлудову словам Чарноты: «Рома, ты генерального штаба! Что ты делаешь?! Рома, прекрати!», (речь идет о бессудных казнях), позволяет персонажу достичь больших успехов в Академии, чем его прототипу (С. окончил академию по 2-му разряду со средним балом менее 10, а к офицерам Генерального штаба причислялись окончившие по 1-му разряду, со средним балом 10 и выше). С 1912 г. С. преподавал тактику в Пажеском корпусе. Первым браком С. был женат на дочери командира лейб-гвардии Финляндского полка, генерал-лейтенанта Владимира Аполлоновича Козлова (1856-1931) Софье. 18 января 1915 г. у супругов родилась дочь Вера. Протекция тестя, возможно, способствовала карьере С. С января 1915 г. С. находился в действующей армии, где прошел путь от командира роты до командира батальона лейб-гвардии Финляндского полка. 12 ноября 1916 г. произведен в полковники, а 14 июля 1917 г. назначен командующим гвардии Московским полком. С. был храбрым офицером, в Первую...
    5. Булгаковская энциклопедия (краткая). ДОМ ГРИБОЕДОВА
    Входимость: 2. Размер: 37кб.
    Часть текста: В Д. Г. Булгаков запечатлел так называемый Дом Герцена (Тверской бульвар, 25), где в 20-е годы размещался ряд литературных организаций, в частности, РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей), по образцу которых и создан вымышленный МАССОЛИТ. Расшифровки этого сокращения в тексте «Мастера и Маргариты» нет, однако наиболее вероятным представляется Мастера (или Мастерская) социалистической литературы, по аналогии с существовавшим в 20-е годы объединением драматургов МАСТКОМДРАМ (Мастерская коммунистической драмы). В ресторане Д. Г. отразились черты не только ресторана Дома Герцена, но и ресторана Клуба театральных работников, директором которых в разное время был Я. Д. Розенталь (1893-1966), послуживший прототипом директора ресторана Д. Г. Арчибальда Арчибальдовича. Ресторан Клуба театральных работников, располагавшийся в Старопименовском переулке, на весну и лето переезжал в филиал, которым служил садик у старинного особнячка (дом № 11) на Страстном бульваре, где размещалось журнально-газетное объединение («Жургаз»). В этом объединении Булгаков предполагал издавать своего «Мольера». В саду «Жургаза», куда проникнуть можно было только по специальным пропускам, играл знаменитый джаз-оркестр Александра Цфасмана, часто исполнявший популярный в 20-е и 30-е годы фокстрот «Аллилуйя» американского...
    6. Булгаковская энциклопедия (краткая). «БЕГ»
    Входимость: 2. Размер: 59кб.
    Часть текста: М. Пьесы, М.: Искусство, 1962. Работу над текстом Булгаков начал в 1926 г. Замысел пьесы был связан с воспоминаниями второй жены драматурга Л. Е. Белозерской об эмигрантской жизни и с мемуарами бывшего белого генерала Я. А. Слащева «Крым в 1920 г.» (1924), а также рядом других исторических источников, где рассказывалось о завершении гражданской войны в Крыму осенью 1920 г. В апреле 1927 г. был заключен договор с МХАТом, по которому Булгаков обязался представить не позднее 20 августа 1927 г. пьесу «Рыцарь Серафимы» («Изгои»). Тем самым драматург погашал аванс, выданный 2 марта 1926 г. за будущую постановку инсценировки «Собачьего сердца», не осуществленную из-за запрещения повести. Рукопись «Рыцаря Серафимы» (или «Изгоев») не сохранилась. 1 января 1928 г. Булгаков заключил новый договор с МХАТом. Теперь пьеса называлась Б. 16 марта 1928 г. драматург сдал ее в театр. 16 апреля 1928 г. на художественном совете МХАТа было запланировано начать в будущий сезон работу по постановке Б. Однако 9 мая 1928 г. Главрепертком признал Б. «неприемлемым» произведением, поскольку автор никак не рассматривал кризис мировоззрения тех персонажей, которые принимают Советскую власть, и политическое оправдание ими этого шага. Цензура сочла также, что белые генералы в пьесе чересчур героизированы, и даже глава крымской контрреволюции Врангель будто...
    7. Романенко А. П.: Семиотический портрет советского человека у Булгакова
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    Часть текста: но в тексте они, разумеется, представлены вербально (если не считать изобразительных иллюстраций, музыкальных вставок и т. п.). В статье речь идет не о конкретном персонаже, а об обобщенном образе нового (для старой интеллигенции и для Булгакова) или советского человека. Булгаков внимательно всматривался в этого нового человека, пришедшего на смену представителям старой элитарной («буржуазной») культуры. Его интерес был окрашен иронией и даже сарказмом, так как «новизна» советского человека представлялась писателю сомнительной, а вернее, внешней. Внутренне же люди остались теми же, с теми же, что и прежде, добродетелями и пороками. Об этом говорит Воланд, наблюдая за посетителями Варьете. В Собачьем сердце выведен новый человек - Полиграф Полиграфович Шариков, внутренне оставшийся, несмотря на новую внешность и имя, Климом Чугункиным с добавлением некоторых черт дворняги Шарика. Похожее представление о новом человеке находим, кстати, у М. Зощенко. Портрет советского человека в текстах Булгакова представлен на языковом уровне ключевыми словами [1874] . Ключевые слова характеризуются символическим значением, дополнительным по отношению к основному, и бывают, по крайней мере, двух типов. Первый тип - слова, представленные в тексте эксплицитно, явно, как некие знаковые ярлыки. Они находятся «на поверхности» текста и легко опознаются реципиентом. Признаки таких слов были описаны Т В. Шмелевой, назвавшей их ключевыми словами текущего момента (КСТМ) [1875] . Ключевые слова второго типа представлены в тексте имплицитно, и они, как правило, не замечаются реципиентом. Эти слова как бы прячут символический компонент своего значения, они «мелькают» и кажутся обычными словами. По нашему мнению, их...
    8. Галинская И. Л.: Наследие Михаила Булгакова в современных толкованиях. Ершалаим и его окрестности в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита"
    Входимость: 2. Размер: 44кб.
    Часть текста: и Маргарита» Камни, подайте мне весть, о, молвите, гордые зданья! Улицы, слова я жду! И. В. Гёте. «Римские элегии» Кого из читателей «Мастера и Маргариты» не восхищали живописность, топографическая аккуратность и богатство конкретных деталей в описании М. А. Булгаковым столицы Иудеи! Встречалось даже в этой связи утверждение, что исторический Иерусалим воспроизведен в «Мастере и Маргарите» «с археологической точностью». [23] Другой автор объяснял столь четкое панорамное воссоздание в романе улиц, переулков, площадей, храмовых строений, дворцов, мостов, казарм, крепостных стен, башен и ворот Ершалаима тем, что передвижение в древнем граде булгаковских персонажей выверялось писателем «по карте, относящейся ко времени Иисуса Христа». [24] Увы, в качестве сущего выдавалось в обоих случаях всего лишь желаемое, — уже хотя бы по той причине, что датированный первым веком нашей эры план Иерусалима обнаружить пока никому не удалось. Не подтверждается и суждение, будто в художественном своем ви?дении топографии города Ершалаима Булгаков опирался на обобщенные им соответствующие места из Нового Завета, Талмуда и трудов Иосифа Флавия, [25] ибо, даже будучи подключенной к результатам научных измерений и раскопок, [26] совокупность сведений о топографии Иерусалима первого века нашей эры, содержащихся в Новом Завете, Талмуде и произведениях Иосифа Флавия, реконструировать истинный архитектурно-топографический облик библейского города не позволяет. Не случайно ведь и сегодня, по прошествии более чем полувека со времени написания Булгаковым его последнего, «закатного» романа, на карте Иерусалима, прилагаемой к иным изданиям Библии, остаются под вопросом места расположения Голгофы, Гаввафы (Лифостротона) и града Давидова (так называлась крепость на горе Сион), а в современных изданиях...
    9. Булгаковская энциклопедия (краткая). БУХАРИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    Часть текста: прилагал никаких к этому усилий, никогда не имел словарей, всегда «списывал» наспех «слова» у товарищей и «готовил» уроки за 5-10 минут до прихода учителей». В 1907 г. Б. поступил на экономическое отделение юридического факультета Московского университета. К тому времени он уже активно занимался революционной деятельностью. О первых шагах на этом поприще Б. вспоминал в автобиографии: «В 4-м или 5-м классе гимназии начали организовываться «кружки», «журналы» и т. д., сперва совершенно невинные. Как полагается, мы прошли и через стадию писаревщины. Потом началось чтение нелегальной литературы, затем кружки, «организации учащихся», куда входили и с.-р. и с.-д. (социалисты-революционеры, эсеры, и социал-демократы, эсдеки. - Б.С.), а затем окончательное самоопределение в марксистском лагере... Тут подходила революция 1905 г., митинги, демонстрации и пр. Конечно, во всем этом мы принимали живейшее участие. В 1906 г. я официально стал числиться членом партии (Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков). - Б.С.) и начал нелегальную работу. Во время выпускных экзаменов вел стачку на обувной фабрике Сладкова вместе с Ильёй Эренбургом (спародированным в «Роковых яйцах» в образе писателя Эрендорга, автора пьесы «Курий дох». - Б. С.). Поступив в университет, использовал его, главным образом, или для явок, или для того, чтобы произвести какой-то теоретический «налет» на семинарии какого-либо почтенного либерального...
    10. Колесникова Е. И.: Краткий обзор документальных материалов М. Булгакова
    Входимость: 2. Размер: 38кб.
    Часть текста: идейной проблематики творчества Булгакова во взаимосвязях с его мировоззрением. Несмотря на то что к настоящему времени уже предпринят ряд серьезных попыток обращения к различным этапам жизни и творчества писателя, белых пятен в его биографии остается немало. Поэтому представляются особо ценными любые достоверные свидетельства, которые могут послужить основой для будущих биографических изысканий. В Рукописном отделе ИРЛИ (Пушкинский Дом) АН СССР сохраняется не один десяток подлинных документов, отражающих различные этапы биографии и творчества писателя. Но даже сведенные воедино и выстроенные в хронологической последовательности, они не способны дать сколько-нибудь цельной биографической канвы. Поэтому данный обзор, не претендующий на полноту охвата всего документального материала М. Булгакова, не ставит целью дать описательную характеристику различных периодов жизни художника; задача его более конкретна — ввести в научный оборот часть подлинных официальных документов, имевших при жизни Булгакова юридическую силу. Свидетельство о рождении Михаила Афанасьевича и формулярный список о службе А. И. Булгакова, отца писателя (1859—1907), за 1876—1897 гг. — это самые ранние материалы, они будут приведены полностью, поскольку содержат важные сведения о семье Булгаковых и о служебной деятельности Афанасия Ивановича Булгакова. Время рождения и крещения М. А. Булгакова зафиксировано «Свидетельством о рождении» (ф. 369, № 517, л. 1): «По указу Его Императорского Величества дано сие свидетельство Киевской Духовной Консистенции за надлежащим подписом и...