• Приглашаем посетить наш сайт
    Орловка (orlovka.niv.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1878"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Киреев Р. Т.: Великие смерти - Тургенев. Достоевский. Блок. Булгаков. Тургенев. Тайна свершилась
    Входимость: 3. Размер: 92кб.
    2. Булгаковская энциклопедия (краткая). «БЕГ»
    Входимость: 3. Размер: 59кб.
    3. Соколов Б. В.: Михаил Булгаков - загадки судьбы. Глава 6. "Невозможность писать равносильна для меня погребению заживо". Режиссер, либреттист, романист. 1930–1940. Страница 6
    Входимость: 2. Размер: 55кб.
    4. Романенко А. П.: Семиотический портрет советского человека у Булгакова
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    5. Булгаковская энциклопедия (краткая). БУЛГАКОВ ИВАН АФАНАСЬЕВИЧ
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    6. Ермолинский С.: О времени, о Булгакове и о себе. Юность. Автобиографическая повесть
    Входимость: 2. Размер: 87кб.
    7. Осиненко В. А.: Тайны романа "Мастер и Маргарита". Глава 24. Извлечение мастера
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    8. Булгаковская энциклопедия (краткая). «МУЗА МЕСТИ»
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    9. Булгаковская энциклопедия (краткая). СТАЛИН
    Входимость: 2. Размер: 35кб.
    10. Петровский Мирон: Мастер и город. Киевские контексты Михаила Булгакова. Глава восьмая. Миф о городе и мифологическое городоведение
    Входимость: 1. Размер: 140кб.
    11. Булгаковская энциклопедия (краткая). «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
    Входимость: 1. Размер: 99кб.
    12. Булгаковская энциклопедия (краткая). БУХАРИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    13. Булгаковская энциклопедия (краткая). «БЛАЖЕНСТВО»
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    14. Булгаковская энциклопедия (краткая). «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    15. Булгаковская энциклопедия (краткая). ФЛОРЕНСКИЙ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    16. Булгаковская энциклопедия (краткая). БЕЛЫЙ АНДРЕЙ
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    17. Осиненко В. А.: Тайны романа "Мастер и Маргарита". Послесловие
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    18. Булгаковская энциклопедия (краткая). «БЕЛАЯ ГВАРДИЯ»
    Входимость: 1. Размер: 57кб.
    19. Мой дневник 1923 г.
    Входимость: 1. Размер: 81кб.
    20. Булгаковская энциклопедия (краткая). БУЛГАКОВ НИКОЛАЙ АФАНАСЬЕВИЧ
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    21. Виленский Юрий: Доктор Булгаков. Глава I. Начало пути
    Входимость: 1. Размер: 94кб.
    22. Арсеньева Елена: Банга-Любанга (Любовь Белозерская – Михаил Булгаков) - ознакомительный фрагмент
    Входимость: 1. Размер: 101кб.
    23. Белозерская-Булгакова Л. Е.: Воспоминания. Арнауткёй
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    24. Стронгин Варлен: Михаил Булгаков. Три женщины Мастера. Глава вторая. Саратов – Киев – Саратов – Киев
    Входимость: 1. Размер: 74кб.
    25. Стронгин Варлен: Михаил Булгаков. Три женщины Мастера. Глава двадцатая. Почерк дьявола
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    26. Михаил Афанасьевич Булгаков (по материалам кн.: Торчинов В. А., Леонтюк А. М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник)
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    27. Булгаков М. А. ― Вересаеву В. В., 20 мая 1935. г.
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    28. Шошин В. А.: М. А. Булгаков как автор оперных либретто
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    29. Булгаковская энциклопедия (краткая). НИЦШЕ ФРИДРИХ
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    30. Булгаков М. А. — Свидерскому А. И., 11 ноября 1932 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    31. Киреев Р. Т.: Великие смерти - Тургенев. Достоевский. Блок. Булгаков. Достоевский. На Семеновском плацу
    Входимость: 1. Размер: 98кб.
    32. Булгаков и Соловьев-Седой
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    33. Никоненко Станислав: Михаил Булгаков и Юрий Слезкин. История дружбы двух писателей в кривом зеркале литературоведов
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    34. Тинченко Я.: Белая гвардия Михаила Булгакова. Женский образ в романе "Белая гвардия"
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    35. Булгаков М. А. ― Пырьеву И. А., 5 ноября 1934 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    36. Булгаков М.: Курс истории СССР. Тетрадь II
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    37. Тинченко Я.: Белая гвардия Михаила Булгакова. Христианский рыцарь и "бессмертный гусар" Най-Турс — граф Федор Артурович Келлер
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    38. Дневник Елены Булгаковой. Дневник. Комментарии. 1934 год
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    39. Мягков Б. С.: Булгаковские места (литературно-топографические очерки)
    Входимость: 1. Размер: 96кб.
    40. Булгаковская энциклопедия (краткая). ПОНТИЙ ПИЛАТ
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    41. Мой дневник 1924 г.
    Входимость: 1. Размер: 111кб.
    42. Булгаковская энциклопедия (краткая). БЕЛОЗЕРСКАЯ ЛЮБОВЬ ЕВГЕНЬЕВНА
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    43. Булгаковская энциклопедия (краткая). «В КАФЭ»
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    44. Фокин Павел: Булгаков без глянца (ознакомительный фрагмент). Спор о Пушкине
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    45. Тинченко Я.: Белая гвардия Михаила Булгакова. Исторические портреты "Белой гвардии" или шахматная партия по Булгакову
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    46. Булгаковская энциклопедия (краткая). СЛАЩЕВ
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    47. Душацкая Евгения: При шпаге я, и шляпа с пером…
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    48. Зеркалов Александр: Этика Михаила Булгакова. 32. Отступление: о загробном мире
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    49. Мешков В.А.: "Михаил Булгаков и Крым - новые страницы". Родословие Михаила Булгакова: крымская ветвь
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    50. Булгаковская энциклопедия (краткая). «ПОД ПЯТОЙ»
    Входимость: 1. Размер: 22кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Киреев Р. Т.: Великие смерти - Тургенев. Достоевский. Блок. Булгаков. Тургенев. Тайна свершилась
    Входимость: 3. Размер: 92кб.
    Часть текста: и видит старуху в лохмотьях. Желтое беззубое лицо, глаза же застланы пленкой. На вопрос путника, что ей надобно от него, не милостыни ли, ответа не последовало. Пошел дальше, старуха — следом. И тогда путнику начинает казаться, что она не просто движется за ним, но странным образом его направляет. То вправо, то влево... И он странным опять-таки образом подчиняется ей и вдруг видит прямо перед собой что-то черное, уходящее в землю. Могила! Так вот куда подталкивает его старая карга! Он снова оборачивается к ней и обнаруживает, к своему ужасу, что теперь она зрячая, когда же приближает к ней лицо, глаза ее, точно отгораживаясь, опять покрываются пленкой. Автором этой странноватой, в общем-то, публикации был немецкий художник и литератор Людвиг Пич, старинный друг Полины Виардо и большой поклонник Тургенева, страстный пропагандист его творчества и один из первых биографов. В том же 1878 году увидела свет на немецком языке написанная Пичем биография русского писателя. Речь в ней, естественно, шла о жизни и произведениях Ивана Сергеевича, которые он, исследователь, имел возможность хорошо изучить. Но сон? Откуда Людвиг Пич узнал о столь интимной подробности? Со слов самого Тургенева. Иван Сергеевич рассказал своему немецкому другу о привидевшемся ему сне во время их встречи в Берлине. Это было 6 августа, то есть за девять дней до публикации в «Силезской газете»....
    2. Булгаковская энциклопедия (краткая). «БЕГ»
    Входимость: 3. Размер: 59кб.
    Часть текста: 1962. Работу над текстом Булгаков начал в 1926 г. Замысел пьесы был связан с воспоминаниями второй жены драматурга Л. Е. Белозерской об эмигрантской жизни и с мемуарами бывшего белого генерала Я. А. Слащева «Крым в 1920 г.» (1924), а также рядом других исторических источников, где рассказывалось о завершении гражданской войны в Крыму осенью 1920 г. В апреле 1927 г. был заключен договор с МХАТом, по которому Булгаков обязался представить не позднее 20 августа 1927 г. пьесу «Рыцарь Серафимы» («Изгои»). Тем самым драматург погашал аванс, выданный 2 марта 1926 г. за будущую постановку инсценировки «Собачьего сердца», не осуществленную из-за запрещения повести. Рукопись «Рыцаря Серафимы» (или «Изгоев») не сохранилась. 1 января 1928 г. Булгаков заключил новый договор с МХАТом. Теперь пьеса называлась Б. 16 марта 1928 г. драматург сдал ее в театр. 16 апреля 1928 г. на художественном совете МХАТа было запланировано начать в будущий сезон работу по постановке Б. Однако 9 мая 1928 г. Главрепертком признал Б. «неприемлемым» произведением, поскольку автор никак не рассматривал кризис мировоззрения тех персонажей, которые принимают Советскую власть, и политическое оправдание ими этого шага. Цензура сочла также, что белые генералы в пьесе чересчур героизированы, и даже глава крымской контрреволюции Врангель будто бы по авторской характеристике «храбр и благороден». На самом деле у Булгакова в первой редакции Б. белый Главнокомандующий, в котором легко узнаваем главнокомандующий Русской армией в Крыму генерал-лейтенант барон Петр Николаевич Врангель (1878-1928) (журнальная вырезка с фотографией...
    3. Соколов Б. В.: Михаил Булгаков - загадки судьбы. Глава 6. "Невозможность писать равносильна для меня погребению заживо". Режиссер, либреттист, романист. 1930–1940. Страница 6
    Входимость: 2. Размер: 55кб.
    Часть текста: писать равносильна для меня погребению заживо". Режиссер, либреттист, романист. 1930–1940. Страница 6 Во всех своих либретто Булгаков исповедовал патриотическую идею. И казалось, что во второй половине 30-х годов он сможет найти с властью какой-то способ сосуществования. В связи с развитием сталинского учения о построении социализма первоначально в одной отдельно взятой стране — СССР и начавшейся с середины 30-х годов критикой исторической школы М. Н. Покровского, игнорировавшей многие события отечественной истории в угоду классовым схемам, Сталин и его соратники санкционировали обращение к российской истории, которая вновь стала преподаваться в школе (ранее было лишь аморфное «обществоведение»). Правда, на первый план в истории все равно требовалось выдвигать проблемы классовой борьбы и положение угнетенных масс (в этом духе была, в частности, выдержана критика Керженцевым либретто «Петра Великого»). Однако ряд культурных ценностей дореволюционной России власть готова была теперь включить в свой идеологический багаж, в частности, для обоснования преемственности внешнеполитических задач Российской империи и СССР. 4 марта 1936 года Е. С. Булгакова отметила в дневнике: «Сегодня в газете объявлен конкурс на учебник по истории СССР. Миша сказал, что будет писать. Я поражаюсь ему. По-моему, это невыполнимо». М. А. сказал, что он хочет писать учебник — «надо приготовить материалы, учебники, атласы», а на следующий день, согласно записи Елены Сергеевны, «М. А. начал работу над учебником». Это были те несколько счастливых дней, когда «Мольер» уже вышел и еще не был снят, а в Театре Сатиры заканчивалась подготовка «Ивана Васильевича». В газетном объявлении «Об организации конкурса на лучший учебник для начальной школы...
    4. Романенко А. П.: Семиотический портрет советского человека у Булгакова
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    Часть текста: которые можно назвать ключевыми знаками. Эти знаки могут иметь семиотическую природу, но в тексте они, разумеется, представлены вербально (если не считать изобразительных иллюстраций, музыкальных вставок и т. п.). В статье речь идет не о конкретном персонаже, а об обобщенном образе нового (для старой интеллигенции и для Булгакова) или советского человека. Булгаков внимательно всматривался в этого нового человека, пришедшего на смену представителям старой элитарной («буржуазной») культуры. Его интерес был окрашен иронией и даже сарказмом, так как «новизна» советского человека представлялась писателю сомнительной, а вернее, внешней. Внутренне же люди остались теми же, с теми же, что и прежде, добродетелями и пороками. Об этом говорит Воланд, наблюдая за посетителями Варьете. В Собачьем сердце выведен новый человек - Полиграф Полиграфович Шариков, внутренне оставшийся, несмотря на новую внешность и имя, Климом Чугункиным с добавлением некоторых черт дворняги Шарика. Похожее представление о новом человеке находим, кстати, у М. Зощенко. Портрет советского человека в текстах Булгакова представлен на языковом уровне ключевыми словами [1874] . Ключевые слова характеризуются символическим значением, дополнительным по отношению к основному, и бывают, по крайней мере, двух типов. Первый тип - слова, представленные в тексте эксплицитно, явно, как некие знаковые ярлыки. Они находятся «на поверхности» текста и легко опознаются реципиентом. Признаки таких слов были описаны Т В. Шмелевой, назвавшей их ключевыми словами текущего момента (КСТМ) [1875] . Ключевые слова второго типа представлены в тексте имплицитно, и они, как правило, не замечаются реципиентом. Эти слова как бы прячут символический компонент своего значения, они «мелькают» и кажутся обычными словами. По нашему мнению, их можно назвать архетипическими ключевыми словами [1876] . Они не ...
    5. Булгаковская энциклопедия (краткая). БУЛГАКОВ ИВАН АФАНАСЬЕВИЧ
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    Часть текста: прибыл в Крым, откуда в ноябре 1920 г. вместе с Русской армией генерала П. Н. Врангеля (1878-1928) эвакуировался в Галлиполи. В 1921 г. вместе с армией переселился в Болгарию, где осел в Варне. Там организовал русский оркестр (Б. с детства хорошо играл на балалайке и пел). В 1924 г. Б. познакомился с Натальей Кирилловной Минко (1891-1974), дочерью героя русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. генерала К.В. Минко, на которой женился. 25 февраля 1925 г. у них родилась дочь Ирина (скончалась в Париже 10 марта 2000 г.). В сентябре 1930 г. Б. с семьей по вызову брата Н. А. Булгакова уехал в Париж, где до конца своих дней проработал в оркестре русского ресторана. Из-за недостатка образования на более престижную работу Б. устроиться не мог. Необходимость же зарабатывать на содержание жены и дочери не позволила продолжить образование во Франции. По устным воспоминаниям дочери Ирины, Б. писал нотные партитуры, сочинял музыку к собственным стихам и исполнял их во время ресторанных выступлений. В 1934 г. Б. развелся с женой, в последние годы жизни все чаще злоупотреблял алкоголем. Умер в...
    6. Ермолинский С.: О времени, о Булгакове и о себе. Юность. Автобиографическая повесть
    Входимость: 2. Размер: 87кб.
    Часть текста: Автобиографическая повесть ЮНОСТЬ Автобиографическая повесть … Как брошенный с пути снегам Последней станцией в развалинах, Как полем в полночь, в свист и гам Бредущий через силу в валянных… Борис Пастернак Поезд пришел в Москву утром. [3] Площадь недостроенного Киевского вокзала была завалена грязным снегом. Толпа с мешками, узлами, корзинками двигалась сплошной серой массой, и морозный воздух сразу пропах запахом казармы. Шпана с гиканьем окружала приезжих. Трамваи стояли, обвешанные людьми, и все еще лезли и лезли… Был «военный коммунизм», денег за проезд не брали, не нужны были и почтовые марки. Письма шли неделями или вовсе не доставлялись, а переполненные трамваи еле ползли и попасть туда было почти чудом. Некоторые, кто мог, подряжали тележку, и за несколько миллионов «рикша», владелец этого единственного тогда транспорта, катил багаж по указанному адресу, а пассажир шагал рядом. Я взвалил корзинку на плечи, попрощался с Мишей Герасимовым. Он пошел по Садовой, в Оружейный, где жила его сестра, а я — через центр на Мясницкую, в Армянский переулок. Там в помещении бывшего Лазаревского института обосновался наш новый Восточный институт, из которого впоследствии возникли Институт востоковедения и Институт трудящихся Востока. В дортуарах лазаревских лицеистов разместились мы, первые советские «восточники». Москва предстала передо мной засугробленная, словно брошенная людьми, с темными заколоченными витринами, с нежилыми домами. Следы октябрьских пуль еще виднелись на облупившихся стенах домов и подворотен. И чем далее от вокзала, тем реже попадались прохожие. Волокли санки, шли сгорбившись под грузом вещевых мешков. У хлебной лавки вилась очередь. На спинах мелом ...
    7. Осиненко В. А.: Тайны романа "Мастер и Маргарита". Глава 24. Извлечение мастера
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    Часть текста: возражает, он недоволен медведями и тиграми. - Слушаю, мессир, - сказал кот, - если вы находите, что нет размаха, и я немедленно начну держаться того же мнения... Я пошутил... а что касается тигров, то я велю их зажарить. - Тигров нельзя есть, - сказала Гелла. - Вы полагаете? Тогда прошу послушать, - отозвался кот и, жмурясь от удовольствия, рассказал о том, как однажды он скитался в течение девятнадцати дней в пустыне и единственно чем питался, это мясом убитого им тигра. Все с интересом прослушали это занимательное повествование, а когда Бегемот кончил его, все хором воскликнули: - Вранье! - И интереснее всего в этом вранье то, - сказал Воланд, - что оно - вранье от первого до последнего слова. - Ах так? Вранье? - воскликнул кот, и все подумали, что он начнет протестовать, но он только тихо сказал: - История рассудит нас. Азазелло отвечает Маргарите о застреленном бароне и напоминает одно дело попасть молотком в стекло критику Латунскому и совсем другое дело - ему же в сердце... - Что это за критик Латунский? - спросил Воланд... - А зачем же было самой трудиться?.. Кот и Азазелло желают наказать Латунского, но Маргарита протестует и Воланд соглашается с ней. Азазелло показывает свое искусство в стрельбе из пистолета. Коровьев как бывший регент и запевала подтверждает его способности и без револьвера. Кот объявил, что он перекроет рекорд Азазелло. Кот стреляет из двух револьверов, но вместо карты попадает в руку Геллы, в сову и...
    8. Булгаковская энциклопедия (краткая). «МУЗА МЕСТИ»
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    Часть текста: «(Маленький этюд)». При жизни Булгакова не публиковался. Впервые: Булгаков М. Был май. Из прозы разных лет. М.: Огонек, 1991 (Библиотека «Огонек», № 51). М. м. написана в октябре 1921 г. во время работы Булгакова секретарем ЛИТО (литературного отдела) Главполитпросвета. Фельетон посвящен творчеству поэта Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878) и создавался к его 100-летнему юбилею. М. м. интересна оценкой революции 1917 г. и ее последствий сквозь призму некрасовских стихов. Здесь Булгаков крайне низко в нравственном отношении оценил дворянский класс, утверждая, что он «вместо добродетели на самом деле был украшен лишь фуражкой с красным околышем» (форменным головным убором дворян). Но писатель признавал, что «дворянский класс породил утонченную поэзию. Ее красоты рождались в старых гнездах, там, где белые колонны говорили о золотых снах прошлого». Некрасов для Булгакова - поэт другого класса, крестьянства, хотя и принадлежит к дворянству по происхождению. С Некрасовым угнетенные мужики как бы обрели свой голос в литературе. Многие строки Некрасова казались автору М. м. пророческими. Булгаков так прокомментировал следующую цитату из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876): «У каждого крестьянина Душа,...
    9. Булгаковская энциклопедия (краткая). СТАЛИН
    Входимость: 2. Размер: 35кб.
    Часть текста: Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я СТАЛИН (настоящая фамилия: Джугашвили), Иосиф Виссарионович (1878-1953), советский государственный и партийный деятель, диктатор в 1924-1953 гг. Он стал главным героем пьесы «Батум» и адресатом нескольких булгаковских писем. С. родился 6/18 декабря 1878 г. (традиционная дата рождения, укоренившаяся в мифологизированной сталинской биографии и в сознании людей, - 9/ 21 декабря 1879 г.) в г. Гори Тифлисской губернии (ныне - Грузия) в семье грузинского сапожника (мать - осетинка). В 1894 г. окончил Горийское духовное училище и поступил в Тифлисскую духовную семинарию. В 1896 г. начал принимать активное участие в работе марксистских кружков в семинарии, в 1898 г. стал членом группы «Месаме-даси» - первой грузинской социал-демократической организации. В 1899 г. исключен из семинарии в связи с пропагандой марксизма. В апреле 1902 г. за организацию рабочей демонстрации в г. Батуме С. был арестован и осенью 1903 г. выслан на 3 года в Восточную Сибирь, но в начале 1904 г. из ссылки бежал. С. принадлежал к фракции большевиков Российской Социал-демократической Рабочей Партии (в дальнейшем - Российская Коммунистическая Партия (большевиков), Всесоюзная Коммунистическая Партия (большевиков) и Коммунистическая Партия Советского Союза)....
    10. Петровский Мирон: Мастер и город. Киевские контексты Михаила Булгакова. Глава восьмая. Миф о городе и мифологическое городоведение
    Входимость: 1. Размер: 140кб.
    Часть текста: «спусков», по расположению отдельных зданий, стоящих в романном пространстве так же, надо полагать, как в реальном пространстве Киева. И когда горожанин или приезжий турист идет по Киеву, город перелистывается, словно страницы булгаковского романа. Нетрудно установить, что все основные события «Белой гвардии» разворачиваются на отрезке (почти на прямой линии) длиной километра полтора-два, если считать от здания бывшей Александровской гимназии на (тоже бывшем) Бибиковском бульваре, где учился будущий автор «киевского романа» и где в романе размещен артиллерийский дивизион, сцена роспуска которого хорошо памятна каждому читателю «Белой гвардии». «Посмотрите направо, посмотрите налево», – приглашает экскурсовод. Вот здание бывшего Педагогического музея, вот тут помещалась гостиница «Франсуа», вот – за оперным театром – скошенный угол дома, в котором находился «салон мадам Анжу»; здесь, согласно роману, Алексей Турбин записался в дивизион. Дальше – громоздкий корпус управления Юго-Западной железной дороги (оно размещено здесь и сейчас, как во времена булгаковского романа) – через его двор Алексей Турбин вышел к перекрестку у Золотых ворот, где напоролся на...