• Приглашаем посетить наш сайт
    Тургенев (turgenev-lit.ru)
  • Неделя просвещения

    Заходит к нам в роту вечером наш военком и говорит мне:

    - Сидоров!

    А я ему:

    - Я!

    Посмотрел он на меня пронзительно и спрашивает:

    - Ты, - говорит, - что?

    - Я, - говорю, - ничего...

    - Ты, - говорит, - неграмотный?

    Я ему, конечно:

    - Так точно, товарищ военком, неграмотный.

    Тут он на меня посмотрел еще раз и говорит:

    - Ну, коли ты неграмотный, так я тебя сегодня вечером отправлю на "Травиату"!

    - Помилуйте, - говорю, - за что же? Что я неграмотный - так мы этому не причинны. Не учили нас при старом режиме...

    А он отвечает:

    - Дурак! Чего испугался? Это тебе не в наказание, а пользы. Там тебя просвещать будут, спектакль посмотришь, вот тебе и удовольствие.

    А мы как раз с Пантелеевым из нашей роты нацелились в этот вечер в цирк пойти.

    Я и говорю:

    - А нельзя ли мне, товарищ военком, в цирк увольниться вместо театра?

    А он прищурил глаз и спрашивает:

    - В цирк?.. Это зачем же такое?

    Помахал он пальцем.

    - Я тебе, - говорит, - покажу слона! Несознательный элемент! Рыжие... рыжие! Сам ты рыжая деревенщина! Слоны-то ученые, а вот вы, горе мое, неученые! Какая тебе польза от цирка? А? А в театре тебя просвещать будут... Мило, хорошо... Ну, одним словом, некогда мне с тобой долго разговаривать... Получай билет, и марш!

    Делать нечего - взял я билетик. Пантелеев, он тоже неграмотный, получил билет, и отправились мы. Купили три стакана семечек и приходим в "Первый советский театр".

    Видим, у загородки, где впускают народ, - столпотворение вавилонское. Валом лезут в театр. И среди наших неграмотных есть и грамотные, и все больше барышни. Одна было и сунулась к контролеру, показывает билет, а тот ее и спрашивает:

    - Позвольте, - говорит, - товарищ мадам, вы грамотная?

    А та сдуру обиделась:

    - Странный вопрос! Конечно, грамотная. Я в гимназии училась!

    - А, - говорит контролер, - в гимназии. Очень приятно. В таком случае позвольте вам пожелать до свидания!

    И забрал у нее билет.

    - На каком основании, - кричит барышня, - как же так?

    - А так, - говорит, - очень просто, потому пускаем только неграмотных.

    - Но я тоже хочу послушать оперу или концерт.

    - Ну, если вы, - говорит, - хотите, так пожалуйте в Кавсоюз. Туда всех ваших грамотных собрали - доктора там, фершала, профессора. Сидят и чай с патокою пьют, потому им сахару не дают, а товарищ Куликовский им романсы поет.

    Так и ушла барышня.

    Ну, а нас с Пантелеевым пропустили беспрепятственно и прямо провели в партер и посадили во второй ряд.

    Сидим.

    Представление еще не начиналось, и потому от скуки по стаканчику семечек сжевали. Посидели мы так часика полтора, наконец стемнело в театре.

    Смотрю, лезет на главное место огороженное какой-то. В шапочке котиковой и в пальто. Усы, бородка с проседью и из себя строгий такой. Влез, сел и первым делом на себя пенсне одел.

    Я и спрашиваю Пантелеева (он хоть и неграмотный, но все знает):

    - Это кто же такой будет? А он отвечает:

    - Что ж, - спрашиваю, - почему ж это его напоказ сажают за загородку?

    - А потому, - отвечает, - что он тут у них самый грамотный в опере. Вот его для примеру нам, значит, и выставляют.

    - Так почему ж его задом к нам посадили?

    - А, - говорит, - так ему удобнее оркестром хороводить!..

    А дирижер этот самый развернул перед собой какую-то книгу, посмотрел в нее и махнул белым прутиком, и сейчас же под полом заиграли на скрипках. Жалобно, тоненько, ну прямо плакать хочется.

    Ну, а дирижер этот действительно в грамоте оказался не последний человек, потому два дела сразу делает - и книжку читает, и прутом размахивает. А оркестр нажаривает. Дальше - больше! За скрипками на дудках, а за дудками на барабане. Гром пошел по всему театру. А потом как рявкнет с правой стороны... Я глянул в оркестр и кричу:

    - Пантелеев, а ведь это, побей меня бог, Ломбард, который у нас на пайке в полку!

    А он тоже заглянул и говорит:

    - Он самый и есть! Окромя его, некому так здорово врезать на тромбоне!

    Ну, я обрадовался и кричу:

    - Браво, бис, Ломбард!

    Но только, откуда ни возьмись, милиционер, и сейчас ко мне:

    - Прошу вас, товарищ, тишины не нарушать!

    Ну, замолчали мы.

    А тем временем занавеска раздвинулась, и видим мы на сцене - дым коромыслом! Которые в пиджаках кавалеры, а которые дамы в платьях танцуют, поют. Ну, конечно, и выпивка тут же, и в девятку то же самое.

    Одним словом, старый режим!

    Ну, тут, значит, среди прочих Альфред. Тоже пьет, закусывает.

    И оказывается, братец ты мой, влюблен он в эту самую Травиату. Но только на словах этого не объясняет, а все пением, все пением. Ну, и она ему тоже в ответ.

    И выходит так, что не миновать ему жениться на ней, но только есть, оказывается, у этого самого Альфреда папаша, по фамилии Любченко. И вдруг, откуда ни возьмись, во втором действии он и шасть на сцену.

    Роста небольшого, но представительный такой, волосы седые, и голос крепкий, густой - беривтон.

    - Ты что ж, такой-сякой, забыл край милый свой?

    Ну, пел, пел ему и расстроил всю эту Альфредову махинацию, к черту. Напился с горя Альфред пьяный в третьем действии, и устрой он, братцы вы мои, скандал здоровеннейший - этой Травиате своей.

    Обругал ее на чем свет стоит, при всех.

    Поет:

    - Ты, - говорит, - и такая и этакая, и вообще, - говорит, - не желаю больше с тобой дела иметь.

    Ну, та, конечно, в слезы, шум, скандал!

    И заболей она с горя в четвертом действии чахоткой. Послали, конечно, за доктором.

    Приходит доктор.

    Ну, вижу я, хоть он и в сюртуке, а по всем признакам наш брат - пролетарий. Волосы длинные, и голос здоровый, как из бочки.

    Подошел к Травиате и запел:

    - Будьте, - говорит, - покойны, болезнь ваша опасная, и непременно вы помрете!

    И даже рецепта никакого не прописал, а прямо попрощался и вышел.

    Ну, видит Травиата, делать нечего - надо помирать.

    Ну, тут пришли и Альфред и Любченко, просят ее не помирать. Любченко уж согласие свое на свадьбу дает. Но ничего не выходит!

    - Извините, - говорит Травиата, - не могу, должна помереть.

    И действительно, попели они еще втроем, и померла Травиата.

    А дирижер книгу закрыл, пенсне снял и ушел. И все разошлись. Только и всего.

    Ну, думаю, слава богу, просветились, и будет с нас! Скучная история!

    И говорю Пантелееву:

    - Ну, Пантелеев, айда завтра в цирк!

    Ну-с, прихожу я на другой день к военкому и говорю:

    - Позвольте мне, товарищ военком, сегодня вечером цирк увольниться...

    А он как рыкнет:

    - Все еще, - говорит, - у тебя слоны на уме! Никаких цирков! Нет, брат, пойдешь сегодня в Совпроф на Концерт. Там вам, - говорит, - товарищ Блох со своим оркестром Вторую рапсодию играть будет!

    Так я и сел, думаю: "Вот тебе и слоны!"

    - Это что ж, - спрашиваю, - опять Ломбард на тромбоне нажаривать будет?

    - Обязательно, - говорит.

    Оказия, прости господи, куда я, туда и он со своим тромбоном!

    Взглянул я и спрашиваю:

    - Ну, а завтра можно?

    - Ну, а послезавтра?

    - А послезавтра опять в оперу!

    И вообще, говорит, довольно вам по циркам шляться. Настала неделя просвещения.

    Осатанел я от его слов! Думаю: этак пропадешь совсем. И спрашиваю:

    - Зачем, - говорит, - всех! Грамотных не будут. Грамотный и без Второй рапсодии хорош! Это только вас, чертей неграмотных. А грамотный пусть идет на все четыре стороны!

    Ушел я от него и задумался. Вижу, дело табак! Раз ты неграмотный, выходит, должен ты лишиться всякого удовольствия...

    Думал, думал и придумал. Пошел к военкому и говорю:

    - Позвольте заявить!

    - Дозвольте мне, - говорю, - в школу грамоты. Улыбнулся тут военком и говорит:

    - Молодец! - и записал меня в школу. Ну, походил я в нее, и что вы думаете, выучили-таки! И теперь мне черт не брат, потому я грамотный!

    Раздел сайта: