• Приглашаем посетить наш сайт
    Блок (blok.lit-info.ru)
  • Булгаков М. А. ― Венкстерн Н. А., 22-27 июля 1930 г.

    М. А. Булгаков ― Н. А. Венкстерн [439]

    22 июля 1930 года (Мисхор)

    Милая Наталья Алексеевна! [440]— зной. Море, — как и было... Скука даже не зеленая, что-то чудовищное, что можно видеть лишь во сне. В первых числах августа собираюсь обратно.

    3-го августа еду в Москву.

    Примечания

    —1957) — драматург. Ее пьеса «В 1825 году» и инсценировка «Пиквикского клуба», поставленные. МХАТом, пользовались успехом.

    Из протокола заседания режиссерского совещания 7 мая 1932 г. во МХАТе можно узнать, что инсценировка Н. А. Венкстерн «Пиквикского клуба» понравилась И. М. Кудрявцеву, актеру театра, режиссеру В. Г. Сахновскому, завлиту П. А. Маркову. М. А. Булгаков на обсуждении сказал: «Считаю, что в данном случае мы имеем блестящее перенесение на сцену сатирического романа „Диккенса“» (См.: Марков П. А. В художественном театре. Книга завлита. М., 1976, С. 583).

    «Пиквикский клуб» актер и режиссер МХАТа В. Я. Станицын, режиссером-ассистентом был М. А. Булгаков. Премьера — 1 декабря 1934 г.

    «По вечерам нередко к нам приезжала писательница Наталья Алексеевна Венкстерн, — вспоминает Л. Е. Белозерская. — Она уже написала пьесу „В 1825 году“, шедшую с большим успехом во МХАТе 2-м. В ней особенно хороши были Гиацинтова и Берсенев. Московский Художественный театр заказал писательнице инсценировку „Пиквикского клуба“ Диккенса. По Москве тогда пошли слухи, что пьесу написал Булгаков. Это неправда: Москва любит посплетничать. Наташа приносила готовые куски, в которых она добросовестно старалась сохранить длинные диккенсовские периоды, а М. А. молниеносно переделывал их в короткие сценические диалоги. Было очень интересно наблюдать за этим колдовским превращением. Но Наталья Венкстерн была женщина умная и способная: она очень скоро уловила, чего добивался Булгаков.

    „Пиквикский клуб“ был поставлен в МХАТе в 1934 году В. Станицыным. Декорации в стиле старинной английской раскрашенной гравюры написал П. Вильямс, музыку — Н. Сизов. Некоторые песенки до сих пор еще звучат в моей памяти: „Здравствуй, дом, прощай, дорога“, — много раз напевали москвичи...»