• Приглашаем посетить наш сайт
    Культурология (cult-lib.ru)
  • Булгаков М. А. ― Ермолинскому С. А., 14 июня 1936 г.

    М. А. Булгаков ― С. А. Ермолинскому [767]

    14. VI. 36 г. Москва

    По возвращении в тощей пачке писем нашел, к большому удовольствию, твое, дорогой Сережа!

    Привет Марике и тебе!

    Синоп ты описал чудесно, и мне мучительно хочется увидеть море.

    Киев настолько ослепителен, что у меня родилось желание покинуть Москву, переселиться, чтобы дожить жизнь над Днепром.

    Надо полагать, что это временная вспышка, порожденная сознанием безвыходности положения, сознанием, истерзавшим и Люсю и меня.

    Интереснейшая реакция получилась, когда я сказал о своем проекте кое-кому из МХАТа. У всех одинаково: взор диковатый, встревоженный; и полное неодобрение. Как будто я сказал что-то даже неприличное. С большим интересом я наблюдал собеседников!

    О гастролях писать не хочется, устал от театра. «Турбиных» привезли и играют без петлюровской картины [768].

    Марков сказал Люсе, что в прессе о «Турбиных» решено не писать.

    Одну гастрольную сценку, впрочем, опишу я.

    В Управлении по охране авторских прав (Киевском) я условился о получении аванса. Все было согласовано с очаровательною любезностью. Приходите такого-то числа, кроме того, такой-то вас известит. Очень хорошо.

    Однако такой-то такого-то числа не известил. Приходим на следующий день. Что за оказия? Не те лица. То есть люди те же, но лица у них перевернутые. А где такой-то?

    Заболел.

    Жаль, но пожалуйте обещанные деньги. Во взорах — мрак!

    Наконец выдавливают из себя фразу:

    — Верно ли, что «Турбиных» снимают?

    Вздрогнул. Что отвечать? Что? Что это вздор? А «Мольер»?

    Говорю, что слышу об этом впервые, но полагаю, что этого быть не может.

    Денег, как сам понимаешь, в тот день я не получил.

    Просили прийти завтра.

    Приходим на другой день. Опять метаморфоза! Все на месте. Ясные лица, приветливые глаза. Пожалуйте в кассу, распишитесь и прочее. Заболевший выздоровел.

    Спрашиваю — кто распустил дрянной слух?

    Жмутся. Говорю, что хотелось бы полюбоваться на автора этой работы.

    Улыбки.

    — Да вы только что на него полюбовались! Вы с ним разговаривали. Хи-хи!

    — Позвольте познакомиться с вами, товарищ Булгаков. Я в таком восхищении от «Турбиных», что хотел подойти к вам на спектакле, да момента не мог улучить. Ах, какая чудная пьеса! Ах...

    Комплименты, рукопожатия и прочая чушь собачья. Спрашиваю, с кем имею удовольствие. Оказывается, литератор, фамилия неразборчива, написал «Укразию».

    Выражаю чувство огорчения, что не знаю этой вещи.

    Симпатяга, окатив меня на прощание комплиментами, смывается. Оказывается, что это он явился в УЗАП и соврал, что «Турбиных» снимают. Из-за него шептались, бегали, ездили проверять.

    Ушли мы. Люся сказала:

    — Так жить больше нельзя.

    Когда поезд отошел и я, быть может, в последний раз глянул на Днепр, вошел в купе книгоноша, продал Люсе «Театр и драматургию» № 4.

    Вижу, что она бледнеет, читая. На каждом шагу про меня [769]. Но что пишут!

    Особенную гнусность отмочил Мейерхольд. Этот человек беспринципен настолько, что чудится, будто на нем нет штанов. Он ходит по белу свету в подштанниках.

    Да, она права. Так жить больше нельзя, и так жить я не буду.

    Я все думаю и выдумаю что-нибудь, какою бы ценою мне ни пришлось за это заплатить.

    Твой Михаил.

    Примечания

    [767] Независимая газета, 1996, 25 января. Печатается и датируется по первой публикации.

    «Сегодня приехали из Киева. Утешающее впечатление от города — радостный, веселый. Мы останавливались в „Континентале“ ― очень хороший номер. Портили только дожди.

    „Турбиных“ играют без петлюровской сцены

    В первый раз их сыграли четвертого...»

    [769] «... Какой-то негодяй распространил слух, что „Турбиных“ снимают, отравив нам этим сутки.

    Оказалось — неправдой.

    — я купила „Театр и драматургию“, где в передовой „Мольера“ называют „низкопробной фальшивкой“, и еще несколько мерзостей, в том числе подлая выходка Мейерхольда по адресу М. А.»

    Журнал «Театр и драматургия» (1936, № 4) оперативно по указанию свыше опубликовал материалы под заголовком «Против формализма и натурализма». В передовой статье «Свежий ветер» говорилось о «низкопробной фальшивке» — «Мольере», которая была поставлена во МХАТе. Мейерхольд присоединился к этому хору развязных критиков: «Весь мой творческий путь, вся моя практика есть не что иное, как развернутая самокритика. Я никогда не приступаю к новому своему сочинению, не освободившись от плена последнего своего труда. Биография подлинного художника — это биография человека, беспрерывно раздираемого недовольством самим собой... Мастер всегда строг к себе...»

    Вот почему ему приходится бороться с «мейерхольдовщиной», расплодившейся особенно в Ленинграде и в Москве. Нет ничего для него страшнее, чем «плохо понятый Мейерхольд». Вот и Горчаков в «Мольере» «ухитрился протащить мейерхольдовщину, но дал это на идейно порочном материале».

    «Этот театр начинает искать таких авторов, которые, с моей точки зрения, ни в какой мере не должны быть в него допущены. ».

    Раздел сайта: