• Приглашаем посетить наш сайт
    Ахматова (ahmatova.niv.ru)
  • Булгаков М. А. — Шапиро Р. А., 16 марта 1932 г.

    4

    М. А. Булгаков — Р. А. Шапиро

    Москва, 16 марта 1932 г.

    Многоуважаемый Рувим Абрамович!

    Подтверждаю получение мною четырехсот (400) рублей, согласно п. 4 нашего договора на «Войну и мир».

    Также подтверждаю получение Вашего письма от 14 III <19) 32 г.,1 в котором Вы извещаете меня об отклонении «Мольера» и освобождении меня от обязательств, принятых мною по договору о «Мольере».

    Относительно моей поездки в Ленинград, к сожалению, ничего пока сказать не могу: занят репетиционными работами в МХТ.

    Уважающий Вас

    Примечания

    Машинопись через 1.5 интервала, 2-й экземпляр; подчеркнуто красным карандашом; подписи нет.

    1 Машинописная копия письма Р. А. Шапиро М. А. Булгакову сохранилась в архиве театра и была передана в ЛГАЛИ, ф. 268, on. 1, ед. хр. 63, л. 9. В левом верхнем углу печать: Н. К- П. Государственный Большой драматический театр. 14 марта 1932 г. № 501.

    14 марта 1932 г.

    Глубокоуважаемый Михаил Афанасьевич!

    К моему большому сожалению, должен уведомить,Вас о том, что Худполитсовет нашего театра отклонил «Мольера». Наши протесты по этому поводу перед вышестоящими организациями не встретили поддержки. Нам неизвестно, как решится этот вопрос в будущем году при составлении нового репертуарного плана, но в этом году я считаю необходимым освободить Вас от обязательств, принятых Вами по договору с нами.

    О «Войне и мире» ждите сообщений через некоторое время.

    Не будете ли Вы в ближайшее время в Ленинграде?

    Было бы хорошо с Вами лично поговорить.

    Уважающий Вас

    Машинописная копия, подписи нет.

    Как уже отмечалось, договор на постановку «Мольера» был заключен 12 октября 1931 г. В начале ноября Е. И. Чесноков сообщает М. А. Булгакову о ходе работы над спектаклем: «(. . .) Теперь наши новости: ставит ,,Мольера" наш главный режиссер К. К- Тверской, художник М. 3. Левин. Мольера играет И. Ф. Монахов, Бутона — В. Я. Софронов, Людовика — Кровицкий. Напишу подробнее о распределении в ближайшие дни. 5-го сего ноября „Мольер" читается'на репертуарно-производственном секторе нашего худ. -полит. совета. Напишите, уважаемый Михаил Афанасьевич, когда собираетесь к нам в Ленинград. Нужно бы использовать Ваш приезд для зачитки ,,Мольера“ на более широкой аудитории. Пока всего хорошего. Пишите. Поздравляю с литерой ,,Б“.

    Привет Любови Евгеньевне

    Уважающий Вас [Чесноков]»

    (ф. 268, on. 1, ед. хр. 63, л. 2).

    На состоявшемся заседании репертуарно-производственного сектора Художественно-политического совета (ХПС) ГБД'Г, посвященном обсуждению «Мольера», мнения членов совета разделились. Выступавшие против постановки пьесы (Костромин, Марголина, Шостак, Зельцер и председатель ХПС П. С. Горенбург) выдвигали следующие доводы: «в пьесе не отражен сегодняшний день», пьеса «не дает полноценной картины нашего строительства», пьеса «не отражает укрепления социализма нашей стройки». Выступившие в поддержку пьесы Р. А. Шапиро, К. К- Тверской, А. В. Шубин и др. не смогли собрать большинства голосов. И в связи с тем, что мнения участников дискуссии разделились поровну, было решено вопрос о постановке «Мольера» вынести на Пленум ХПС, который состоялся 19 ноября 1931 г. После обсуждения «Мольера» на репертуарно-производственном секторе ХПС 11 ноября в «Красной газете» появилась заметка Вс. Вишневского, в которой он писал: «Театр, „многажды“ заверявший общественность в своем желднии выдвигать пролетдраматургов, принял к постановке пьесы ,,Мольер“ Булгакова и ,,3автра“ Равича. Идейно-творческая позиция Булгакова известна по „Дням Турбиных14 и „Дьяволиаде“ (. . .) Ну, так кто же вы творчески, товарищи из ГБДТ? С кем вы идете? Скажите в дружеской дискуссии, как принципиально совместить мейерхольдовскую выставку, мхатовский натурализм (в спектакле „Дело чести“) и пьесы Булгакова и Равича?». (Цит. по: Бурмистров А. «Асто- рия», № 430. Михаил Булгаков в Ленинграде // Нева. 1987. № 12. С. 194. Подробнее о выступлении Вс. Вишневского и реакции М. А. Булгакова на его заметку и последовавшие за этим другие публикации, в том числе карикатуру на него, см.: Письма М. А. Булгакова П. С. Попову//Новый мир. 1987. № 2. С. 163—165). Премьера спектакля «Дело чести» Микитенко состоялась 6 ноября

    «Завтра», о которой упоминает Вс. Вишневский, состоялась 31 марта 1932 г. Выступая на Пленуме ХПС 20 февраля

    1932 г., один из ведущих актеров ГБДТ В. Я. Софронов сопоставил именно эти две пьесы, подвергшиеся столь резким нападкам. Он сказал: «Для того чтобы доказать неправильность линии автора пьесы и линию театра, критики занимают неправильные позиции: называют свои статьи бульварными названиями, сравнивают т. Равича с Булгаковым и т. д.» (ЛГАЛИ, ф. 268, on. 1, ед. хр. 71, л. 3). Как видим, сопоставление здесь Равича с Булгаковым было сделано не в пользу последнего.

    После выступления в печати Вс. Вишневского ход обсуждения «Мольера» на Пленуме ХПС 19 ноября был заранее предрешен. Несмотря на попытки со стороны дирекции театра дать пьесе объективную оценку (Р. А. Шапиро поддержал зав. культ(урно)-массовым сектором С. К- Абашидзе), большинство присутствующих было настроено против постановки. Пленум решил пьесу «Мольер» в своем репертуаре не оставлять (ЛГАЛИ, ф. 268, on. 1, ед. хр. 68, л. 6—7).

    Р. А. Шапиро, будучи не согласным с решением Пленума ХПС, заявил о своем особом мнении и поставил в известность присутствующих, что приложит все усилия, «чтобы с разрешения Ленискусства поставить эту пьесу в ГБДТ» (Там же, л. 7).

    «Мольера» может свидетельствовать и тот факт, что в адрес директора ГПБ и директора Эрмитажа были отправлены официальные письма с просьбой оказать содействие в получении на время подготовки спектакля иконографических материалов, критических работ и исследований об эпохе Людовика XIV и Франции XVII в. (ЛГАЛИ, ф. 268, on. 1, ед. хр. 63, л. 4, 6). Причем, если первое письмо датируется 17 ноября, то второе было отослано 22 ноября, т. е. спустя 3 дня после Пленума ХПС.

    Чтобы нейтрализовать возможные попытки Р. А. Шапиро оставить пьесу М. Булгакова в репертуаре, руководство ХПС направило выписку из протокола заседания пленума в адрес Ленискусства. Отказ ставить «Мольера» мотивировался следующими причинами:

    «1. „Мольер“ Булгакова является поверхностной, неглубокой пьесой о жизни, личных переживаниях и трагической смерти писателя и актера Мольера.

    2. Пьеса не отражает подлинной, исторической сущности мольеровской эпохи, в ней нет показа классовых сил, действовавших на исторической арене того времени, нет борьбы нарождающегося и крепнущего класса буржуазии против абсолютизма и духовенства.

    3. „Мольер“ Булгакова ни в какой мере не показывает даже Мольера как борца, бичующего в своих сатирических произведениях ханжествующий клерикализм» (ЛГАЛИ, ф. 268, on. 1, ед. хр. 68, л. 8).

    «Мольера» признается в выписке из протокола Пленума ХПС, отправленной в Ленискусство, где говорится: «Художественные и литературные достоинства „Мольера44 Булгакова и его ценность, как высококачественный материал для работы актера, не могут являться решающим моментом к постановке пьесы ,,Мольер“ в ГБДТ» — ЛГАЛИ, ф. 268, on. 1, ед. хр. 68, л. 8), а, скорее, «требованиями показа на сцене театров процессов революционного обновления, торжества идей Ленина—Сталина, их конкретного воплощения в повседневной жизни». В этом отношении много может прояснить «Краткая пояснительная записка к репертуарно-производственному плану ГБДТ на 1931 год», разработанная в соответствии с «художественно-политической установкой»:

    «I. Тематический план репертуара на 1931 год в основном определяется теми заданиями, которые намечены театром в его пятилетием плане. Продолжая свою основную линию на советскую драматургию, театр намечает темы:

    1. Социалистическое строительство — ,,Линия огня“.

    2. Соцсоревнование и ударничество — „Декада".

    3. Гражданская война (историко-революционный цикл) — „Патетическая соната".

    4. Расслоение и эволюция интеллигенции — „Список благодеяний".

    — (заказ).

    6. Революционное движение на Западе — „На Западе без перемен".

    7. Оборона СССР» (ЛГАЛИ, ф. 268, on. 1, ед. хр. 67, л. 3).

    Как видим, из этого списка тем только две графы остались незаполненными — 5 и 7. Но пьеса Булгакова вряд ли могла бы войти в это прокрустово ложе социального заказа. Несколько далее, на л. 13, дана краткая аннотация пьес, пользовавшихся поддержкой ХПС и удовлетворяющих строгим вкусам театральных критиков. Вот некоторые из них (в скобках приводятся даты премьер, указанные в кн.: Ленинградский государственный Большой драматический театр им. М. Горького. XV. Октябрь. Сборник материалов. Л., 1932. С. 88): «Пипы Суринамские». Пьеса на тему о перестройке быта в связи с непрерывкой. Премьеры 12 01 <19)31 (12 01 <19)30).

    <19)31 (26 03 <19)31).

    Пьеса на антирелигиозную тему. Премьера 12 02 <19)31 (24 03 <19)30).

    <19)31 (дата премьеры не указана).

    Раздел сайта: