24
Е. И. Замятин — М. А. Булгакову
3 ноября 1933.
Париж.
Дорогой Мольер Афанасьевич,
я задержался с ответом на Ваше милое письмо для того, чтобы иметь возможность поздравить Вас одновременно с Октябрьской годовщиной — и с новым семейным очагом. Ах, молодежь, молодежь! Ах, ветрогоны!
Когда-то я был вроде Вас, а теперь вот наказан за. грехи: два месяца пролежал в постели с жестоким ишиасом в левой ноге. И такая обида: это случилось чуть ли не накануне поездки в Италию, на Комо — уж виза была в кармане — и, вместо Комо, в кровать. . . Впрочем, теперь уже встаю, выхожу, езжу на репетиции.
На какие репетиции? Как, разве я ничего Вам не сказал? Ну, конечно, — «Блоха»,1 а вернее — «La Рисе», ибо нашлись искусники, которые умудрились перевести это на французский, и смельчаки, которые это ставят. Я говорю — смельчаки, потому что «Блоха» выпрыгивает из здешнего нерушимого адюльтерного канона. Пойдет «Блоха» в конце ноября — для открытия спектаклей нового «авангардного» «Theatre des Artisans», в декорациях Юрия Анненкова.2
Ame slave здесь вообще в моде. Один из лучших парижских драматургов — Деваль 3 — написал пьесу «Tovarisch» из парижско-русского быта с участием большевика. . . Что за клюква! И ничего — фрунцузы глотают и похваливают. А вот когда им показали «Бронепоезд» 4 прошлой зимой, они фыркали в самых драматических местах, вообще — не поняли, и пьесу быстренько сняли (правда, актеры — особенно «les moujiks russes» — были ужасны).
Летом видел здесь «Турбиных» одного из небезызвестных Вам мольеров, в исполнении так называемой «пражской группы». За исключением превосходного Мышлаевского — все остальные. . . — Вы бы не досидели до конца.
Зато, надеюсь, Вы вполне удовлетворены тем, как идет работа по постановке «Бега» и «Мольера».5 Желаю Вам успеха.
делать! Не забывайте, пишите.
Ваш Евг. З(амятин).
Примечания
1 См. письмо 13, примеч. 3.
Анненков Юрий Павлович (1889—1974) —русский театральный художник, живописец, график. С 1924 г. жил во Франции.
3 Деваль Жак (1890—?) — автор мелодрам, пользовавшихся успехом у буржуазно-мещанской публики. В пьесе «Товарищ» карикатурно изобразил посланца Страны Советов и в скорбных тонах рассказал о печальной участи потомков русской императорской фамилии.
4 «Бронепоезд 14-69».
Запрещенный в 1929 г. «Бег» был впервые инсценирован лишь после смерти писателя — в 1957 г. (Волгоградский драматический театр). Репетиции пьесы «Мольер» начались в МХАТе весной 1932 г.