• Приглашаем посетить наш сайт
    Гоголь (gogol-lit.ru)
  • Дневник Елены Булгаковой
    1933 год

    Дневник 1933–1940

    1933

    Дневник Елены Булгаковой 1933 год

    1 сентября.

    Сегодня первая годовщина нашей встречи с М. А. после разлуки.

    Миша настаивает, чтобы я вела этот дневник. Сам он, после того, как у него в 1926 году взяли при обыске его дневники, — дал себе слово никогда не вести дневника. Для него ужасна и непостижима мысль, что писательский дневник может быть отобран.

    4 сентября.

    Вчера и сегодня у нас обедали приехавшие из Ленинграда Николай и Дина Радловы. Он — блестящий собеседник, сложный человек. Очень злой.

    5 сентября.

    Днем были в МХТ на генеральной — «Таланты и поклонники». Миша уехал домой после второго акта.

    — А что мне говорить?

    — А ты скажи: мы завсегда вами очень благодарны, только подлостев таких мы слушать не желаем.

    Вечером у нас Яков Л. Леонтьев, Оля с Калужским. Уговаривали М. А. придти завтра на «Турбиных» — будет Эррио, который просил поставить завтра эту вещь. Миша отказывался. За ужином занимались тем, что подыскивали из разных пьес фразы для Н. В. Егорова. Придумали: поставить «Горе от ума», Егоров — Фамусов. Говорит про Леонтьева: «В швейцары произвел ленивую тетерю…» (Калужский показывал, картавя, как Егоров).

    6 сентября.

    М. А. получил из Театра официальный вызов на спектакль. Ушел. Я — дома. Звонок телефонный Оли:

    — Ну, Люся, ты должна все простить Владимиру Ивановичу (у меня к нему счет за М. А.). Знаешь, что он сделал?! Спектакль сегодня идет изумительно, по-моему, никогда так не играли. Может быть, оттого, что смотрит Вл. Ив. Ну, и Эррио, конечно… Уже после первого акта Эррио стал спрашивать про автора, просил познакомить, но Мака куда-то исчез. После «Гимназии» Вл. Ив. увидел Маку в ложе, стал выманивать. Мака с Судаковым подошли. Эррио, Литвинов, Альфан, мхатовцы — в первом ряду. После знакомства, видя внимание публики ко всему этому, Вл. Ив. сделал жест, знаешь, такой округлый, как он всегда делает, и сказал интимно, но так, что вся публика услышала: «А вот и автор спектакля», — и тут все зааплодировали в театре, была настоящая овация. Мака очень хорошо кланялся. Эррио в восторге от спектакля. Вл. Ив. тоже: «Это настоящий художественный спектакль. Замечательная пьеса и замечательная игра актеров». На принос Николки Вл. Ив. не пошел: «Если пойду, заплачу непременно»… Вообще, подъем необыкновенный в Театре…

    Тут подошел домой Миша, рассказал мне: моментально вынырнул переводчик. М. А. отказался. Эррио — «Mes compliments…»[1] Спросил, писал ли М. А. по документам?

    — На основании виденного.

    — Talberg est un traitre?[2]

    — Конечно.

    — Кто такие петлюровцы?

    (Со стороны — вопрос: сколько вам лет?)

    — Скрываю…

    Вопрос Литвинова: какие пьесы вы еще написали?

    — «Зойкину квартиру», «Мольера»…

    Эррио:

    — Были ли когда-нибудь за границей?

    — Jamais[3].

    Крайнее удивление.

    — Mais pourquoi?![4]

    — Нужно приглашение, а также разрешение Советского правительства.

    — Так я вас приглашаю!

    Звонки.

    — Au revoir[5]

    В следующем антракте Немирович задумчиво:

    — Может быть, я сделал политическую ошибку, что вас представил публике?

    — Нет.

    7 сентября.

    Звонок некоего Л. Канторовича (журналиста). Просит разрешения придти.

    8 сентября.

    — Михаил Афанасьевич должен как-то о себе напомнить…

    Настойчивые советы каких-то писем, желание напечатать отрывок из биографии Мольера, акт из пьесы, просьба ответить на анкету о Салтыкове-Щедрине.

    Оставил печатную анкету. М. А. вяло согласился.

    9 сентября.

    В 12 часов дня во МХАТе Горький читал «Достигаева». Встречен был аплодисментами, актеры стояли. Была вся труппа. Читал в верхнем фойе.

    Горький:

    — Я прямо оглох от аплодисментов. У меня ухо теперь отзывается только на крик «Ура!»

    В антракте у М. А. встреча с Горьким и Крючковым. Крючков сказал, что письмо М. А. получено (от 5 августа, что ли?), что Алексей Максимович очень занят был, как только освободится…

    — А я думал, что Алексей Максимович не хочет принять меня.

    — Нет, нет!

    По окончании пьесы аплодисментов не было.

    Горький:

    — Ну, говорите, в чем я виноват?

    Немирович:

    — Ни в чем не виноваты. Пьеса прекрасная, мудрая.

    Москвин сказал, что Горький прекрасно читает и так и надо играть все роли, как он читает.

    Сахновский что-то просил разъяснить, и Горький рассказал массу всяких политических и иных происшествий, чтобы объяснить своих героев.

    Наверху, в предбаннике, у Олиной конторки, Афиногенов М. А. -чу:

    — Читал ваш «Бег», мне очень нравится, но первый финал был лучше.

    — Нет, второй финал лучше. (С выстрелом Хлудова.)

    Взяли чай, пошли в кабинет Маркова. Афиногенов стал поучать, как нужно исправить вторую часть пьесы, чтобы она стала политически верной.

    Судаков:

    — Вы слушайте его!! Он — партийный!

    Афиногенов:

    — Ведь эмигранты не такие…

    М. А.:

    — Это вовсе пьеса не об эмигрантах, и вы совсем не об этой пьесе говорите. Я эмиграции не знаю, я искусственно ослеплен.

    Афиногенов пропустил мимо ушей.

    В конце разговора М. А. сказал:

    — То есть, другими словами, переводя нашу речь на европейский язык, вы хотите, чтобы я из Чарноты сделал сукиного сына?

    Судаков:

    — Сутенер он, сутенер!!

    Афиногенов разрабатывает закон, что пьеса будет давать авторские только пять лет.

    М. А.:

    — Ну, тогда я знаю, что мне делать…

    Афиногенов:

    — Нет, нет! Пять лет со дня опубликования закона! А что, что вы бы сделали?

    12 сентября.

    Вчера М. А. был у Пати Попова. Кроме них с Аннушкой (Толстой) был профессор Гудзий и еще кто-то. Аннушка пела под гитару. М. А. все просил цыганские вальсы — ищет для «Бега».

    «Беге». Немирович сказал, что не знает автора упрямей, чем Булгаков, что на все уговоры он будет любезно улыбаться, но ничего не сделает в смысле поправок. Что Владимир Иванович, например, находит сцену в Париже лишней, а Афиногенов сказал, что — нет, ему эта сцена нравится, а вот вторая часть пьесы не годится… Тут я что-то сказала про них обоих — и Оля с воплем: «Я уйду! С тобой невозможно разговаривать!» — кинулась в переднюю. Потом — постепенное примирение, благодаря М. А.

    13 сентября.

    Письмо из Парижа от брата Мишиного Николая — относительно «Зойкиной квартиры».

    14 сентября.

    М. А. вызван в 4 часа в Театр в Комиссию по устройству программы в день 35-летия МХАТ. Леонтьев, Марков, Топорков, Яншин, Станицын, Ливанов, Вл. Баталов. М. А. предложил не ставить спектакля в этот день, а то ничего не выйдет. Говорят — нельзя. Кто-то предложил — маскарад. Общее веселье по этому поводу.

    Юбилей хотят сделать торжественно, говорят, ждут Правительство.

    Вечером — звонок Гаврилова, режиссера из Ашхабада. С этим было так: пришла как-то телеграмма из Ашхабада — дайте «Турбиных».

    — Пьют, наверно, вторую неделю.

    — А, может, послать?

    — Ты с ума сошла.

    Опять — телеграмма.

    — Я пошлю ответ — пусть пришлют две тысячи за право постановки. А вдруг…

    — Можешь. Даже двадцать две. Ведь они все равно прочитать не сумеют, голубчики.

    Пришли две тысячи. Послала экземпляр.

    — Ну, ясно, заметут их. Эх, втянула ты меня в историю.

    Через несколько времени — телеграмма — приглашают на премьеру — 17 марта.

    А теперь вот звонит — в Москве.

    15 сентября.

    Около 11 часов вечера появился Гаврилов. М. А. не было дома. Мы разговаривали с Гавриловым через окно (которое во дворик выходит), он не входил. Привез программу «Турбиных» в Ашхабаде. Спектакль шел, кажется, тринадцать раз. Говорит, хороший состав, некоторые роли — лучше, чем в Москве. Потом в газете яростная статья. Вскоре его вызвали в ответственное место. Прямо, говорит, шел, трясся, вдруг какие-нибудь неприятности по поводу «Турбиных».

    — У вас идет булгаковская пьеса?

    — Так вот, мы хотим ее посмотреть. Нас — двенадцать товарищей.

    Ожил.

    Тем не менее, вскоре сняли. А у них уже было приглашение в Баку на двадцать спектаклей и еще куда-то, кажется — Тифлис, тоже двадцать.

    17 сентября.

    Опять журналист Канторович — все те же предложения, уговоры, пишите пьесу, пишите сценарий — детский, звериный, что хотите. Дайте сведения биографические для какого-то фельетон-бюро для заграницы.

    — Никаких автобиографических сведений принципиально не дам. Писать не буду, устал и не уверен, что поставят. Насчет «Мольера» говорите с Еленой Сергеевной.

    Вечером М. А. читал две главы романа Коле Л.

    19 сентября.

    Дежурство М. А. на «Нашей молодости» в качестве режиссера.

    20 сентября.

    Была в МХТ. Яков Л. устроил в своем кабинете встречу мою с ленинградскими директорами Шихматовым и Тельсоном — неожиданно для них. Яков, как всегда, умно повел разговор, и они дали подписку, что уплатят все деньги до 15 октября (за летние гастроли). Подписку заверили в Театре, и я ее отвезла во Всероскомдрам. Неужели эти жулики действительно отдадут?

    21 сентября.

    Вечером пришла Н. А. Экке, принесла экземпляр мольеровской биографии, задержавшийся у нее после запрещения. Рассказывала: какой-то партийный работник из «Academia» говорил:

    — Вы дураки будете, если не напечатаете. Блестящая вещь. Булгаков великолепно чувствует эпоху, эрудиция громадная, а источниками не давит, подает материал тонко.

    22 сентября.

    Миша у Поповых, а я перетаскиваю книги в столовую — в кабинете сырость, погибают.

    23 сентября.

    Было общее собрание жильцов корпуса А, опять откладывается стройка. На собрании М. Залка и Шкловский сводили счеты.

    24 сентября.

    Днем — «Турбины». Дети в первый раз смотрели.

    — Первоклассная пьеса. На ять.

    Сергей:

    — Во — пьеса! Если бы еще три действа были, все пересмотрел бы.

    Вечером у нас: Оля, Калужский, Любаша, которая сегодня переехала в отделанную для нее комнату — рядом с нами.

    Дневник Елены Булгаковой 1933 год

    Кабинет М. А. Булгакова. Большая Пироговская улица, 35а. Конец 20-х годов. Фото Н. Ушаковой

    27 сентября.

    Миша читал Коле Л. новые главы романа о дьяволе, написанные в последние дни, или, вернее, — ночи.

    28 сентября.

    Уговоры Канторовича дать фильм «Бубкин». Я ему как-то рассказала, что М. А. каждый вечер рассказывает Сергею истории из серии «Бубкин и его собака Конопат». Бубкин — воображаемый идеальный мальчик, храбрец, умница и рыцарь. Его приключения. Вечером, когда Сергей укладывается, Миша его спрашивает: «Тебе какой номер рассказать?» — «Ну, семнадцатый». — «Ага. Это, значит, про то, как Бубкин в Большой театр ходил с Ворошиловым. Хорошо». И начинается импровизация. Канторович говорит, что есть чудесный мальчишка для роли Бубкина. Пишите!

    Но М. А. занят романом, да и не верит в действительность затеи.

    1 октября.

    Письмо из Риги от Гришина, с распиской мамы, выдал ей 26 лат. Думаем, что честность объясняется заинтересованностью в «Беге» — все о нем пишет.

    3 октября.

    Вчера чудесный вечер у Леонтьевых.

    Письмо из Рима от какой-то Резневич. Переводит на итальянский «Мольера».

    От брата Николая из Парижа письмо — скоро вышлет французский перевод «Зойкиной». Пишет, что скоро в Москву поедет его шеф, известный бактериолог, профессор Felix d'Herelle.

    5 октября.

    В 6.30 в верхнем фойе Немирович беседовал с драматургами и критиками. Миша называл мне Всев. Иванова, Файко, Всев. Вишневского, Ромашова и т. д. Миша сидел рядом с Афиногеновым. Вл. Ив. высказывался в таком духе, что критик не должен быть внутри театра, входить органически в его жизнь, — тогда он перестанет быть беспристрастным критиком.

    М. А. — Афиногенову:

    — Бачелиса не должно быть в театре. А кстати, он тут?

    Оказалось, сидит рядом с Афиногеновым.

    Ольга Леонардовна обратилась к М. А. — пусть драматурги ходатайствуют о перенесении могилы Чехова, так как она очень разрушается, плохо охраняется. М. А. тут же поговорил об этом с Афиногеновым.

    После антракта и чаепития выступал Вишневский. Начал с заявления, что Булгаков плохо сделал инсценировку «Мертвых».

    Вечером мы были у Поповых — М. А. читал отрывки из романа. Вернулись на случайно встретившемся грузовике.

    Семейный день. Оля и мой Женюша (прокурор — как его называет Миша).

    7 октября.

    Немирович смотрел «Мертвые души», хвалил спектакль:

    — Вполне мхатовский. Вот, разве, чтеца недостает.

    — Да я же три раза давал варианты с чтецом!

    — Да, да… впрочем, все равно, спектакль хороший…

    8 октября.

    Днем приходила бывшая жена И. Лежнева — Альтшулер, просила М. А. пьесы для театра «Гилд» в Нью-Йорке. М. А. отказал.

    Вечером М. А. был дежурным по спектаклю «В людях» в филиале. Пошли. Какой актер Тарханов! Выдумал трюк — в рубашке до пят — делает реверансы, оскорбительные — молодому Пешкову.

    Вечером у нас: Ахматова, Вересаев, Оля с Калужским, Патя Попов с Анной Ильиничной. Чтение романа. Ахматова весь вечер молчала.

    11 октября.

    М. А. продиктовал мне страничку о Салтыкове-Щедрине — второй вариант. Первый — написанный в форме почти односложных ответов на анкетные вопросы, Канторович вернул с нижайшей просьбой переделать.

    В Театре днем совещание по музыке к «Бегу»: Судаков, Лев Книппер, Влад. Ал. Попов, Сухарев, Лесли, М. А. — Разобрали первую картину — «Монастырь».

    Утром звонок Оли: арестованы Николай Эрдман и Масс. Говорит, за какие-то сатирические басни. Миша нахмурился.

    Днем — актер Волошин, принес на просмотр две свои пьесы.

    Играли в блошки — последнее увлечение.

    Ночью М. А. сжег часть своего романа.

    Из журнала «Театр и драматургия» просят отрывки из биографии Мольера. (Работа, что ли, Канторовича?)

    14 октября.

    Позвонила по этому поводу в редакцию «Жизнь замечательных людей» — освободите рукопись. Экке мила, просит отсрочки. Тихонов уехал, его заменяет Каменев — надо дать ему прочесть.

    15 октября.

    «Бегу».

    М. А. говорил:

    — Важно правильно попасть, то есть чтобы музыкальные номера не звучали слишком вульгарно-реально, а у МХАТа этот грех есть, — и в то же время, чтобы не загнуть в какую-нибудь левизну, которая и нигде-то не звучит, а уж особенно во МХАТе.

    Но Судаков как будто начинает понимать, что такое сны в «Беге». Хочет эпиграфы к каждой картине давать от живого лица, передать это, например, Прудкину-Голубкову. М. А. говорит — мысль неплохая, но вряд ли удастся во МХАТе.

    Может быть, Судаков и доведет на этот раз до конца «Бег».

    У нас: милейший Яков Леонтьевич со своими, Оля, Калужский, Яншин. При каком-то разговоре медицинского направления М. А. спрашивает Арендта (хирурга):

    — Вы знаете, что такое аневризма?

    Пауза. Дикий хохот за столом.

    — Миша, ты нахал.

    — Режиссер МХАТа не может быть нахалом.

    17 октября.

    С М. А. на «Дядюшкином сне».

    18 октября.

    Тут же кто-то рассказал, что Эрдмана высылают в Енисейск на три года. Кроме того, педераста Алексеева (конферансье) — на 10 лет. Будто бы Юрьев получил внушение.

    19 октября.

    Опять — на стройке. М. А. волнуется — только бы переехать.

    20 октября.

    — насчет почек — болели некоторое время. Но, говорят, все в порядке.

    Я — к Снегиреву, глазнику.

    21 октября.

    Мой день рожденья — у нас Калужские.

    22 октября.

    23 октября.

    День рожденья Сергея, ему семь лет минуло.

    — А я даже не чувствую, что мне семь лет. Мне все кажется, что как было, так и осталось шесть.

    Был, конечно, Женюша.

    Под утро видела сон: пришло письмо от папы из Риги, написанное почему-то латинскими буквами. Я тщетно пытаюсь разобрать написанное — бледно.

    В это время Миша меня осторожно разбудил — телеграмма из Риги. В ней латинскими буквами: papa skonchalsia.

    27 октября.

    Юбилей МХАТа. Днем там было заседание — только МХАТ. Речь Немировича. Потом — пришли другие театры, друзья — с поздравлениями. Вечером, по подписке, банкет в «Ново-Московской». М. А. не захотел пойти, я — тем более.

    Оля говорила по телефону, что и юбилей и банкет прошли исключительно хорошо.

    У нас к обеду — Радловы, Николай и Дина.

    Вечером — Коля Л. Чтение романа. Часов в десять — двое молодых людей — научные работники — физики. Написали пьесу. М. А. обещал помочь советами.

    31 октября.

    — режиссерское совещание.

    Вчера на спектакле «Турбиных» был Молотов. Немирович специально приезжал в Театр. Оля:

    — Молотов сказал — очень хорошо играют. Ну, конечно, когда актеры узнали, что приехал Владимир Иванович, они так подтянулись, так хорошо стали играть…

    1 ноября.

    Позвонил писатель Буданцев, что физиолог Брюхоненко, — который работает по вопросу об оживлении мертвого организма и делает опыты с отрезанной собачьей головой, — хотел бы очень познакомиться с М. А.

    «Мертвые души».

    Часа через два приехал Брюхоненко, рассказывал о работе своего института, говорил, что это — готовый материал для пьесы, звал туда. Потом показывал привезенные им с собою образцы пространственного рисования.

    Я оставила его обедать.

    Звонок Экке:

    — Каменеву биография Мольера очень нравится, он никак не соглашается с оценкой Тихонова. Ждет его приезда из отпуска для того, чтобы обсудить этот вопрос с ним. Я очень надеюсь, что биография все-таки будет напечатана у нас.

    Очень мешает жить Зельдович, которому наша застройщица Валентина Григорьевна продала на корню нашу квартиру. М. Л. ходит почти каждый день на стройку, нервничает. Там ставят перегородки.

    Вечером какой-то журналист принес пьесу, просит М. А. прочитать. М. А., уходя к Коле Л., попросил меня предварительно проглядеть пьесу. Бред.

    3 ноября.

    Гости: Федя Михальский, Дорохин, Калужский, Оля. За ужином пели. Оля рассказывала, как у них на вечере в Ржевском Сахновский и Гедике дико напились…

    — «Мольер» не пойдет, а «Бег» пойдет.

    4 ноября.

    Получили письмо. Английский справочник «Who's who» прислал напечатанную справку о М. А. Булгакове, с просьбой сделать в ней изменения в случае ошибочности сведений. Там напечатано, что М. Bulgakow принадлежит к «extreme right wing of contemporary russian literature»[6], что он был в Берлине, как сотрудник «Накануне».

    — ложное — они, видимо, почерпнули из Советской энциклопедии. М. А. никогда в жизни не был ни в Берлине, ни вообще за границей.

    Вечером пошли с М. А. на его дежурство в филиал — «Хлеб» Киршона. Перед спектаклем — торжественная часть, сцена декорирована красным, речи, после каждой оркестр исполняет отрывок «Интернационала». Но мы не сидели в зале, а ходили по театру в поисках воды. Пьесу смотрели, скучали, мужики неправдоподобные, Кедров играет хорошо.

    5 ноября.

    Журналист — узнать мнение М. А. о пьесе. М. А., добросовестно прочитав ее, дал всякие советы для исправления ее. С. Ермолинский, бывший при конце разговора, сказал, что один начинающий сценарист притащил ему на просмотр сценарий под названием: «Вопль кулацкого бессилья».

    6 ноября.

    Миша днем у Полонского, в компании с Всев. Ивановым и Зенкевичем, — составляли бумагу в правление нового дома.

    7 ноября.

    Миша днем у Пати П., я дома. Погода ужасная.

    8 ноября.

    — было много бессонных ночей. Потом работал над романом (полет Маргариты). Жалуется на головную боль.

    9 ноября.

    Тревожит вопрос о квартире. Пошли к Матэ Залка, — тот успокаивает — скоро будет, к концу года.

    Холодно. Первый снег. Вьюга.

    Сегодня хоронили Катаяму, японского революционного деятеля. Была остановка движения. Екатерина Ивановна (Сережина воспитательница) с Сергеем попали в самую гущу. М. А. уверял, что они, как завзятые факельщики, шли долго за гробом со свечками в руках, низко кланяясь при этом и крестясь. (Следует замечательный показ).

    Дневной концерт во МХАТе — мы пошли. Голованов с оркестром — Испанское каприччио. Большинство номеров — артисты студий Немировича и К. С. Хорош джаз — без инструментов. В смокингах.

    Письмо, после большого перерыва, из Парижа от Замятина. Его «Блоху» собираются ставить в Париже на французском языке.

    11 ноября.

    Заседание правления в новом доме.

    Два молодых драматурга — Раевский и Островский — с началом своей пьесы.

    Вечером — Дмитриев. Пришел из Большого театра. Там на «Дон-Кихоте» видел в ложе Сталина.

    Рассказывал о своем балетном либретто о партизанах. Ищет еще сюжет из гражданской войны для балета!

    13 ноября.

    «Ложь». Оля подтверждает. Будто бы Афиногенов признался в неправильном политическом построении пьесы.

    14 ноября.

    М. А. говорил с Калужским о своем желании войти в актерский цех. Просил дать роль судьи в «Пиквикском клубе» и гетмана в «Турбиных». Калужский относится положительно. Я в отчаянии. Булгаков — актер…

    В Театре волнение по поводу «Лжи». Будто бы Афиногенов написал Немировичу и Судакову о возвращении ему пьесы. Будто бы Судаков перехватил письмо, никому не показал, кинулся в Кремль к Енукидзе, стал просить разрешения МХАТу продолжать репетиции с тем, чтобы показать Правительству.

    Будто бы пьеса снята сверху.

    М. А. дежурил на «Мертвых». «Ложь» не снята, репетиции продолжаются. Разрешено сделать показ. Стало быть, не было сверху снятия? Говорят, что все началось в Харькове, где пьесу сбросили сейчас же после премьеры в Русском драматическом театре (у Петрова).

    17 ноября.

    Вечером — на открытии театра Рубена Симонова в новом помещении на Большой Дмитровке — «Таланты и поклонники». Свежий, молодой спектакль. Рубен Николаевич принимал М. А. очаровательно, пригласил нас на банкет после спектакля. Было много вахтанговцев, все милы. Была потом и концертная программа. Среди номеров — Вера Духовская, про которую на одном концерте Н. Егоров сказал: «Невинное девичье лицо». Перед тем, как запеть, она по записке прочитала об угнетении артистов в прежнее время и о положении их теперь, — после чего очень дурно исполнила «Пролог» из «Паяцев» и «Нищую» на слова Беранже. Чей-то голос сзади нас явственно произнес: «Вот сволочь! Пришибить бы ее на месте!»

    Мороз. С трудом уговорили шофера подвезти — за большие деньги и папиросы.

    Первая репетиция у М. А. «Пиквика». Его ввели как режиссера-ассистента к Станицыну и, кроме того, дали роль судьи — президента суда.

    22 ноября.

    У Поповых. Гитара, цыганский вальс. У них до нас был в гостях какой-то знакомый, но Аннушка ему сказала:

    — Как Булгаков придет, так ты сматывай удочки, он терпеть не может посторонних,

    — не успел. Это был Гудзий, кажется.

    24 ноября.

    Днем генеральная «Достигаева» у вахтанговцев. В театре много драматургов. После второго акта — традиционные вызовы.

    25 ноября.

    В МХАТе — банкет, чествуют стариков. М. А. не пошел, мы были званы к Свечиным.

    Вчера на банкете Енукидзе сказал, что репетиции «Лжи» надо прекратить, что ее не будут просматривать. Говорят, Еланская рыдала, у Судакова и Афиногенова — опрокинутые лица.

    Потом Оля прибавила:

    — Да, «Бег», конечно, тоже не пойдет.

    Позвольте, а «Бег» причем?

    В Театре было совещание: дирекция, Немирович, старики. Полная тайна.

    30 ноября.

    Тайна открыта. Пойдут: «Гроза», «Чайка» и комедия Киршона, которую он только что представил Немировичу. «Бег» сброшен. «Гроза» ставится для утешения Еланской, за потерю роли в «Лжи». Кроме того, по словам Оли:

    — Выплывает, кажется, «Мольер». Написали во Францию К. С'у и если он не «подкузьмит» (?), далее, если не подкузьмит Москвин, если дадут актеров…

    — несколько раз.

    1 декабря.

    Днем ездили на стройку. Несмотря на морозы, подвигается.

    Оля по телефону:

    — Дай «Полоумного Журдена» Мордвинову, хочет почитать, может быть, для филиала, может быть, для Музыкального.

    Слух от Коли Л.: здание Экспериментального театра дают Немировичу, труппу переводят в Берсеневский театр, а Берсенева закрывают.

    Вздор!

    4 декабря.

    У Миши внезапная боль в груди. Горячая ножная ванна.

    Оля у нас.

    — …Ну, а «Мольер»?

    — Ничего неизвестно… вряд ли пойдет…

    7 декабря.

    Потом пришли Патя П. и Аннушка.

    Звонки — Брюхоненко, Кнорре.

    Ординарный вечерок.

    8 декабря.

    — «прекрасную — о перевоспитании бандитов в трудовых коммунах ОГПУ» — так вот, не хочет ли М. А. вместе с ним работать.

    М. А. не менее обходительно отказался.

    9 декабря.

    Просмотр шести картин «Пиквика» в филиале: Немирович, Оля, Леонидов, Москвин, Сахновский, Мордвинов, другие режиссеры, помощники, Леонтьев, масса актеров, в том числе Топорков, Яншин. Показ был в фойе, в выгородке. Миша играл в шестой картине — судью. Имел успех. Первым поздравил его Топорков. Немирович сказал:

    — Да, вот новый актер открылся.

    «Пиквика», боюсь, плачевна. Комедия Киршона (ставить ее будет Мордвинов) получила первую очередь. Да и состав слаб.

    На репетиции сообщили, что возобновляются мольеровские репетиции. М. А. вечером же пошел к Горчакову — ломали голову над составом для «Мольера» — актеры заняты в других пьесах. Мольера будет играть Станицын. Москвин, прежний исполнитель, сказал М. А., что ему очень трудно произносить многие свои реплики, ему кажется, что он говорит о себе. Он сейчас расходится с женой, у него роман с Аллой Т. — и положения театральные часто слишком напоминают жизненные.

    11 декабря.

    Приходила сестра М. А. — Надежда. Оказывается, она в приятельских отношениях с тем самым критиком Нусиновым, который в свое время усердно травил «Турбиных», вообще занимался разбором произведений М. А. и, в частности, написал статью (очень враждебную) о Булгакове для Литературной энциклопедии. Так вот, теперь энциклопедия переиздается, Нусинов хочет пересмотреть свою статью и просит для ознакомления «Мольера» и «Бег».

    В это же время — как Надежда сообщает это — звонок Оли и рассказ из Театра:

    — Кажется, шестого был звонок в Театр — из Литературной энциклопедии. Женский голос: — Мы пишем статью о Булгакове, конечно, неблагоприятную. Но нам интересно знать, перестроился ли он после «Дней Турбиных?»

    Миша:

    — Жаль, что не подошел к телефону курьер, он бы ответил: так точно, перестроился вчера в 11 часов. (Надежде): — А пьес Нусинову я не дам.

    Еще рассказ Надежды Афанасьевны: какой-то ее дальний родственник по мужу, коммунист, сказал про М. А. — Послать бы его на три месяца на Днепрострой, да не кормить, тогда бы он переродился.

    Миша:

    — Есть еще способ — кормить селедками и не давать пить.

    12 декабря.

    Должны были днем идти на генеральную «Машинель» в театре Симонова, но из-за ребят не пошли. Женя ночевал у нас, они шумом подняли нас чуть ли не в семь часов.

    Днем попытались с Мишей выйти на лыжах. Прошли поперек пруда у Ново-Девичьего и вернулись — дикий ледяной ветер.

    Сегодня в «Известиях» сообщение о новом американском после и его фотография — вчера приехал в Москву.

    Днем М. А. в макетной МХАТа на совещании по «Мольеру» (эскизы Ульянова). Приходится очень менять оформление. Когда репетировал Москвин, он придумывал всякие эффектные появления Мольера, приходилось лишние разы поворачивать сцену и громоздить новые декорации. Теперь это убирают.

    Постановочная часть загружена, растеряна — что делать в первую очередь.

    После этого сразу же режиссерское совещание в кабинете дирекции. Сложности: что когда идет? Как развести актеров?

    Первую очередь получает Киршон.

    — домой.

    Приехали к нам Калужские, поужинали уютно дома.

    14 декабря.

    Продолжение режиссерского совещания. Разведение актеров по пьесам. Из «Пиквика» многих выставили, заменили.

    Мордвинов заявил:

    — У меня такая плохая пьеса (Киршона), что мне нужны очень хорошие актеры, иначе не могу выпустить ее.

    Мучения с Бутонами: в Театре четыре Бутона: Яншин, Топорков, Грибков, Грибов — ни одного нельзя получить, все заняты.

    15 декабря.

    Большой мороз. Но пошла, проводила М. А. в Театр — где у него встреча с Горчаковым и Станицыным по «Мольеру».

    Вечером мы с М. А. одни.

    У нас Дмитриев. Хорошо.

    18 декабря.

    Пришел Рубен Симонов слушать «Полоумного Журдена». Сережка сидел рядом со мной на печке, хрюкал, кашлял, хохотал, изредка подталкивал Симонова и говорил: «Сейчас будет самое интересное!»

    Потом — Соснин. Он получил роль Шаррона. А хочет играть Людовика. Потому расстроен. Но когда М. А. ему сказал, что Шаррон приходит к Людовику — в шпорах, в высоких сапогах — поколебался.

    «По диким степям Забайкалья…» (Один из поющих будто бы не знает слов, угадывает, вечно ошибается: «навстречу — родимый отец…» (поправляется: мать!) и т. д.)

    Обратно Симонов вез нас на своей машине — по всем тротуарам — как только доехали!

    19 декабря.

    Пошла в город, отправила жене Симонова корзину цветов.

    Потом с Сергеем зашли на Ржевский. Женичка приготовил для Миши вырезку из «Вечерней Москвы»: американский посол Буллит был на «Турбиных» и в книге Театра написал: прекрасная пьеса, прекрасное исполнение.

    — неожиданно, без звонка Дина Радлова, посидела недолго, поехала в «Метрополь», там ждала ее компания Пильняка.

    20 декабря.

    Вместе с ребятами провожала М. А. в Театр на режиссерское совещание.

    На роль Бутона дают Грибкова.

    23 декабря.

    — А на роль Бонуса кто будет?

    Бонус, так Бонус…

    М. А. читал пьесу новым вошедшим исполнителям. Соснин примирился с Шарроном, но не дает покоя Горчакову — ему понравилась мысль М. А., что Шаррон в некоторых сценах в военном костюме с крестом на груди.

    Леонидов (Леонид Миронович) сказал недавно:

    — Мы, старики, играем роль презерватива: не даем молодым делать то, что они хотят. А они хотят делать. И мы, когда были молоды, разбивали себе головы, но одерживали также и победы.

    Сегодня звонил Вересаев, жаловался: его книжку «Сестры», выпущенную ГИХЛом, ГИХЛ же поместил в витрину брака с надписью, что книга вредная. Жаль старика.

    25 декабря.

    К четырем часам заехала в Театр за М. А., поехали на Якиманку в Институт переливания крови. Брюхоненко очень жалел, что не может показать оживление отрезанной головы у собаки — нет подходящего экземпляра. Показывал кое-какие свои достижения.

    Но главное — настойчиво предлагал М. А. написать пьесу — вместе с ним — положив в основу какой-нибудь из его научных опытов.

    «Союзкино» с уговорами написать фильм вместо пьесы или и то и другое. Но вместе с тем было ясно, что фамилия «Булгаков» его пугает, он все время бормотал, горестно вздыхая:

    — Да… ведь вы же сатирик!.. ведь я помню ваши «Роковые яйца»… да-а…

    И качал грустно головой.

    Потом и он и Брюхоненко, оба в пиджаках, без пальто, несмотря на сильнейший мороз, выскочили во двор, провожая нас, и приглашали еще приезжать к ним.

    29 декабря.

    — впервые у нас Егоров и Рипси, а потом и Федя. Рипси одна из немногих, которая приветствовала наш брак.

    За ужином Николай Васильевич с громадным темпераментом стал доказывать, что именно М. А. должен бороться за чистоту театральных принципов и за художественное лицо МХАТа.

    — Ведь вы же привыкли голодать, чего вам бояться! — вопил он исступленно.

    — Я, конечно, привык голодать, но не особенно люблю это. Так что уж вы сами боритесь.

    31 декабря.

    Пришли. Было славно. Женя Калужский и Леонтьев помирали над шуточными неприличными стихами, которые М. А. сочинил к Новому году, то есть стихи были абсолютно приличные, но рифмы требовались другие. Калужские остались ночевать.

    Примечания

    1. Мои поздравления (фр.).

    2. Тальберг предатель? (фр.).

    фр.).

    4. Но почему? (фр.).

    5. До свиданья (фр.).

    6. Крайне правому крылу современной русской литературы (англ.).

    Раздел сайта: