• Приглашаем посетить наш сайт
    Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)
  • Щетка Маргариты (автор неизвестен)

    Щетка Маргариты

    Дьявол говорит правду гораздо чаще, чем предполагают. В этом убедились мы во время прошлой нашей встречи, слушая анекдотично-философические рецепты черта из романа Достоевского ''Братья Карамазовы''.

    Анекдот в Х1Х веке - это не совсем то, что мы сегодня разумеем под анекдотом. Это не только смешной, но и просто необычный случай, эдакий казус.

    Федор Михайлович Достоевский любил такие казусы. И сегодня добрую улыбку вызывает хрестоматийно-школьная трактовка наследия Достоевского как наследия, в котором представлена только трагическая, темная сторона жизни.

    А как же ''Дядюшкин сон'', ''Крокодил'' и тому подобные казусы?!

    Как мы убедились, казусы черта весьма философичны, да и сам он не прочь пофилософствовать. ''Я, говорит, хочу в идеалистическое общество записаться, оппозицию у них буду делать: дескать, реалист, а не материалист, хе-хе!!''

    В нашем веке черт Достоевского прямехонько перескочил в любимый всеми поколениями роман Михаила Булгакова ''Мастер и Маргарита''. Бывалый бес добавил к клетчатым панталонам клетчатый пиджачок и предстал у Булгакова… нет, нет, ни как Воланд, а как Фагот-Коровьев.

    Он тоже не прочь пофилософствовать. И сегодня мы продолжим рассказ о дьявольских рецептах, которые имеют философскую подоплеку.

    Но, вначале один чрезвычайно современный казус от Коровьева. Помните, героиня романа Маргарита недоумевает - где это в нехорошей квартире номер 50 поместился необъятных размеров зал для бала у Сатаны?! А Коровьев сладко ухмыляется и объясняет… 

    "Самое несложное из всего! Тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов. Скажу вам больше, до чёрт знает каких пределов! 

    Я, впрочем, знавал людей, не имевших никакого представления не только о пятом измерении, но вообще ни о чём не имевших представления и, тем не менее, проделывавших совершеннейшие чудеса в смысле расширения своего помещения. 

    Так, например, один гражданин, получив трёхкомнатную квартиру на Земляном валу, без всякого пятого измерения и прочих вещей, мгновенно превратил её в четырёхкомнатную, разделив одну из комнат пополам перегородкой.

    Засим эту он обменял на две отдельных квартиры в разных районах Москвы - одну в три и другую в две комнаты. Согласитесь, что их стало пять. Трёхкомнатную он обменял на две отдельных по две комнаты и стал обитателем шести комнат, правда рассеянных в полном беспорядке по всей Москве.

    Он уже собирался произвести последний и самый блистательный вольт, поместив в газете объявление, что меняет шесть комнат в разных районах Москвы на одну пятикомнатную квартиру на Земляном валу, как его деятельность, по независящим от него причинам, прекратилась.

    А вы изволите толковать про пятое измерение!" 

    Что и говорить, рецепт расширения жилплощади, конечно же, дьявольский и мы ни в коем случае не советуем им пользоваться. Читая в который уже раз веселые казусы Коровьева, мы восхищаемся творческой фантазией Булгакова и можем не задумываться над проблемой пятого измерения. Однако, сам Михаил Афанасьевич весьма серьезно и по философски подходил к этому вопросу. Он внимательно штудировал работу великого богослова и философа Павла Александровича Флоренского ''Мнимости в геометрии''

    В этой работе отец Павел выделяет надмирную область, в которой действуют законы мнимого пространства. Такое пространство, при определенных условиях может существовать и в земной действительности.

    Мнимое пространство - это как бы вывернутое наизнанку реальное пространство.

    Ну а где бывать черту, как не в таком мнимом пространстве?!

    Представить себе мнимое пространство можно и тогда, когда реальные тела становятся прозрачными. А всякое прозрачное, как сказал бы Флоренский, - призрачно.

    Первое появление перед читателями самого Коровьева тому подтверждение… 

    "И тут знойный воздух сгустился перед Берлиозом и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок. Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно и физиономия, прошу заметить, глумливая. 

    Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык. Ещё более побледнев, он вытаращил глаза и в смятении подумал: "Этого не может быть!" 

    Но это, увы, было, и длинный, сквозь которого видно, гражданин, не касаясь земли, качался перед ним и влево и вправо.

    Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза". 

    Прозрачный черт создает ощущение тревоги и мы чувствуем ужас, охвативший Берлиоза.

    Можно ли человеку попасть в мнимое пространство? Оказывается, отец Павел ответил и на этот вопрос и ответил так, что удивился бы Альберт Эйнштейн.

    По предположению Флоренского при скоростях больших скорости света пространство ломается, подобно тому, как воздух ломается при сверхзвуковой скорости. Тогда то мы и попадаем в мнимое пространство.

    абсолютную устойчивость, превращаясь в идею.

    Идеи же существуют как раз в мнимом пространстве.

    Есть предположение, что Булгаковская Маргарита, став ведьмой, летит на своей знаменитой щетке со скоростью большей скорости света…

    "Маргарита сделала ещё один рывок, и тогда всё скопище крыш провалилось сквозь землю, а вместо него появилось внизу озеро дрожащих электрических огней, и это озеро внезапно поднялось вертикально, а затем появилось над головой у Маргариты, а под ногами блеснула луна. Поняв, что она перекувырнулась, Маргарита приняла нормальное положение и, обернувшись, увидела, что и озера уже нет, а что там, за нею, осталось только розовое зарево на горизонте. И оно исчезло через секунду, и Маргарита увидела, что она наедине с летящей над нею слева луною. Волосы Маргариты давно уже стояли копной, а лунный свет со свистом омывал её тело. По тому, как внизу два ряда редких огней слились в две непрерывные огненные черты, по тому, как быстро они пропали сзади, Маргарита догадалась, что она летит с чудовищной скоростью, и поразилась тому, что она не задыхается".

    Однако, это, увы - предположение.

    своим приятелям, сбегая с урока: ''Телепортируемся!''

    Но обратим внимание на то, что в бесчисленных звездных войнах, которые мы привыкли наблюдать по телевизору, при сверхсветовых скоростях космические корабли как были в действительном пространстве, так и остаются, причина и следствие не меняются местами, время не протекает в обратном смысле и тело не утрачивает свою протяженность. Исключение, пожалуй, составляют фильмы Стивена Спилберга.

    Вот такой казус! А вы говорите - пятое измерение, вставил бы Коровьев.

    В заключение вспомним слова патрона пятого измерения, самого Воланда, сказанные Мастеру: ''Ваш роман принесет еще сюрпризы''.

    Очень хочется помечтать о том, что сюрпризом для нашего тоже призрачного философского музея мог бы стать кургузый пиджачок Коровьева и щетка, на которой Маргарита совершила свой дьявольски быстрый полет.

    1. Флоренский П. А. Мнимости в геометрии. - М. - 1991.

    2. Флоренский П. А. Соч. в 4-х тт. - М. - 1994-95.

    3. Флоренский П. А. Соч. в 2-х тт. - М. - 1990.

    4. Флоренский П. А. Иконостас. - СПб. - 1993.

    7. Русская философия. Словарь. - М. - 1995.

    8. Галинская И. Л. Загадки известных книг. - М. - 1986.

    Раздел сайта: