• Приглашаем посетить наш сайт
    Лермонтов (lermontov-lit.ru)
  • Осиненко В. А.: Тайны романа "Мастер и Маргарита"
    Глава 1. Никогда не разговаривайте с неизвестными

    Часть первая

    ... так кто ж ты, наконец? -
    Я - часть той силы,
    что вечно хочет зла
    и вечно совершает благо...

    Гете. Фауст

    ГЛАВА 1

    НИКОГДА НЕ РАЗГОВАРИВАЙТЕ

    С НЕИЗВЕСТНЫМИ

    Весной вечером, в Москве, на Патриарших прудах председатель правления московской литературной ассоциации МАССОЛИТ, редактор журнала Михаил Александрович Берлиоз критикует поэта Ивана Николаевича Понырева (Бездомного), написавшего поэму про Иисуса Христа как о живом человеке.

    Внезапно Берлиозу становится плохо и ему показался «Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая...» И все прошло.

    Появляется иностранец и, услышав их разговор, садится между ними на скамейку, удивляется, что они атеисты и не верят, что существует Бог, управляющий жизнью людей.

    - Браво! - вскричал иностранец - браво! Вы полностью повторили мысль беспокойного старика Иммануила по этому поводу. Но вот курьез: он начисто разрушил все пять доказательств. А затем как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное шестое доказательство!..

    - Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! - совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич.

    Иностранец предсказывает Берлиозу смерть под трамваем, а не от падающего кирпича, Поныреву советует спросить у профессора клиники про шизофрению. Показывает газету с его портретом и стихами.

    - Извините меня, что я в пылу нашего спора забыл представить себя вам. Вот моя карточка, паспорт и приглашение приехать в Москву для консультации... немец... Я специалист по черной магии... Я единственный в мире специалист... Сегодня вечером на Патриарших будет интересная история!.. - прошептал: «Имейте в виду, что Иисус существовал...»

    В сентябре 1925 г. Л. Авербах так оценил творчество М. А. Булгакова: «Рассказы М. Булгакова цельны, выдержанны, единое в них построение и единая тема. Тема эта - удручающая бессмыслица, путаность и ничтожество советского быта, хаос, рождающийся из коммунистических попыток строить новое общество... Появляется писатель, не рядящийся даже в попутнические цвета. Не только наша критика и библиография, но наши издательства должны быть настороже, а Главлит - тем паче!»

    А вот мнение Е. С. Булгаковой о пьесах М. А. Булгакова: «Задумав пьесу, Булгаков видел возможность говорить на излюбленную тему о праве писателя на свой, ему одному принадлежащий взгляд на искусство и на жизнь. В исторических пьесах - «Мольер», «Пушкин», «Дон Кихот» - он пользовался прошлым для того, чтобы выразить свое отношение к современной жизни, волновавшей его так же, как волновала и волнует она нас сейчас».

    Раньше М. А. Булгакова к теме о дьяволе обратился С. А. Клычков (Лешенков, 1889-1937, репрессирован). В 1927 г. журнал «Молодая гвардия» опубликовал его третий роман «Темный корень» или книга «Князь тьмы». Миром правит дьявол, зло сильнее добра. Клычковский дьявол крестьянский, одет в красную рубаху, но ведь «немецкие черти все в красном».

    В черновой тетради 3 (1929-1931) в незаконченной главе «Консультант с копытом» возраст Антона Мироновича Берлиоза «лет тридцати» и Ивана Петровича Тешкина (Беспризорного) - «двадцати четырех». Беседуют об антирелигиозном стихотворении для журнала.

    «тридцатипятилетний приблизительно», «другой лет на десять моложе первого».

    Михаил Александрович Берлиоз (в редакции 1928-1929 гг. Мирной Владимир Миронович, в редакции 1929-1931 гг. - Антон (или Марк) Антонович Берлиоз, председатель Всеобписа) имеет многое от Л. Л. Авербаха.

    Авербах Леопольд Леонидович (1903-1939, репрессирован), критик и публицист. С 1926 г. редактор журнала «На литературном посту» и генеральный секретарь Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). Его мать - сестра Якова Свердлова, женат на дочери Бонч-Бруевича, а сестра Ида - законная супруга Г. Ягоды.

    Фамилия Авербах могла дать повод М. Булгакову ввести в свой роман фамилии композиторов (Г. Берлиоз (1803-1869) - французский композитор, дирижер), в ней окончание «бах» - это фамилия немецкого композитора и органиста Иоганна Себастьяна Баха (1685—1750). В названии МАССОЛИТ имеется слово «ассоциация», которое есть и в РАППе, председатель МАССОЛИТа соответствует генеральному секретарю РАПП. Можно сделать вывод, что в последней редакции романа автор для Берлиоза окончательно установил прототип Л. Л. Авербаха, не указывая его возраст.

    «Правда» свое произведение «Выстрел» про полковника Алексея Турбина, которого следует убить.

    19 марта 1930 г. И. Сталин ответил А. Безыменскому: «Пишу с опозданием. Я не знаток литературы и, конечно, не критик. Тем не менее ввиду Ваших настояний могу сообщитъ Вам свое мнение.

    Читал и «Выстрел», и «Денъ нашей жизни». Ничего ни «мелкобуржуазного», ни «антипартийного» в этих произведениях нет. И то, и другое, особенно «Выстрел», можно считать образцами революционного пролетарского искусства для настоящего времени...». (И. Сталин,«Сочинения». Том 12. Издательство политической литературы. Москва. 1949. Стр. 200.)

    Алексей Турбин - персонаж произведений М. А. Булгакова романа «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных». Фамилию Турбина носила семья бабушки писателя.

    В образе Бездомного - поэт Павел Николаевич Васильев (1910-1937, репрессирован). Родился в сибирском городе Зайсан, окончил среднюю школу в Омске, уехал на Дальний Восток. Стихи печатает с 1927 г. в журнале «Сибирские огни».

    «О перестройке литературнохудожественных организаций» появилось 24 апреля 1932 г. Все писательские организации должны быть ликвидированы, и создается единый Союз советских писателей. Для проведения этой работы создан Комитет под руководством М. Горького. Прием в Союз писателей происходит в 1934 г. М. А. Булгаков подал анкету 29 мая 1934 г. В августе 1934 г. состоялся I съезд Союза советских писателей. До съезда существовали Всесоюзное объединение пролетарских писателей и Всероссийское общество крестьянских писателей. Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) объединяла местные орг анизации Москвы (МАПП), Ленинграда (ЛАПП) и т. д. Музыкантов объединяла своя ассоциация РАПМ (Российская ассоциация пролетарских музыкантов), легкую музыку они считали нэпманской.

    Таким образом, приблизительно год описываемых событий 1933-й.

    Фамилия Берлиоз (Владимир Миронович) и имя Иванушка имеются в черновой тетради за 1928-1929 гг. В главе «Мания фурибунда» упомянут’ и год: «Писательский ресторан, помещавшийся в городе Москве на бульваре, как раз насупротив памятника знаменитому поэту Александру Ивановичу Житомирскому, отравившемуся в 1933 году осетриной, носил дикое название «Шалаш Грибоедова».

    Свое мнение о Иисусе Христе М. А. Булгаков записал в свой дневник 5.01.1925 г.: «Солъ в идее, ее можно доказать документально: Иисуса Христа изображают в виде негодяя и мошенника, именно его. Нетрудно понять, чья это работа. Этому преступлению нет цены».

    Взяв власть в октябре 1917 г., большевики (в апреле 1917 г. организованных большевиков числилось 46 тыс., из них рабочих было 60,2%, в 1924 г. - 639 тыс., в конце 1926 г-1078 тыс., из них рабочих 63%) повели борьбу с религией и религиозным сознанием громадного большинства населения. Атеизм (греческое - безбожие) - отрицание существования бога или богов, духов, сверхъестественных сил и вообще всяких религиозных верований. В январе 1918 г. издан декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Церкви и монастыри закрываются. Борьбу с религией в СССР возглавил Союз безбожников, возникший с апреля 1925 г. и имеющий в Москве свой Центральный совет, издающий газету и журнал «Безбожник» и методический журнал «Антирелигиозник».

    «водрузитъ его в Соловки невозможно по той причине, что он уже сто двадцать пятъ лет находится в местах, гораздо более отдаленных от Патриарших прудов, чем Соловки». Автор относил время появления Воланда в Москве к 1929 г., а перерабатывая роман в последние годы жизни, остановился на 1933 г.

    Соловецкий монастырь основан в XV веке на острове Соловецком в Белом море. Был крупным хозяйственным предприятием по эксплуатации природных богатств края. Использовал наемный труд и труд богомольцев. В ХѴІ-ХѴІІ веках играл роль военной крепости от шведских посягательств. Служил местом церковной и политической ссылки. В 1923 г. преобразован в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), прозванный «Соловки». Через пять лет в нем содержится более 50 тысяч заключенных.

    Иностранец уверен, что «Кирпич ни с того ни с сего», то есть случайно, упасть на голову не может.

    В редакции 1928-1937 гг. иностранец прославление поэту Поныреву находит во вчерашнем номере еженедельного иллюстративного журнала, а не в «Литературной газете».

    В черновой тетради 2 (1928-1929) в главе «Шестое доказательство» инженер представил Берлиозу и Иванушке карточку со словами «D-г Theodor Voland» и назвался «я по белой магии!» В черновой редакции за 1934-1936 гг. была специальная глава «Белая магия и ее разоблачение».

    «белая» магия ищет опоры в добрых духах, святых, «черная» магия связана с миром бесов.

    Почти за десять лет автор изменил свое отношение к Воланду от «белой» магии к «черной», которая окончательно установилась в редакции романа, законченного в 1937-1938 гг. в годы большого террора, названного в народе «ежовщина».

    «белой магии», о чем свидетельствуют названия «Копыто инженера», «Копыто консультанта», то после звонка к нему И. Сталина в 1930 г. потребовалось еще 7 лет для выработки своего окончательного мнения о «вожде народов».

    Попав в Москву, в ее человеческое окружение, даже Воланд вынужден говорить шепотом о том, что Иисус жил, для советских людей, - это запретная тема.

    Раздел сайта: