• Приглашаем посетить наш сайт
    Набоков (nabokov-lit.ru)
  • Новиков В.В.: Михаил Булгаков - художник
    Глава 5. Последняя пьеса М. Булгакова. Ее творческая история.
    Пункт II

    II

    Сохранившиеся черновые автографы (две клеенчатые общие тетради: ГБЛ, фонд N 562, картон N 14, ед. хр. 7 и 8 плюс машинопись пьесы: фонд тот же, ед. хр. 9) дают представление об огромной работе Булгакова над пьесой "Батум". Автографы содержат выписки из исторических источников, планы и самые предварительные наброски сцен, картин. Многие важные сцены и картины имеют несколько редакций. В тетрадях они находятся в разных местах11.

    Булгаков тщательным образом (по разным источникам) выписывает себе факты, чтобы представить общую картину событий, начиная с приезда молодого Сталина в Батум и кончая его побегом из ссылки. В процессе размышлений Булгаков набрасывает план своего произведения. Вот этот план.

    Сны.

    "Пастырь" [10 страниц жизни]

    Пьеса

    Картины:

    1. Исключение

    2. У Сильвестра

    3. Новый год. Пожар

    [4. На кладбище Соук-Су]12

    [4. Столкновение (неуплата)]

    [5. У военного губернатора]13

    4. У военного губернатора

    6. Губернатор и рабочие

    7. Кровавое столкновение

    8. Арест Сталина

    9. Тюрьма

    10. Возвращение после побега

    (ГБЛ, фонд 562, картон 14, ед. хр. 7, л. 30)14

    Поразительно, что Булгаков с самого начала работы над пьесой представил себе общую ее структуру, объем из 10 картин. Как видим, центральное место в плане занимают массовые сцены: "Новый год. Пожар", "Губернатор и рабочие", "Кровавое столкновение", "Тюрьма". Булгаков допускает колебание, как строить композицию после картины встречи Нового года, вставляет сцену "На кладбище Соук-Су", но затем убирает ее. Как мы покажем, он отказывается от рабского следования за источником. Отметим также, что в предварительном плане отсутствует девятая картина "У Николая II". Он ее вставляет в новом плане (14. 7, л. 184), стремясь дать более обобщенное представление об эпохе. Поразительно также то, что Булгаков вычеркнул в предварительном плане после заглавия "Пастырь" слова: "10 страниц жизни". Можно смело сказать, что в это время он раздумывал не о Пастыре (первоначальное заглавие пьесы), а о событиях и тех, кто определяет их ход.

    Анализ черновых автографов (вариантов сцен и картин) показывает, что в соответствии с законами исторической хроники (а в это время Булгаков много раздумывал о Шекспире15 и в характеристике действующих лиц, в том числе и молодого Сталина, Булгаков, как мы покажем, стремился преодолеть чисто социологический аспект (порою - пропагандистский, так сильно сказывающийся в первоисточниках). Он поступал как драматург и стремился создать яркие характеры, раскрыть не только социальные, но и психологические мотивы действия героев. Цель его была - создать живые индивидуальности и через их поступки, чувства, мысли, яркую речь раскрыть прошлое, дать представление о событиях и эпохе в целом (недаром уже в самом первоначальном плане пьесы появилась пометка: "Сны" - то есть обобщения, а не просто: "10 страниц жизни" Пастыря).

    Примечания

    11. Вслед за В. И. Лосевым я считаю, что черновые автографы содержат в себе две редакции пьесы, а машинопись - третью редакцию. Машинопись, видимо, сделана с какого-то сводного текста, который до нас не дошел. Трудно предположить, чтобы, например, IX картину "У Николая II" (в автографе имеется лишь ее самый предварительный набросок) Булгаков продиктовал на память. Следует отметить, что статья В. И. Лосева "Последняя пьеса Михаила Булгакова" содержит богатый материал, характеризующий обстоятельства работы Булгакова над пьесой "Батум" (См.: ГБЛ. Записки отдела рукописей. Вып. 48. М., 1990. С. 192-218).

    12. Название сцены: "На кладбище Соук-Су" добавлено более светлыми лиловыми чернилами, а затем вычеркнуто.

    13. Сцена "У военного губернатора" вначале вычеркнута, а затем восстановлена.

    "Дневнике" 23 апреля 1939 г. отметила, что Булгаков в Большом и в филиале "говорил несколько слов о Шекспире. Говорил минут по 8-10. В филиале и встретили и проводили аплодисментами" (См.: Дневник Елены Булгаковой. С. 254-255).

    Раздел сайта: