• Приглашаем посетить наш сайт
    Бунин (bunin-lit.ru)
  • Новиков В.В.: Михаил Булгаков - художник
    Глава 5. Последняя пьеса М. Булгакова. Ее творческая история.
    Пункт I

    Глава 5

    ПОСЛЕДНЯЯ ПЬЕСА М. БУЛГАКОВА. ЕЕ ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

    I

    О том, что Булгаков не стоял в стороне от сложнейших событий своей эпохи и стремился их осмыслить, свидетельствуют не только его роман "Белая гвардия" и пьесы "Дни Турбиных", "Бег", "Адам и Ева", но и пьеса "Батум", написанная в самые последние годы его жизни. Пьеса была задумана в 1936 году, но интенсивная работа над ней шла осенью 1938 года и в первой половине 1939 года. Сам Булгаков признавался, что пьеса "Батум" потребовала от него больших усилий, напряженной работы.

    Трагически сложилась судьба этой пьесы. МХАТ, заказавший пьесу, хотел ее поставить к 60-летию Сталина. Театр торопил драматурга. Пьеса понравилась мхатовцам. Артисты уже примеривались к ролям. В. Я. Виленкин свидетельствует: "Актеры жадно расспрашивали меня... Н. П. Хмелев должен был играть Сталина. В конце июня я подробно рассказывал о пьесе В. И. Качалову, вернувшемуся в Москву после киевских гастролей МХАТа. Он был заинтересован предназначавшейся ему характерной ролью кутаисского губернатора. В. О. Топоркова заранее привлекала сцена у Николая II, принимавшего всеподданнейший доклад о грозных кавказских событиях в Ливадийском дворце, стоя в красной шелковой рубахе подле клетки с дрессированной канарейкой, которую он самозабвенно обучает петь гимн "Боже, царя храни"1.

    Комитет по делам искусства во главе с М. Б. Храпченко, после первой читки пьесы, одобрил ее. Театром была создана творческая бригада, которая в соответствии с традициями МХАТа, выехала в Батум для ознакомления на месте с историческим материалом. Но пьеса, прочитанная Сталиным, не была одобрена им к постановке, и работа над пьесой прекратилась.

    Виленкин рассказывает об этом следующим образом: "Поезд остановился в Серпухове и стоял уже несколько минут. В наш вагон вошла какая-то женщина и крикнула в коридоре: "Булгахтеру телеграмма!" Михаил Афанасьевич сказал: "Это не булгахтеру, а Булгакову". Он прочитал телеграмму вслух: "Надобность поездке отпала, возвращайтесь Москву". После первой минуты растерянности Елена Сергеевна сказала твердо: "Мы едем дальше. Поедем просто отдыхать".

    Вечером позвонила Елена Сергеевна, они вернулись из Тулы на случайной машине. Михаил Афанасьевич заболел. Они звали меня к себе"2.

    Пьеса "Батум" находилась под спудом почти пятьдесят лет (была опубликована в журнале "Современная драматургия" только в 1988 году, N 53 и сразу вызвала споры в критике и различные толкования в печати. М. Чудакова поставила под сомнение художественные достоинства пьесы "Батум", сравнила ее написание с поделкой "Сыновей муллы" во Владикавказе, а саму технику создания пьесы свела к нехитрой технике "вписывания букв в готовый транспарант"4. При этом Булгаков, по мнению Чудаковой, "вывел за пределы размышлений какие-либо моральные оценки"5.

    Даже А. Смелянский, обычно с одобрением относящийся ко всем выступлениям Чудаковой, здесь вынужден был с ней не согласиться и резко возразить: "Дело выглядит так, как будто "Батум" писал не крупнейший художник, только что завершивший свой "закатный роман", но заурядный халтурщик, без особого содрогания надругавшийся над своей художественной совестью"6.

    Еще большую метаморфозу субъективизма в трактовке "Батума", чем Чудакова, проявил А. Нинов. Но об этом мы скажем в конце анализа творческой истории пьесы.

    Булгаков с полной отдачей творческих сил работал над пьесой "Батум". Он понимал всю сложность стоящей перед ним задачи. По воспоминаниям Виленкина, он хотел добиться исторической точности в воссоздании исторических событий. В то же время раскрыть характерные черты молодого революционера. "Театр предлагал Булгакову осуществить его давний замысел и написать пьесу о молодом Сталине, о начале его революционной деятельности. Тем, что подобная тема предлагалась именно Булгакову, заранее предполагалась ее тональность: никакой лакировки, никакой спекуляции, никаких фимиамов; драматический пафос может родиться из правды подлинного материала, подлежащего изучению, - конечно, если только за него возьмется драматург такого масштаба, как Булгаков"7.

    Исторические события в пьесе "Батум", по замыслу автора, должны быть представлены широко. Для этой цели Булгаков впервые в своем творчестве обратился к жанру исторической хроники, позволяющей свободно чередовать события и характеризовать героев, насыщать развитие действия массовыми сценами, передавать колорит эпохи.

    "Батум" потому, что у него не хватало исторических сведений. В дневнике Елены Сергеевны записано, что директор МХАТа М. П. Аркадьев "обещал достать нужные материалы. М. А. не верит этому". (См.: Дневник Елены Булгаковой. М., 1990. С. 114.)

    Но вот в марте 1937 года под руками Булгакова оказывается богатый фактический материал. Политиздатом был выпущен в свет сборник "Батумская демонстрация 1902 года". Кроме непосредственных откликов "Искры" на события того времени сборник содержал воспоминания рабочих, лично участвовавших в батумской забастовке и демонстрации, что особенно заинтересовало и привлекло внимание Булгакова.

    Булгаков широко использовал исторические источники, но подходил к ним творчески. В соответствии с избранным жанром исторической хроники в "Батуме" определющую роль в развитии сквозного действия играют массовые сцены и на первое место выдвинуты образы рабочих. Это совершенно новая черта в творчестве Булгакова. При изображении рабочих, а также представителей власти (губернатора, жандармского полковника, полицмейстера - вплоть до самодержца Николая II) Булгаков не просто следовал за источниками. Он создавал новые ситуации и живые характеры. Как показывают черновые автографы, он стремился возвести персонажи в типы, наделяя их такими свойствами, в которых, как в магическом кристалле, просвечивают те или иные черты, свойства эпохи. Достаточно сказать, что образ Николая II никак не мог быть создан по материалам сборника "Батумская демонстрация 1902 года". Это обобщенный тип и яркая индивидуальность одновременно. Для создания образа Николая II Булгаков использовал годами откладывающийся в его памяти фактический материал о самодержавии в России. Говоря об образах рабочих в "Батуме", А. Нинов, предвзято относящийся к пьесе Булгакова, вынужден признать, что "по сути... драматург сочинил заново каждое действующее лицо на основе реальных свидетельств, почерпнутых из их сообщений"8.

    Важно иметь в виду особый историзм пьесы Булгакова "Батум". Это историзм художественный. Основное действие в пьесе заключено в рамки событий, происшедших в 1901-1902 годах. Кульминацией здесь является массовая демонстрация 9 марта 1902 года, окончившаяся расстрелом рабочих. Пролог (исключение Сталина из семинарии) относится к 1899 году, а эпилог (возвращение Сталина из ссылки) - к 1904 году. Основными героями центральных событий Булгаков выводит рабочих. Он показывает, что от них исходят гравитационные истоки, определяющие ход событий. Как покажет наш анализ творческой истории пьесы "Батум" (на основе автографов), Булгаков решительно отказывался от особого выделения Сталина как исключительной личности (что было так характерно для сборника "Батумская демонстрация 1902 года") и стремился изображать (по законам искусства) молодого революционера Coco в связи с развивающимися событиями как активного участника в общей борьбе, которую вели рабочие Батума. Образ молодого революционера Булгакова интересовал особо. Он хотел создать пьесу с героем, как он говорил об этом Виленкину. "Его увлекал образ молодого революционера". Но этого героя он хотел показать "в реальной обстановке"9, то есть в коллективе рабочих, в массовых сценах, раскрывая то новое, что нарождалось в России и в ее промышленных центрах. В соответствии с жанром исторической хроники Булгаков стремился художественно раскрыть возрастающую активность рабочих, рост их сознания. Как мы покажем, он много и упорно работал над образом Прокофия, над эволюцией его сознания, чтобы рельефно показать важнейший процесс в развитии рабочего движения. И не так-то просто все это давалось Булгакову, как полагает Чудакова.

    пьесы Булгакова "Батум" строго реалистическое. Но он не избегал романтических приемов при изображении молодого революционера (кстати сказать - не только Coco, но и Порфирия), он насыщал сцены юмором, рисовал сатирические типы (образ кутаисского губернатора) и мастерски обыгрывал казусы (сцены с переводчиком Кякивой). Как показывают автографы, Булгаков сознательно стремился к широкому обобщению эпохи, к многолинейному построению действия в пьесе, к насыщению драматических ситуаций многообразной палитрой красок.

    В соответствии с избранным жанром Булгаков в процессе работы меняет название пьесы. Он отказывается от первоначального ее названия по имени главного героя "Пастырь" (подпольная кличка молодого Джугашвили) и называет пьесу "Батум" - по имени города, где происходят революционные события10.

    Примечания

    1. Виленкин В. Я. Воспоминания с комментариями. М., 1982. С. 398.

    2. Там же. С. 400.

    "Батума" в США (Сб. "Неизданный Булгаков" / Под ред. Э. Проффер. Анн-Арбор, 1977), то текст пьесы содержит пропуски, искажения, ошибки (архивный первоисточник не указан). В научном отношении эта публикация не выдерживает общепринятых критериев.

    4. Современная драматургия. 1988. N 5. С. 216.

    5. Там же.

    6. Смелянский А. Драмы и театр Михаила Булгакова // Булгаков М. Собр. соч. Т. 3. С. 604.

    7. Виленкин В. Я. Воспоминания с комментариями. С. 396.

    "Батум" // Булгаков М. Собр. соч. Т. 3. С. 696.

    9. Виленкин В. Я. Воспоминания с комментариями. С. 317.

    Булгаков отказался от романтических названий: "Бессмертие", "Геракл", "Кормчий", "Юность рулевого" и остановился на простом и выразительном - "Батум".

    Раздел сайта: