Глава 1
РАННЯЯ ПРОЗА МИХАИЛА БУЛГАКОВА
I
Как писатель Булгаков развивался стремительно. Он пробовал перо в самых разных жанрах. Его "Записки юного врача" написаны в классических традициях, близких к рассказам А. П. Чехова. К этому циклу примыкает и рассказ "Я убил". А "Записки на манжетах" - это образец импрессионистической прозы, так широко распространенной в 20-х годах (с ее экспрессией, фиксацией мимолетных впечатлений, стыковкой рубленых фраз). С особой яркостью талант Булгакова проявился в сатирических вещах с их гротеском, острым ви'дением контрастов жизни, ее казусных явлений, осмеянием зла. Одновременно Булгаков делает зарисовки на военную тему ("Необыкновенные приключения доктора", "В ночь на 3-е число", "Налет", "Красная корона"). В глубине сознания у него зреет замысел написать роман о войне. Уже в "Записках на манжетах", передавая проблески сознания больного героя, автор пишет: "Я бегу в Париж, там напишу роман, а потом в скит". Появляются в печати и его очерки "Киев-град", "Путешествие по Крыму".
"Гудке", участие в "Литературных приложениях" к газете "Накануне", которые редактировал А. Н. Толстой, были для него важной школой. В содружестве и соревновании с такими писателями, как В. Катаев, Ю. Олеша, И. Ильф, Е. Петров, оттачивалось мастерство, зрела мысль, формировалась индивидуальность Булгакова. Он был неожиданным и оригинальным во всем. Он находился в гуще жизненных явлений. Но у него был свой ракурс, свой подход к событиям и фактам. Он стремился передать свое впечатление от увиденного (отсюда его экспрессия в стиле), двумя-тремя фразами выделить неожиданное в событии и в облике персонажей, насытить повествование юмором, заставить зазвучать в нем острое слово. Он часто прибегал к диалогу, характеристичному в передаче особой речи обывателя, чинуши-бюрократа, нэпмана, торгаша. Сюжет прозаических произведений Булгакова изобилует неожиданными поворотами от одной ситуации к другой. Я уже не говорю о фантастике, о гротеске, о стыковке необычных фраз, создающих юмористический эффект. Все это мы покажем при анализе произведений.
"Дьяволиада"), обличал разгильдяйство, бесхозяйственность, дикость нравов. Он следовал в этом отношении традициям Гоголя и Салтыкова-Щедрина и занял в литературе 20-х годов видное место.