• Приглашаем посетить наш сайт
    Толстой (tolstoy-lit.ru)
  • Молоков Кирилл: Взаимодополняемость добра и зла в романе М. А. Булгакова Мастер и Маргарита

    Взаимодополняемость добра и зла в романе М. А. Булгакова Мастер и Маргарита

    Итак, Булгаков оставляет рассмотренный вопрос открытым, он не дает точных ответов, оставляя читателю право воспринимать текст произведения индивидуально.

    Мастер и Маргарита - это сложное и многоплановое произведение замечательного писателя Булгакова.

    Основная философская линия романа - это борьба между добром и злом. Это не вызывает сомнений, так как уже в эпиграфе, взятом из Фауста Гете, они упоминаются.

    Композиционно роман состоит из двух частей. В первой части описываются события, происходящие в древнем городе Ершалаиме, во второй - московские.

    Причем проблема соотношения добра и зла актуальна и в древности, и в наше время, что указывает на ее исключительную важность.

    Одним из главных героев романа является мастер.

    Появляется он в тринадцатой главе и рассказывает Ивану Бездомному свою историю. Мастер - автор романа о Понтии Пилате, прокураторе, несправедливо осудившем Иешуа.

    Рассказчик любит Маргариту, которая отвечает взаимностью. Но уже в момент встречи героев можно понять, что на их долю выпадет много несчастий и испытаний, которые придется преодолевать во имя любви.

    Дело в том, что Маргарита несла желтые цветы, а мастер их ненавидел, цвет и указывает на разлуку и горе.

    За свой гениальный роман мастер страдает, его обвиняют литераторы в том, что он пишет об Иисусе Христе. И герой переживает душевный кризис, в ходе которого он сжигает свой роман, но его возлюбленная, видимо, почуяв сердцем что-то неладное, спасает одну пачку.

    Герои теряют друг друга, но Маргарита любит мастера, и при помощи Воланда влюбленные встречаются. Но они не смогут уже жить так, как раньше, все меняется; их судьба теперь в руках дьявола.

    Левий Матвей, бывший сборщик податей, произносит знаменитую фразу, подводящую нить земному существованию мастера: Он не заслужил света, он заслужил покой. Что вкладывал в эти понятия автор?

    Прямого ответа на вопрос, почему мастер и Маргарита заслужили покой, а не свет быть не может, а косвенный получается в результате сопоставления героев, заслуживших свет (Левий Матвей и Иешуа) с мастером.

    Образ Левия Матвея сложный и противоречивый, он необходим в романе для возмездия за зло, совершаемое в мире. Например, он пытался спасти Иешуа, невиновного человека, которого Понтий Пилат покарал.

    Итак, сопоставим образы мастера и Левия Матвея. Возраст героев одинаков, им обоим чуть меньше сорока лет. Мастер пишет роман, а Левий Матвей пишет на пергаменте. Но художественную ценность, без сомнения, представляет собой творение главного героя. Значит, рукописи не имеют решающего значения в выборе свет-покой.

    Но что же имеет? Попробуем в этом разобраться. Можно обратить внимание на сходство двух ситуаций. Левий Матвей отпустил Иешуа одного, а это было ошибкой. Возможно, из-за этого он и не избавил своего учителя от казни и истязаний.

    Левий впадает в отчаяние, проклинает Бога за то, что тот допустил смерть Иешуа. В таком же отчаянии находится и мастер, когда его ненадолго оставляет Маргарита. И герой в порыве уничтожает свой труд.

    Интересно то, что предав Иешуа Левий заслужил свет, а мастер, никого не предавший, не заслужил.

    Но на самом деле масштабы поступков героев несопоставимы. Левий хотел спасти человека от мучений даже ценой своей жизни, того, кто любил всех и считал, что злых людей нет вообще. Ученик Иешуа боролся за справедливость, не за себя, а за своего учителя. Мастер же хотел соответствовать той любви, которая была ему подарена Маргаритой и которая возвысила его. То есть, фактически, мастера беспокоят только их с Маргаритой отношения.

    Следовательно, поступок Левия Матвея оценен в романе выше, чем любовные переживания главных героев. И мне кажется, что именно поэтому Левий и заслужил свет, последовав за учителем.

    А мастер и Маргарита обретают покой, но он, вероятно, не награда для них. Герои получают его из рук дьявола; Воланд интерпретирует покой следующим образом: О, трижды романтический мастер, неужто вы не хотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта?..

    Но мастер - творец, вольная натура, и страшнее этого покоя для него сложно придумать, ведь существование героя будет бессмысленно. ... память мастера, беспокойная, исколотая иглами память, стала потухать....

    Все это происходит благодаря Воланду, представителю силы зла в романе. Но для Булгакова идея о том, что Бог творит добро, а дьявол - зло, далеко не очевидна. Ведь, например, жертвами Воланда становятся нечестные люди, то есть сверхгерой, коим и является Воланд, по сути, обличает пороки общества.

    - К. М.), если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?

    С одной стороны, покой - это зло для героя, как уже говорилось выше. Но ведь Воланд освобождает мастера от земных мучений, страданий, которые испытали возлюбленные; он предлагает им новый гармоничный мир.

    Раздел сайта: