Крючков В.П.: "Еретики" в литературе - Л. Андреев, Е. Замятин, Б. Пильняк, М. Булгаков
"Люди как люди" в романе "Мастер и Маргарита".
Вопросы к роману "Мастер и Маргарита"
Вопросы к роману "Мастер и Маргарита"
- Творческая история и история публикации романа (варианты названий, эволюция замысла, различные редакции).
- В какой степени название романа "Мастер и Маргарита" является "эквивалентом" текста романа (является выражением содержания романа)?
- Жанровые особенности романа. "Мастер и Маргарита" как двойной роман.
- Символическое содержание мотива грозы в "древней" и "современной" частях романа.
- Кантианские мотивы в романе, нравственное доказательство бытия Бога, предложенное Кантом.
- Иисус из Назарета и Иешуа Га-Ноцри: общее и различное.
- Иешуа как трагический образ.
- Иешуа Га-Ноцри и Мастер (романные судьбы героев).
- Необычный Воланд. Эпиграф к роману и его смысл.
- Воланд и его предшественники в мировой литературе: Люцифер в "Божественной комедии" Данте и Мефистофель в "Фаусте" И. Гете.
- Мотив зеркала и его художественная функция в романе.
- Массовые сцены в романе и их художественная функция.
- Иешуа и Воланд: диалектика добра и зла, света и тьмы в романе.
- Прототипы М. А. Берлиоза.
- Можно ли провести параллель между двумя балами: балом Воланда и балом в Доме Грибоедова?
- Путь Ивана Бездомного в романе.
- Понтий Пилат: преступление, наказание, прощение.
- "не заслужил света, а заслужил покой"?
- Авторские ценности в романе "Мастер и Маргарита".
- Покой, свобода, бездна в финале романа.
- "Мастер и Маргарита" и "Божественная комедия" Данте (часть 3-я — "Рай").