• Приглашаем посетить наш сайт
    Иностранная литература (ino-lit.ru)
  • Котова Мария: Коммунальная жизнь в прозе Булгакова

    Коммунальная жизнь в прозе Булгакова

    Бытовые явления, действительные происшествия и исторические персонажи, перекочевавшие из коммунальной жизни писателя в его сочинения.

    Оказавшись в Москве осенью 1921 года, Булгаков вместе с первой женой Татьяной Лаппа вселился в комнату своего зятя Андрея Земского, мужа сестры Надежды, уехавшего в Киев. Комната эта находилась в квартире № 50, одной из самых шумных и густонаселенных коммунальных квартир дома № 10 по Большой Садовой улице. С тех пор описания коммунального быта стали постоянно встречаться в прозе Булгакова — от первых рассказов («Воспоминание…», «Самогонное озеро» и др.) и повестей («Собачье сердце») до романов «Записки покойника» и «Мастер и Маргарита». 

    Прописка

    — и, шире, о распределении жилплощади — принималось правлением жилтоварищества дома, затем списки жильцов подавались в милицию, а копии отправлялись в Московское управление недвижимым имуществом (МУНИ).

    Прописка, распределение жилой площади и могущественная фигура управдома часто упоминаются в прозе Булгакова.

    «Мастер и Маргарита» (1929–1940)

    После гибели Берлиоза три комнаты, которые он занимал в квартире № 50 дома № 302-бис по Садовой улице, переходят в распоряжение жилищного товарищества. Председатель жилтоварищества Никанор Иванович Босой, скрываясь от претендентов на освободившуюся жилплощадь, заходит в одну из опечатанных комнат покойного и обнаруживает там Коровьева, который представляется «переводчиком при особе иностранца, имеющего резиденцию в этой квартире». Директор Варьете Степан Богданович Лиходеев также проживает в квартире № 50. 

    «Никанор Иванович открыл рот. Наличность какого-то иностранца, да еще с переводчиком, в этой квартире явилась для него совершеннейшим сюрпризом, и он потребовал объяснений. Переводчик охотно объяснился. Иностранный артист господин Воланд был любезно приглашен директором Варьете Степаном Богдановичем Лиходеевым провести время своих гастролей, примерно недельку, у него в квартире, о чем он еще вчера написал Никанору Ивановичу, с просьбой прописать иностранца временно, покуда сам Лиходеев съездит в Ялту.

    — Ничего он мне не писал, — в изумлении сказал председатель.

    — А вы поройтесь у себя в портфеле, Никанор Иванович, — сладко предложил Коровьев.

    Никанор Иванович, пожимая плечами, открыл портфель и обнаружил в нем письмо Лиходеева.

    — Как же это я про него забыл? — тупо глядя на вскрытый конверт, пробормотал Никанор Иванович.

    — То ли бывает, то ли бывает, Никанор Иванович! — затрещал Коровьев».

    Булгакову, как и его героям, пришлось иметь дело с правлением дома № 10 по Большой Садовой. В реальности все происходило далеко не так гладко, как у нечистой силы в романе. Председателем домового управления осенью 1921 года был сорокатрехлетний Василий Осипович Осипов — картонажник-вырубальщик 16-й типографии Мосполиграфа. О попытках Булгаковых прописаться в комнате Андрея Земского вспоминала Татьяна Лаппа: «И в домоуправлении были горькие пьяницы, они все ходили к нам, грозили выписать Андрея и нас не прописывали, хотели, видно, денег, а у нас не было». Зарегистрировали Булгакова только после того, как он написал Н. К. Крупской и она прислала записку в правление дома с просьбой прописать сотрудника ее ведомства (то есть Главполитпросвета) Михаила Булгакова.

    Сам Булгаков не раз возвращался к волнующей его теме в письмах родным.

    Например, в письме от 18 апреля 1922 года: «Вероятно (а может быть, и нет), на днях сделают попытку выселить меня, но встретят с моей стороны сопротивление на законн[ом] основании (должность: у Боба1 старшим инженером служу с марта  ». Съехать из дома № 10 Булгаков смог только в ноябре 1924 года.

    «№ 13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна» (1922)

    Рассказ посвящен истории дома № 13. До революции это был доходный дом, принадлежавший человеку по фамилии Эльпит; в нем жили богатые и респектабельные люди. Управляющим в доме Эльпита был Борис Самойлович Христи. После революции дом превращается в «Рабкоммуну», заселяется новыми жильцами и теряет свой лоск: на лестничных площадках исчезают лампы, лифты перестают работать, в квартирах сжигают паркет.

    «Но было чудо: Эльпит-Рабкоммуну топили. Дело в том, что в полуподвальной квартире, в двух комнатах, остался… Христи. Те три человека, которым досталась львиная доля эльпитовских ковров и которые вывесили на двери Де-Баррейна в бельэтаже лоскуток: «Правление», поняли, что без Христи дом Рабкоммуны не простоит и месяца. Рассыплется».

    Реальность

     10, Ильи Давидовича Пигита (выведенного в рассказе под именем Эльпит). После революции Сакизчи остался в доме и жил вместе с женой и дочерью в квартире № 53. Сакизчи, как и члены правления дома, немало крови испортил Булгакову в связи с пропиской. 1 декабря 1921 года Булгаков сообщал новости в очередном письме: «Одно время пережил натиск со стороны компании из конторы нашего милого дома. „Да А[ндрея] М[ихайловича] триста шестьдесят пять дней не бывает. Нужно его выписать. И вы тоже неизвестно откуда взялись…“ и т. д. и т. д. Не вступая ни в какую войну, дипломатически вынес в достаточной степени наглый и развязный тон в особенности со стороны С[акизчи], смотрителя. По-видимому, отцепились.

    <…> С[акизчи] довел меня до белого каления, но я сдерживался, п[отому] ч[то] не чувствую, на твердой ли я почве».

    Котова Мария: Коммунальная жизнь в прозе Булгакова

    Доверенность, выданная правлением рабочей коммуны И. В. Сакизчи для получения договора на управление домом

    © ЦГА Москвы, отдел хранения документов после 1917 года

    Уплотнение

    — «уплотнение». Жилищное товарищество имело право подселять в комнаты и квартиры посторонних людей, если на каждого имеющегося там жильца приходилось более шестнадцати квадратных аршин (вспомним реплику Шарикова из «Собачьего сердца»: «Я на шестнадцати аршинах здесь сижу и буду сидеть»).

    «Собачье сердце» (1925)

    Вечером того дня, когда пес Шарик попадает к Филиппу Филипповичу Преображенскому, к профессору приходят четверо молодых людей. Они представляются новым домоуправлением дома, в котором находится квартира Преображенского. Фамилия одного из членов домоуправления — Швондер.

    «— Мы — управление дома, — с ненавистью заговорил Швондер, — пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома. <…> Вы один живете в семи комнатах.

    — Я один живу и работаю в семи комнатах, — ответил Филипп Филиппович, — и желал бы иметь восьмую. Она мне необходима под библиотеку.

    <…> Трое, открыв рты, смотрели на оплеванного Швондера.

    — Это какой-то позор… — несмело вымолвил тот. <…> Четверо молча вышли из кабинета, молча прошли приемную, молча — переднюю, и за ними слышно было, как закрылась тяжело и звучно парадная дверь».

    Реальность

    Прототипу Филиппа Филипповича — дяде Булгакова, врачу Николаю Михайловичу Покровскому, жившему на Пречистенке, повезло гораздо меньше. В письме сестре Надежде от 24 марта 1922 года Булгаков сообщал, в частности: «Дядю Колю, несмотря на его охранные грамоты, уплотнили. Дядю 2  ».

    Николай Покровский был очень известным врачом, бывшим ассистентом знаменитого профессора гинекологии Владимира Федоровича Снегирева. Он вел врачебную практику на дому и имел документы, подтверждающие его право на дополнительную площадь сверх установленной нормы в шестнадцать квадратных аршин на одного жильца (те самые «охранные грамоты»).

    Разнообразными мандатами удавалось запастись далеко не всем. Некоторые после этого вынуждены были защищать свои интересы в суде. Так, например, художник Георгий Якулов (сосед и знакомец Булгакова), у которого правление пыталось отобрать огромную художественную мастерскую в доме № 10 и заселить ее рабочими, предоставлял суду бумаги, доказывающие, что мастерская не является жилым помещением. Его отношения с правлением дома были почти так же плохи, как и у Булгакова. В такой же ситуации находились художники Николай фон Бооль (до революции — управляющий Московской конторой императорских театров и императорских театральных училищ) и Петр Кончаловский, занимавшие в том же доме художественные мастерские «с повышенной кубатурой и световой площадью» (из отчета инспектора МУНИ).

    Котова Мария: Коммунальная жизнь в прозе Булгакова

    Страница из протокола общего собрания членов жилищного товарищества дома № 10 по Большой Садовой от 24 апреля 1924 года. Упоминаемая в протоколе Татьяна Николаевна Логинова (служащая мастерской по выработке венской извести) была сестрой Георгия Якулова

    «Текущие дела
    „одна шайка“.
    Председатель собрания Барыкин,
    секретарь собрания Хрынин».

    © ЦГА Москвы, отдел хранения документов после 1917 года

    Самоуплотнение

    — помимо суда и долгого обмена письмами с Московским управлением недвижимым имуществом — было самоуплотнение. Жильцам давали право в течение двух недель уплотниться самостоятельно, добровольно подселив к себе нуждающихся в жилплощади по своему вкусу.

    «Московские сцены» (1923)

    В фельетоне речь идет о «бывшем присяжном поверенном» — «одном из самых сообразительных людей в Москве, если не самом сообразительном».

    «С Плющихи он привез Зинаиду Ивановну и поселил ее в бывшей спальне, комнате на солнечной стороне. Кузен приехал через три дня из Минска. Он кузена охотно и быстро приютил в бывшей приемной (из передней направо) и поставил ему черную печечку. Затем пятнадцать пудов муки он всунул в библиотеку (прямо по коридору), запер дверь на ключ, повесил на дверь ковер, к ковру приставил этажерку, на этажерку пустые бутылки и какие-то старые газеты, и библиотека словно сгинула — сам черт не нашел бы в нее хода. Таким образом, из шести комнат осталось три. В одной он поселился сам, с удостоверением, что у него порок сердца, а между оставшимися двумя комнатами (гостиная и кабинет) снял двери, превратив их в странное двойное помещение. <…> Три года люди в серых шинелях и черных пальто, объеденных молью, и девицы с портфелями и в дождевых брезентовых плащах рвались в квартиру, как пехота на проволочные заграждения, и ни черта не добились».

    Реальность

     10. Манасевичу посоветовали выбрать в жильцы тихих, интеллигентных Булгаковых. Таким образом летом 1924 года Булгаковы из «гнусной» квартиры 50 переехали в квартиру 34. Лаппа вспоминала об этом переезде: «У них там пять комнат было. В столовой Артур Борисович жил; в гостиной — его жена; еще в одной комнате женщина одна жила с сыном Вовкой, Фелицата Николаевна ее звали; прислуга жила при кухне, вместо ванны ей кровать поставили. А мы стали жить в последней комнате налево».

    Коррупция

    Деятельность жилищных товариществ и могущество домоуправов порождали множество злоупотреблений — суды 1920-х годов были завалены делами о взятках, растратах и неправомерных действиях жилтовариществ при распределении жилплощади.

    «Мастер и Маргарита» (1929–1940)

    Коровьев убеждает председателя жилтоварищества Никанора Ивановича Босого в том, что директор Варьете Лиходеев, уезжая в Ялту, просил поселить в его комнатах иностранного артиста господина Воланда. Поскольку единственным соседом Лиходеева по квартире был погибший под трамваем Берлиоз, Коровьев уговаривает Никанора Ивановича от имени жилтоварищества сдать Воланду всю квартиру № 50 на неделю за пять тысяч рублей. Никанор Иванович вспоминает о ближайших нуждах жилтоварищества и соглашается.

    «Пересчитав деньги, председатель получил от Коровьева паспорт иностранца для временной прописки, уложил его, и контракт, и деньги в портфель и, как-то не удержавшись, стыдливо попросил контрамарочку… <…> И эту контрамарочку переводчик левой рукой ловко всучил Никанору Ивановичу, а правой вложил в другую руку председателя толстую хрустнувшую пачку. Метнув на нее взгляд, Никанор Иванович густо покраснел и стал ее отпихивать от себя. <…> И тут случилось, как утверждал впоследствии председатель, чудо: пачка сама вползла к нему в портфель. А затем председатель, какой-то расслабленный и даже разбитый, оказался на лестнице. Вихрь мыслей бушевал у него в голове. Тут вертелась и эта вилла в Ницце, и дрессированный кот, и мысль о том, что свидетелей действительно не было и что Пелагея Антоновна обрадуется контрамарке. <…>

    — Бог истинный, бог всемогущий, — заговорил Никанор Иванович, — все видит, а мне туда и дорога. В руках никогда не держал и не подозревал, какая такая валюта! Господь меня наказует за скверну мою, — с чувством продолжал Никанор Иванович, то застегивая рубашку, то расстегивая, то крестясь, — брал! Брал, но брал нашими, советскими! Прописывал за деньги, не спорю, бывало. Хорош и наш секретарь Пролежнев, тоже хорош! Прямо скажем, все воры в домоуправлении. Но валюты я не брал!»

    Реальность

    В 1925 году под судом оказался председатель правления дома № 10 по Большой Садовой, тридцатилетний Николай Зотикович Раев, член партии, служащий, зав. складом Госбанка. Его жену звали Пелагеей, как и жену Никанора Ивановича Босого в романе «Мастер и Маргарита».

    Николай Зотикович Раев был избран председателем правления жилтоварищества дома № 10 в апреле 1924 года, но уже в следующем, 1925 году в августе был смещен с должности. Как показывают протоколы собрания жильцов дома, Раева пытались уличить в растрате, но доказать это не удалось. В результате его привлекли к ответственности за «самоуправные действия и отказ подчиниться решению Нарсуда». Об этом сообщала подробная заметка в газете «Известия» от 22 мая 1925 года с характерным названием «Нарушителей революционной законности — под суд!» Из заметки следовало, что Раев, обязанный по решению суда переселить безработную гражданку Левчук тридцати девяти лет из подвальной квартиры № 42 в хорошее помещение, вместо этого отдал комнату в квартире 48 на третьем этаже гражданину Василевскому — тридцатипятилетнему наборщику типографии Воздухофлота (вероятно, небезвозмездно). Суд признал правоту истицы, Раева приговорили к трем месяцам принудительных работ по месту службы с понижением оклада на один разряд. Репортер отмечал, как кажется, не без удовольствия: «Зал был переполнен жильцами дома, т. к. большинство интересовалось исходом дела». В Московском управлении недвижимым имуществом потребовали немедленно переизбрать председателя. Правление жилтоварищества через фракцию РКП(б) дома пыталось защитить Раева и сохранить ему должность, но из этого ничего не вышло. 3 августа был избран новый председатель правления жилтоварищества дома № 10 — Иван Иванович Кабанов.

    в «Известиях».

    Котова Мария: Коммунальная жизнь в прозе Булгакова

    Протокол № 11 общего собрания членов фракции РКП(б) дома № 10 по Большой Садовой от 28 июля 1925 года

    На собрании была вынесена резолюция в поддержку председателя правления Н. З. Раева.

    © ЦГА Москвы, отдел хранения документов после 1917 года

    Соседи

    Котова Мария: Коммунальная жизнь в прозе Булгакова

    В д[оме] № 10 Б[ольшой] Садовой улице Рабоч[его] Жил[ищного] Т[оварищест]ва жильцов состоит — 593 человек, из них:
    рабочих — 355 чел[овек]
    служащих — 166 чел[овек]
    сост[оящих] на Б[ирже] Тр[уда] — 30 чел[овек]
    — 13 чел[овек]
    Своб[одных] Проф[ессий] — 29 чел[овек]
    593 чел[овека]
    Председатель Правления Г. Козлов
    22/VIII — 23 г.

    © ЦГА Москвы, отдел хранения документов после 1917 года

    Вместе с Михаилом Булгаковым и его женой в коммунальной квартире № 50 жили еще 16 человек — краскотер 2-й Московской фабрики Гознак, приемщица Первой образцовой типографии, торговка пирожками, рабочий хлебопекарни, наборщик профтехшколы, торговец в лавке, несколько безработных и т. д. Все они становились участниками кухонных склок, ссорились, ругались, дрались, продавали из-под полы самогон и напивались сами. Комната Булгаковых располагалась ровно напротив кухни — от главного коммунального поля битвы их отделяла только тонкая полоска коридора. В своем дневнике 1922–1925 годов Булгаков крайне нелестно отзывается о квартире и ее обитателях и называет свою комнату «гнусная комната гнусного дома». Многие из его соседей стали персонажами его прозы, а рассказ «№ 13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна» полностью посвящен дому 10 и его жителям.

    «Самогонное озеро» (1923)

    Рассказ написан от лица молодого журналиста, живущего с женой в комнате коммунальной квартиры. Ниже приводится самое начало рассказа.

    «В десять часов вечера под Светлое Воскресенье утих наш проклятый коридор. В блаженной тишине родилась у меня жгучая мысль о том, что исполнилось мое мечтанье, и бабка Павловна, торгующая папиросами, умерла. Решил это я потому, что из комнаты Павловны не доносилось криков истязуемого ее сына Шурки».

    Татьяна Лаппа вспоминала о квартире 50: «На другой стороне коридора посредине была кухня. По обе стороны ее жили вдова Горячева с сыном Мишкой — и она этого Мишку лупила я не знаю как, типографские рабочие — муж и жена, горькие пьяницы, самогонку пили». Анна Федоровна Горячева потом не раз еще появится в прозе Булгакова и в его дневнике.

    «Самогонное озеро» (1923)

    Наступает утро пасхального воскресенья. Василий Иванович — квартирохозяин квартиры № 50, в которой живет молодой журналист; Катерина Ивановна — его жена. 

    «Утром в девять праздник начался матлотом3  , исполненным Василием Ивановичем на гармонике (плясала Катерина Ивановна), и речью вдребезги пьяного Аннушкиного Миши, обращенной ко мне. Миша от своего лица и от лица неизвестных мне граждан выразил мне свое уважение. В 10 пришел младший дворник (выпивший слегка), в 10 ч. 20 м. старший (мертво пьяный), в 10 ч. 25 м. истопник (в страшном состоянии). Молчал и молча ушел. 5 миллионов, данные мною, потерял тут же в коридоре. В полдень Сидоровна нахально не долила на три пальца четверть Василию Ивановичу».

    Реальность

    Из воспоминаний Татьяны Лаппа: «Купят самогону, напьются, обязательно начинают драться, женщины орут: „Спасите, помогите!“ Булгаков, конечно, выскакивает, бежит вызывать милицию. А милиция приходит — они закрываются на ключи, сидят тихо. Его даже оштрафовать хотели».

    «№ 13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна» (1922)

    — описание перемен, произошедших с домом Эльпита после революции.

    «Эльпит сам ушел в чем был. Вот тогда у ворот рядом с фонарем (огненный «№ 13»), прилипла белая таблица и странная надпись на ней: «Рабкоммуна». Во всех 75 квартирах оказался невиданный люд. Пианино умолкли, но граммофоны были живы и часто пели зловещими голосами. Поперек гостиных протянулись веревки, а на них — сырое белье. Примусы шипели по-змеиному, и днем и ночью плыл по лестницам щиплющий чад. Из всех кронштейнов лампы исчезли, и наступал ежевечерне мрак. В нем спотыкались тени с узлом и тоскливо вскрикивали:

    — Мань, а Ма-ань! Где ж ты? Черт те возьми!

    В квартире 50 в двух комнатах вытопили паркет. Лифты… Да, впрочем, что тут рассказывать…»

    Реальность

     10. В действительности он умер в 1915 году, и после этого вплоть до революции домом распоряжалась его семья. В 1917 году дом национализировали и передали первой в Москве рабочей коммуне, созданной рабочими бывшей типографии И. Машистова. Родственники Пигита остались жить в своей владельческой пятой квартире — с десятью новыми пролетарскими жителями. 

    Рабочая коммуна просуществовала до лета 1922 года, затем в Московском управлении недвижимым имуществом было принято решение о передаче дома в управление новому рабочему жилищному товариществу. Кто-то из жильцов написал анонимную жалобу в МУНИ на членов нового правления: «Во главе Правления Т-ва орудует небольшая группа несознательных рабочих под дережирством [sic] некоего ПЕТРОВА ВАСИЛЬЕВА, служащего Центропечати, но никогда не стоявшего у станка, как мы коренные типографы, а в настоящее время спекулирующего на перепродаже бумаги и др. предметов». Однако это не помогло, и рабочую коммуну все же распустили.

    «№ 13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна» (1922)

    Бывший домовладелец Эльпит уверен, что новая власть долго не продержится и дом № 13 скоро ему вернется. Поэтому, сидя в квартире на другом конце города, он с помощью бывшего управляющего Христи внимательно следит за тем, чтобы дом выстоял. Для этого важно, чтобы зимой дом постоянно отапливался, иначе жильцы начнут топить буржуйки и выведут трубы в не предназначенные для этого вентиляционные отверстия, а это практически наверняка приведет к пожару. Эльпиту удается выполнять эту миссию до февраля, когда ему не выдают нефть для отопления дома. Тем не менее Христи и «санитарный наблюдающий» Нилушкин Егор следят за тем, чтобы жильцы не топили печки, даже несмотря на мороз.

    «На шестой день пытка стала нестерпимой. Бич дома, Пыляева Аннушка, простоволосая, кричала в пролет удаляющемуся Нилушкину Егору:

    — Сволочи! Зажирели за нашими спинами! Только и знают — самогон лакают. А как обзаботиться топить — их нету! У-у, треклятые души! Да с места не сойти, затоплю седни. Права такого нету — не дозволять! Косой черт! (Это про Христи!) Ему одно: как бы дом не закоптить… Хозяина дожидается, нам все известно!.. По его, рабочий человек хоть издохни!..»

    Реальность

    Прототипом Аннушки Пыляевой, из-за которой в рассказе сгорел знаменитый дом Эльпит-Рабкоммуна, послужила уже упоминавшаяся Анна Федоровна Горячева, 52 лет, проживавшая рядом с кухней в комнате по соседству с Булгаковыми. Именно о ней с раздражением писал Булгаков в своем дневнике 29 октября 1923 года:

    «Сегодня впервые затопили. Я весь вечер потратил на замазывание окон4 .

    Первая топка ознаменовалась тем, что знаменитая Аннушка оставила на ночь окно в кухне настежь открытым. Я положительно не знаю, что делать со сволочью, что населяет эту квартиру. У меня в связи с болезнью тяжелое нервное расстройство, и такие вещи выводят меня из себя».

    Эта же Аннушка позднее станет невольной причиной гибели Берлиоза под колесами трамвая в романе «Мастер и Маргарита».

    «Псалом» (1923)

    — самое начало рассказа, который практически целиком состоит из диалога: мужчина, в комнате которого происходит действие, разговаривает с сыном соседки, а затем, когда мальчик засыпает, — с самой соседкой.

    «Первоначально кажется, что это крыса царапается в дверь. Но слышен очень вежливый человеческий голос:

    — Мозно зайти?

    — Можно, пожалуйте.

    Поют дверные петли.

    — Иди и садись на диван!

    (От двери.) — А как я по паркету пойду?

    — А ты тихонечко иди и не катайся. Ну-с, что новенького?

    — Нициво.

    — Позвольте, а кто сегодня утром ревел в коридоре?

    — Я ревел.

    — Почему?

    — Меня мама наслепала.

    — За что?

    (Напряженнейшая пауза.) — Я Сурке ухо укусил».

    Позднее в разговорах с Мариэттой Чудаковой и Леонидом Паршиным Татьяна Лаппа вспоминала соседей по квартире: «Кого только в нашей квартире не было! По той стороне, где окна выходят на двор, жили так: хлебопек, мы, дальше Дуся-проститутка; к нам нередко стучали ночью: „Дуся, открой!“ Я говорила: „Рядом!“ <…> Дальше жил начальник милиции с женой, довольно веселой дамочкой… Муж ее часто бывал в командировке; сынишка ее забегал к нам…»

    «Псалом». 

    Собрала Мария Котова

    Источники

    1 Боб — Борис Михайлович Земский, старший брат Андрея Земского. Он работал в Научно-техническом комитете при Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского и устроил туда Булгакова заведующим издательской частью. 9 апреля 1922 года Борис Земский писал своему брату Андрею и его жене: «Булгаковых мы очень полюбили и видимся почти каждый день. Миша меня поражает своей энергией, работоспособностью, предприимчивостью и бодростью духа. Мы с ним большие друзья и неразлучные собеседники». 

    2 Имеется в виду Михаил Михайлович Покровский, брат Николая Покровского, который часто жил у брата в специально отведенной для него комнате.

    3 Матлот — матросский танец.

    4