• Приглашаем посетить наш сайт
    Пушкин (pushkin-lit.ru)
  • Корман Илья: "Зачем горят рукописи" (сборник статей)
    Подготовка к визиту

    ПОДГОТОВКА К ВИЗИТУ

    Воланд и его спутники тщательно готовили свой визит в Москву.

    1. В рамках подготовки к визиту в Москве и ее окрестностях были построены и введены в действие четыре объекта:

    - клиника Стравинского (см. "Свидетель находит автора");

    - трамвайная линия "с Ермолаевского на Бронную" (см. там же);

    - дом Драмлита ("роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома");

    - чебуречная "Ялта" в Пушкино. Чебуречная нужна для создания ложного следа при поисках Лиходеева, выброшенного в Ялту.

    2. Нечистая сила организовала поездку Ивана Бездомного в Ялту для прослушивания оперы "Фауст":

    "– ... Простите, может быть, впрочем, вы даже оперы "Фауст" не слыхали?

    Иван почему-то страшнейшим образом сконфузился и с пылающим лицом что-то начал бормотать про какую-то поездку в санаторию в Ялту..."

    Прослушать оперу нужно для того, чтобы поэт оказался хоть в какой-то степени подготовленным – ну, если не к встрече с Воландом на Патриарших, то хотя бы к разговору с Мастером в клинике.

    3. Ялта фигурирует в писательских разговорах:

    "Я вчера два часа протолкался у Грибоедова..." – "Ну и как?" – "В Ялту на месяц добился".

    Не слишком ли много Ялты? Бездомный, Лиходеев, чебуречная, Грибоедов... В чем дело?

    Дело в том, что близ Ялты, в Ливадии, находилась летняя резиденция российских императоров. Постоянная же резиденция была в Петербурге, в Зимнем дворце, и в Петербурге же находилась гостиница "Астория", где укрылся Римский.

    Нечистая сила хочет обставить свой визит "по-царски". Дьявольская делегация потому, в частности, прибывает в район Патриарших прудов, что там когда-то находилась резиденция церковного владыки – патриарха Московского и всея Руси. А две резиденции светского владыки – императора всероссийского – находились: летняя в Ялте, а постоянная в Петербурге. И не случайно Ялта и Зимний дворец образуют крайние звенья в цепи вожделенных писательских мест: "Ялта, Суук-Су, Боровое, Цихидзири, Махинджаури, Ленинград (Зимний дворец)".

    Вот почему Лиходеева вышвыривают в Ялту и вот почему Римский бежит в Ленинград.

    4. "Обставить по-царски" – это, в частности, означает: "чтобы было много искусства". И потому:

    - "из всех окон, из всех дверей, из всех подворотен, с крыш и чердаков вырывался хриплый рев полонеза из оперы "Евгений Онегин";

    "тяжелый бас пел о своей любви к Татьяне";

    - во сне Никанора Ивановича исполнялись отрывки из "Скупого рыцаря";

    - чебуречная "Ялта" открылась не где-нибудь, а в Пушкино;

    - герои романа носят имена деятелей искусства: Михаил Александрович (то есть Врубель) Берлиоз, Александр Николаевич (то есть Скрябин) Стравинский, Римский (то есть Римский-Корсаков). Причем таких деятелей, в творчестве которых присутствуют дьявольские (мефистофельские), языческие или, наоборот, христианские мотивы:

    у Врубеля есть цикл картин о Демоне,

    у Гектора Берлиоза – опера-оратория "Осуждение Фауста" и кантата «Детство Христа»,

    (в противоположность Михаилу Берлиозу, отрицавшему историчность Христа),

    у Скрябина – симфоническая поэма "Прометей",

    у Игоря Стравинского – балет "Весна священная" с языческими мотивами в духе шабаша на Лысой горе,

    а Римский-Корсаков обработал и завершил музыкальную картину М. Мусоргского "Ночь на Лысой горе";

    - на балу у Сатаны играет оркестр Иоганна Штрауса, "и пусть меня повесят в тропическом лесу на лиане, если на каком-нибудь балу когда–либо играл такой оркестр";

    - когда гражданка в ванной говорит Ивану: "Федор Иваныч сейчас вернется", то это можно трактовать как предсказание о возвращении Шаляпина из эмиграции;

    - грибоедовский джаз и патефон дочери профессора Кузьмина исполняют фокстрот "Аллилуйя", а Маргарита отправляется в полет под звуки "громового виртуозного" и "совершенно обезумевшего" вальса;

    - самым главным произведением искусства является, конечно, роман о Пилате, написанный Мастером с тайной помощью Воланда (см. "Свидетель находит автора". Отметим также, что буква М на шапочке Мастера, будучи перевёрнутой, обращается в букву W, указывающую на Воланда);

    - ряд эпизодов и сцен "Мастера и Маргариты" содержит аллюзии на роман Мастера (например, буфетчик Соков в "нехорошей квартире" видит на спинке стула "траурный плащ, подбитый огненной материей". "Траурный" – значит черный. А в романе Мастера Пилат носит "белый (!!) плащ с кровавым подбоем"), а также на произведения русской классики (например: "В ближайшей комнате № 6, где помещался счетно-проверочный отдел..." – намек на чеховскую "Палату № 6", а столик с водкой и закуской у постели Лиходеева взят из квартиры капитана Лебядкина, ждущего ночного гостя – Ставрогина:

    "– Это что же у вас там в углу под скатертью? – вдруг обратил внимание Николай Всеволодович.

    – Это-с, – повернулся тоже и Лебядкин, – это от ваших же щедрот, в виде, так сказать, новоселья, взяв тоже во внимание дальнейший путь и естественную усталость, – умилительно подхихикнул он, затем встал с места и на цыпочках, почтительно и осторожно снял со столика в углу скатерть. Под нею оказалась приготовленная закуска: ветчина, телятина, сардины, сыр, маленький зеленоватый графинчик и длинная бутылка бордо; все было улажено чисто, с знанием дела и почти щегольски").

    5. По каким соображениям Воланд и его слуги выбрали квартиру № 50? Ну, прежде всего, по самым примитивным – из-за ее просторности.

    с утраченной фамилией и чета Беломут. Ну, а раз драгоценности незаконные, то для очистки квартиры от ее корыстных обитателей не зазорно прибегнуть к помощи ГПУ: "милиционера" в белых перчатках и его сподвижников.

    В-третьих, тут есть французский след. Судя по фамилии, ювелир де Фужере – француз. А у Маргариты в предках – французская королева, и ей, Маргарите, предстоит быть королевой бала.

    И придется ювелиру

    Уступить cвою квартиру.

    – чтобы продемонстрировать им их бессилие и ничтожность и подготовить их к вопросу: "ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?" Икотой, например.

    «Москве – Петушках».

    Раздел сайта: