• Приглашаем посетить наш сайт
    Культурология (cult-lib.ru)
  • Паршин Л.: Кончаковский, Мягков и Булгаков - новая загадка (отрывок из книги "Чертовщина в Американском посольстве в Москве... " )

    Кончаковский, Мягков и Булгаков - новая загадка

    Отрывок из книги "Чертовщина в Американском посольстве в Москве..." редакции 2008.

    "Дикое поле", 2007/2008, № 11, с. 283-291.

    В кругу новых знакомых Булгаков читает свои произведения, знакомится с Заяицким, Долгоруковым, Ляминым, Ушаковой, Венкстерн, Топлениновым, Шервинским, Шапошниковым, Дмитриевым, Вильямсом, Петровским. Николай Николаевич Лямин стал наиболее близким другом Булгакова. Потомственный Почетный гражданин Москвы, внук Городского головы, филолог, окончивший Московский университет, он прекрасно знал историю, философию, литературу и искусство, свободно владел несколькими языками, имел замечательную библиотеку. Он во многом восполнял гуманитарные пробелы в образовании Булгакова. Много времени проводили они в беседах, за шахматной доской, в прогулках на лыжах. Очень тепло относился Булгаков и к его жене Наталии Абрамовне Ушаковой, которая до сих пор обладает общительным, веселым характером и доброжелательностью (1). В годы репрессий Николай Николаевич, как и многие другие представители интеллигенции, был арестован в первый раз, с началом войны — второй и погиб в Свердловске в тюремной больнице НКВД от истощения. Сейчас он посмертно реабилитирован. Как заметила Н. А. Ушакова, в комментариях к ранней редакции романа «Мастер и Маргарита», Б. Мягков ошибочно сообщает его профессию — художник; ошибочно указывает на его знакомство с Б. Земским; ошибочно приводит фамилию Н. А. Ушаковой: Лямина-Ушакова (2). Мы с ней часто смеялись над ляпами Мягкова, а когда нам это надоело, то сделали из ватмана коробочку со щелкой и договорились платить штраф 10 копеек, если кто произнесет его имя. Дело, конечно, не только в ляпах. «Боюсь, что пошлость становится стилем литературоведения. Пошлость пропитывает обе книги Б. Мягкова о Булгакове. Но она же, пошлость, кажется, и обеспечила этим книгам популярность и признание» – пишет Л. Яновская.(3) Однажды, когда я пришел к Ушаковой, она вся кипела, но молчала. Потом не выдержала, достала рубль, положила в коробочку и стала крыть Мягкова вдоль и поперек.

    Паршин Л.: Кончаковский, Мягков и Булгаков - новая загадка (отрывок из книги Чертовщина в Американском посольстве в Москве... )

    Я познакомился с ним в 1979 году случайно. Друзья повели меня на частную квартиру, где он читал нелегальную лекцию о Булгакове. Я пришел с большим листом ватмана – моей схемой булгаковской Москвы. Из лекции запомнилось три момента. Категорическое утверждение, что Булгаков не собирался покидать Россию; Мягков свободно оперировал массой ксерокопий, в том числе, нелегальной зарубежной литературы, и я удивился, что он не боится – доступ к ксероксам строго контролировался, а среди нас наверняка сидело два-три кагэбешника (это и другим бросалось в глаза – см. Кораблев А. А. …(4)); после лекции Мягков собрал с нас по рублю.

    Я показал ему свою схему, и он попросил ее у меня на несколько дней. Потом он предложил объединить наши материалы и опубликовать. Я обрадовался. Напечататься в прессе, да еще какому-то случайному человеку, да еще о Булгакове – фантастика! Мягков предложил добавить к нашим фамилиям еще какого-то Александра Шамаро – номенклатурного «москвоведа». Черт с ним, пусть приклеивается. Однако вскоре, когда я был у Мягкова дома, случайно увидел, что моя фамилия среди авторов отсутствует. Мягков растерялся, потом объяснил, что она не понравилась редакции. Украли материалы, значит. Я проглотил. 

    Паршин Л.: Кончаковский, Мягков и Булгаков - новая загадка (отрывок из книги Чертовщина в Американском посольстве в Москве... )

    Паршин Л.: Кончаковский, Мягков и Булгаков - новая загадка (отрывок из книги Чертовщина в Американском посольстве в Москве... )

    Паршин Л.: Кончаковский, Мягков и Булгаков - новая загадка (отрывок из книги Чертовщина в Американском посольстве в Москве... )

    Так началось наше сотрудничество. Мы приходили друг к другу, вместе ездили по Москве, вместе работали (у него не было пишущей машинки или она была в ремонте). Дошло дело до книги Проффер «Неизданный Булгаков», где центром было интервью Татьяны Николаевны Кисельгоф. Конечно, я начал ее разыскивать. Оказалось, Мягков знал адрес и уже неоднократно пытался с ней связаться, но она – ни в какую. Тогда он дал адрес мне: а вдруг у меня получится? Мне она ответила сразу и тут же пригласила к себе в Туапсе. Две недели мы с Татьяной Николаевной напряженно записывали ее воспоминания, и когда я вернулся в Москву со звукозаписями, Мягков был в шоке. Я решил сам обрабатывать звукозаписи без участия Мягкова, и трещина в наших взаимоотношениях расширилась. Вскоре мне снова повезло: телевидение согласилось делать со мной передачу о Булгакове. В разгар работ мне сообщили, что передача закрыта: в редакцию пришел Мягков и сказал, что я не известно кто, нигде не работаю и зашибаю деньги по кладбищам. Это была правда. Я официально был зарегистрирован как кустарь-ремесленник по гравировке на камне. Это давало массу свободного времени, да еще подкрепленного хорошими деньгами. Помню, только для того, чтобы взглянуть на тексты писем Булгакова к Попову, я сел в самолет и на два часа смотался в Харьков к Яновской. С Мягковым я больше не общался. Потом он ринулся в Туапсе, но Татьяна Николаевна приняла его холодно, даже от фотосъемки отказалась. Тогда Мягков обманул ее, сказал, что приехал по моей просьбе, и что я просил его сфотографировать ее. Она нехотя согласилась и написала мне об этом визите. Так все и раскрылось. Написала она об этом случае и Кончаковскому (будущему директору Киевского музея) который в 2001 году опубликовал ее письма. Но тут всплывает много странностей:

    1. Почему-то при публикации Кончаковский скрыл фамилию Мягкова за обозначением «С.» и по непонятным причинам продолжает скрывать ее до сих пор.
    2. Попыткам сверить опубликованные тексты писем с оригиналами Кончаковский воспротивился. Он объяснил, что оригиналы писем якобы передал в Музей истории Киева. Это очень странно, так как письмам Татьяны Николаевны место, конечно, в музее Булгакова, в доме, где они с Булгаковым прожили несколько страшных лет. Именно эти годы и описывает в своих письмах Татьяна Николаевна. Это было бы очень уместно и в экспозиционном, и в научном аспектах.
    3. этим.
    4. Кроме того, Кончаковский – заядлый коллекционер, поэтому невероятно, чтобы он выпустил из рук такое сокровище.
    5. Следующая странность в том, что Кончаковский не ссылается ни на какие передаточные документы, не сообщает ни номер фонда, ни номера единиц хранения.
    6. Еще одна странность состоит в том, что, по утверждению Кончаковского, он не оставил ни себе, ни своему музею копий якобы переданных писем. И моя мать, и я неоднократно передавали в различные музеи интересные документы. При этом нам всегда делали заверенные печатями копии. Это обычная музейная практика.
    7.  Говоря об отсутствии копий, Кончаковский забыл, что несколько лет назад сам прислал мне копию одного из этих писем.
    8.  

    Все это вызывает подозрение, что Кончаковский скрывает полные тексты писем Т. Н. Кисельгоф и скрывает непорядочное поведение Мягкова в отношении первой жены Булгакова. Это еще более удивляет после того, как Т. А. Рогозовская в 2001 г. на международном симпозиуме в Бухаресте сообщила о присвоении Мягковым авторства Киевского музея Булгакова в исследованиях родословной булгаковской семьи. (5)

    Вот строки из писем Татьяны Николаевны к А. П. Кончаковскому: (6)

    12.12.1981. Был у меня как-то булгаковед С. думаю, что из-за любопытства. Он у меня просил Ваш адрес, я ему дала, а потом узнала кое-что не в его пользу, – если он станет Вам писать, не стоит Вам с ним переписываться. Я до сих пор очень жалею, что дала ему Ваш адрес. Я Вас предупреждаю, а дальше – Ваше дело.

    24.12.1981. О С. я только могу сказать, что он меня обманул, может когда-нибудь будете у меня, я Вам расскажу, – писать не буду.

    Прошло несколько лет, и однажды я сел в холодный ночной трамвай. На соседнем месте оказался Мягков. Мы растерянно помолчали. Через минуту он сказал:

    –Вот ведь, как бывает...

    Я промолчал.

    –Может быть, не стоило бы нам так дальше?..

    –Не надо было документы воровать. – Ответил я.

    Запись об этой встрече сохранилась в дневнике Н. А. Ушаковой за 24.04.1986. (7)

    Вскоре меня арестовали, а мой архив КГБ изъял как порнографию (Протокол обыска от 21.10.1986) и официально уничтожил как политически вредный (Письмо Прокуратуры г. Москвы от 12.02.1992).

    Паршин Л.: Кончаковский, Мягков и Булгаков - новая загадка (отрывок из книги Чертовщина в Американском посольстве в Москве... )

    Паршин Л.: Кончаковский, Мягков и Булгаков - новая загадка (отрывок из книги Чертовщина в Американском посольстве в Москве... )

    Спустя 20 лет, уже после смерти Мягкова, Ирина Мягкова (Горпенко) вдруг объявила, что в 1981 году после моей поездки к Кисельгоф Мягков пришел к М. О. Чудаковой и показал ей якобы мое, письмо, в котором я предупреждаю его, что планирую сделать на него донос в КГБ. Я потребовал показать письмо и тоже обнаружил много странностей. Во-первых, оказалось, что это не оригинал, а плохая фотокопия (оригинал якобы не сохранился). Во-вторых, письмо не имеет подписи (ни машинописная, ни рукописная части). Вместо подписи просто вписана моя фамилия. В письме я будто бы назначаю Мягкову встречу, но по сохранившимся у меня документам 1981 года выяснилось, что именно в эти дни меня даже в Москве не было – я был в командировке в Киеве. Последнюю проверку я проводил с радостным сердцем: у нас сохранилась старинная пишущая машинка, и я легко мог сличить шрифты. Тут грянул гром среди ясного неба – письмо было напечатано на нашей машинке. Причем именно тогда, в 1981 году. Дело в том, что раньше у нашей машинки был заметный дефект: буквы верхнего регистра отпечатывались немного выше строчки. Это хорошо видно на документах 1981-1982 годов. Потом мы вызвали мастера, и он починил машинку. Это видно по документам следующих лет. Так вот, на фотокопии был текст с дефектами, то есть он печатался до ремонта. Эта загадка не раскрыта до сих пор. (8)

    Примечания

    (2) Булгаков М. Копыто инженера // Памир. 1984. № 7. С. 54, прим.

    (3) Яновская Л. М. Всем ли мемуарам верить? // «Вопросы литературы», 2008, №1.

    (4) Кораблев А. А. Зачарованный дилетант (о Б. Мягкове). «Дикое поле», 2003, № 3.

    (5) Международный симпозиум фонда «Восток-Запад», Бухарест, 2001.

    «Кавказские письма» // Киев, 2001. Сост. Кончаковский А. П., Кончаковская-Купин Е. А. В сборнике ошибочно указано, что фотоснимок Т. Н. Кисельгоф на с. 141 сделан Л. К. Паршиным. Этот снимок (что совершенно справедливо указано в альбоме «Весь Булгаков». Киев, 2006. Стр. 302), как и снимок на с. 149, обманным путем сделан Б. С. Мягковым.

    (8) Судя по дальнейшему визиту Мягкова в Телецентр, текст, вероятно, был напечатан самим Мягковым, чтобы прервать мое знакомство с Чудаковой. Возможно также, что это была операция КГБ. Спугнув Мягкова и вынудив его прятать у разных друзей свой архив, КГБ получал к архиву легкий доступ и контроль. Как у сына разведчицы КГБ, мое детство прошло на нелегальном положении, и позже с 1963 по 1966 годы я сотрудничал с КГБ как уполномоченный Управления делами ЦК ВЛКСМ по безопасности, поэтому хорошо знаю приемы их работы (Учетная карточка в архиве Тимирязевского РК ВЛКСМ г. Москвы).

    Раздел сайта: