• Приглашаем посетить наш сайт
    Литература (lit-info.ru)
  • Гарин Л.: Михаил Булгаков. Тайная жизнь Мастера (ознакомительный фрагмент)

    Михаил Булгаков. Тайная жизнь Мастера

    Глава первая. Детство и юность

    1.1 Семья Булгаковых

    Михаил Афанасьевич Булгаков родился в семье профессора Киевской духовной академии. Его отец Афанасий Иванович был очень образованным человеком, много читал, владел несколькими иностранными языками. Он даже пробовал свои силы в писательстве, хоть и писал «в стол». Вероятно, писательский талант Булгакову-младшему достался именно от отца. Несмотря на то, что Афанасий Иванович был глубоко верующим человеком, он стремился дать свободу своим детям в вопросах религии и отдавал их в светские школы.

    Мать Булгакова Варвара Михайловна была учительницей в гимназии. Она происходила из семьи священника, в то же время обладала широким кругозором и получила в своё время более чем достойное образование. Благодаря неиссякаемой энергии матери семья смогла достойно пережить и преждевременную кончину отца, и первую мировую войну. В семье Булгаковых было всего семеро детей. Хоть они не были богаты, на жизнь им хватало. Родителям удалось всем детям дать хорошее образование и обустроить их дальнейшую жизнь.

    Всё детство Михаил провёл в компании своих сестёр и братьев-погодок, более обособленно себя вела только самая младшая сестра — Елена, которую в семье ласково называли Лёлей. Из-за разницы в возрасте в 11 лет она не могла принимать полноценного участия в играх старших, хотя и она нашла себе товарку — дочку хозяина дома, где жили Булгаковы. Из воспоминаний Елены, записанных её дочкой, впрочем, не заметно никакого дискомфорта из-за сложившейся ситуации с родными, атмосфера в семье была для всех одинаково тёплой, потому даже будучи более одинокой, чем сёстры и братья, Лёля чувствовала себя комфортно.

    Родился Михаил Афанасьевич Булгаков 3 мая 1891 года в Киеве, где и провёл практически всё своё детство. Именно этот город станет для него ещё и бесконечным источником вдохновения и будет задавать атмосферу даже самым поздним его произведениям. Интеллигентная семья, в которой рос Булгаков, не могла не оставить следа в его последующей судьбе. Атмосфера дружного семейного очага будет часто мелькать в его произведениях. Так же часто в творениях Булгакова будет появляться и Киев, который во многих романах и пьесах станет не просто местом разворачивания событий, но символом интимности семейного круга и родины.

    Среди особенностей семьи Булгаковых стоит отметить владение обширной библиотекой, которая и стала первым открытием для маленького Михаила. Именно благодаря отличной коллекции книг он познакомился со своими литературными кумирами ещё в довольно раннем детстве. Также в семье будущего писателя очень любили оперу, в особенности, «Фауста», которого Булгаков потом собственноручно поставил в театре. С раннего детства будущему писателю прививали любовь к музыке, литературе, театру и архитектуре. Он очень любил посещать киевские театры, также изучал рисунки и древние надписи в церквях Киева.

    Культурная среда и интеллигентное окружение Михаила Булгакова с ранних лет воспитали в нём человека, который превыше всего ценил честь, а также обладал всеми качествами, необходимыми для успешного писателя.

    1.2 Отрочество Михаила Булгакова

    Дошкольное образование Михаил Афанасьевич получил дома при поддержке матери и отца, которые умело помогали сыну в поисках знаний. Очень важной для писателя детстве была их домашняя библиотека, обширность которой позволила юному Булгакову познакомиться с великими классиками и литературными современниками. Произведения, прочитанные в раннем возрасте, оказывали значительное влияние на восприимчивую душу юного писателя, вероятно, именно приобщение к литературе с раннего детства и стало первопричиной любви и тяги Михаила Афанасьевича к писательству.

    Домашнее образование заложило достойную основу для поступления в школу, и 18 августа тысяча девятисотого года Булгаков поступил во Вторую гимназию города Киева. Тем не менее, это был всего лишь подготовительный класс. А год спустя, 22 августа, он был зачислен в Первую Александровскую гимназию, в которой и получил полное среднее образование. Самая престижная на то время средняя школа Киева займёт впоследствии достойное место в творчестве писателя: она будет упомянута в пьесе «Дни Турбиных», а также в ключевых эпизодах романа «Белая гвардия».

    Учёба Булгакову давалась легко. Причиной тому, как считается, послужила особая семейная атмосфера и прививание с ранних лет тяги к знаниям. Именно родители Михаила Афанасьевича своим уникальным воспитанием и подарили миру гения литературы, которым он впоследствии станет. Известно, тем не менее, что писатель не слишком любил точные науки, отдавая предпочтение гуманитарным, что не удивительно. В то же время в более зрелом возрасте он вновь обратится к математике, но по-своему. В найденном в библиотеке Михаила Афанасьевича учебнике по математике Флоренского пометки писателя будут присутствовать лишь в конце книги, где автор отведёт место для философских рассуждений по вопросам теории относительности, которая, по его мнению, даёт абсолютно новые прочтения пространства как такового.

    Школьные годы протекали гладко, пока в семье Булгаковых не произошло горе: от болезни почек весной 1907 года скончался отец писателя, оставив семерых детей на попечении матери. Будучи старшим сыном, а значит, и единственной опорой для матери, Булгаков пытался по мере сил помогать ей.

    8 июня 1909 года Михаил Афанасьевич Булгаков получил аттестат зрелости, что и стало окончанием его школьных лет.

    Глава вторая. Университетские годы писателя

    2.1 Медицинский факультет

    Ученым удалось воссоздать события университетских годов Михаила Булгакова не только по официальным документам, но и по переписке с родными, которая сохранилась только благодаря его сестре Надежде Афанасьевне Булгаковой. Корреспонденция студенческих лет писателя гораздо более эмоциональна и занимательна, чем последующие послания, написанные уже в более зрелом возрасте.

    Сразу же после получения аттестата зрелости Михаил Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета святого Владимира. Выбор направления в обучении дался Михаилу легко, ведь оба брата его матери были преуспевающими врачами, один работал в Москве, а другой — в Варшаве. Оба прилично зарабатывали, именно этот факт, помимо всего прочего, был важен для юного Михаила, ведь ему приходилось помогать матери также и финансово после смерти отца.

    Учёба на медицинском факультете давалась Михаилу Афанасьевичу легко и весьма ему нравилась. Он успешно окончил университет в 1916 году, хотя диплом получил немного позже. Несмотря на это, ещё в годы обучения он уже стремился поскорее приступить к врачебной практике. Студенческие годы были нелёгкими, но в то же время очень бурными для Булгакова. Именно тогда он женился, получил первый опыт на стезе медицины, а также начал писать прозаические произведения.

    Во время своего обучения в университете Булгаков заключает первый брак с Татьяной Лаппа. Хотя отношения с женой поначалу складывались у него замечательно, финансовые трудности не заставили себя ждать. Так, супруги впоследствии вспоминали, что уже в день свадьбы вполне ощутили недостаток средств к существованию, ведь у невесты Булгакова не было ни фаты, ни подвенечного платья. В течение нескольких лет отец невесты будет присылать им деньги, которых им должно хватать на месяц. Тем не менее, этих сумм всегда не хватало, ведь Булгаков и его молодая жена не хотели ни на чём экономить. В воспоминаниях их друзей есть эпизоды, когда супруги могли на последние деньги взять такси, даже не раздумывая о том, что их ждёт далее.

    Начало Первой мировой войны застало Булгаковых в Киеве, и Михаил Афанасьевич хотел уйти на фронт. Его хроническая почечная недостаточность стала причиной отказа принять его в ряды вооружённых сил. Несмотря на это, он всё же попал на работу в госпиталь в прифронтовой зоне в Киеве, где и провёл следующие несколько месяцев. Эта работа была своеобразным «боевым крещением» для Булгакова в роли врача, ведь именно тут он впервые осознал всю тяжесть и трудность профессии врача.

    стала первой в его писательской карьере, ведь он был хорошо знаком с ней не понаслышке.

    2.2 Получение диплома и отъезд из Киева

    Сразу же после получения сертификата о высшем образовании, а в дипломе говорилось о присвоении Михаилу Афанасьевичу Булгакову звания лекаря с отличием, писатель был тут же назначен на новую полноценную работу.

    Первое место, куда ему удалось устроиться сельским врачом, было село Никольское Смоленской губернии. Хотя молодой чете Булгаковых было невыносимо скучно в такой глуши, они радовались, что смогли избежать ужасов войны, которые всё ещё царили на русских землях. Тут Михаилу Афанасьевичу придётся не намного легче, чем в прифронтовой зоне, ведь он будет спасать жизни, казалось бы, безнадёжных больных, тратя на это большую часть своего времени. Через некоторое время он был переведён в Вязьму, где также исполнял обязанности лекаря.

    Именно опыт, полученный во время работы в Смоленской губернии и в Вязьме, стал основой для большинства написанных Булгаковым произведений на медицинскую тематику. Особое место среди них занимает повесть «Записки юного врача». Тут с натуралистичной точностью писатель смог передать свой опыт медицинской работы в российской глуши, где помощи ждать не от кого, а болезни встречаются самые опасные. Он описывает несколько особенно впечатляющих с точки зрения медицины случаев, с которыми ему пришлось столкнуться самому. Именно благодаря тому, что Булгаков писал о собственных переживаниях, о собственном опыте, его рассказ получился столь впечатляющим и документально точным. Это произведение впоследствии было даже экранизировано несколько раз не только в России, но и в Великобритании. Последняя экранизация с Дэниэлом Рэдклифом в главной роли привлекла внимание зрителей всего мира к этому произведению Михаила Булгакова.

    Сельским врачом Булгаков пробыл относительно недолго, ведь уже в 1917 году он приехал к своему дяде в Москву, где гостил у него некоторое время. Именно этот преуспевающий врач станет впоследствии прототипом профессора Преображенского, который будет фигурировать в повести «Собачье сердце».

    2.3 Работа в госпитале

    Начиная с 1919 года, Булгаков был полевым врачом, хотя неустойчивая политическая ситуация и попеременный приход к власти воинствующих сил стали причиной того, что он работал на разные армии. Так, с приходом Гражданской войны он был призван на фронт в составе войск УНР, то есть Украинской Народной Республики. Немного позже, после смены правящих сил, его призвали в Третий Терской казачий полк Вооружённых сил Юга России.

    Затем некоторое время Булгаков провёл в качестве сотрудника госпиталя Красного креста, после чего снова был призван в Вооружённые силы Юга России. За время фронтовой работы Михаил Булгаков увидел жестокость войны, причем проявлявшуюся с обеих сторон. Он всегда оставался верен собственным гуманистическим принципам и помогал всем, кому мог помочь. Тем не менее, увиденное во время работы на фронте оставило неизгладимый след в его душе, именно это и стало толчком к тому, что он впоследствии полностью откажется от работы врача.

    К несчастью, в это время он заболевает тифом, и это стало причиной того, что во время отступления добровольческих сил он не смог покинуть страну. В это время он уже начинает печататься в газетах. Его статьи и фельетоны привлекают к себе внимание, и он получает, пусть и незначительную, популярность. Первая опубликованная статья Михаила Афанасьевича называлась «Грядущие перспективы» и была опубликована на Северном Кавказе, где он находился по службе.

    В 1921 году уже после полного выздоровления Булгаков начинает работать над первыми драматическими произведениями, которые пользуются немалым успехом до тех пор, пока в игру не вступает цензура. В том же году он окончательно прекращает службу в качестве врача и полноценно отдаёт все силы литературе. Своему брату он сообщал о том, что, по его мнению, опоздал на 4 года с тем, чем должен был заниматься всегда — писать.

    2.4 Появление наркотической зависимости

    В 1917 году Михаилу Булгакову приходится провести маленькому ребёнку достаточно опасную операцию — трахеотомию, после которой он очень серьёзно опасался за собственную жизнь. Именно в страхе перед дифтеритом Булгаков делает себе прививку от этого заболевания. В результате возникшей аллергической реакции Булгакова начал мучить сильный зуд, который он пытался заглушить морфием.

    В итоге такое сомнительное лечение станет причиной возникновения наркотической зависимости. Его жена в своих воспоминаниях рассказывала, что это было самое ужасное время в их совместной жизни, ведь Булгаков был не похож сам на себя. Только верная поддержка его супруги, которая по мере сил помогала успешному врачу Михаилу Афанасьевичу справляться с его зависимостью, спасла его от этой напасти. В течение года Булгаков регулярно принимал морфий.

    В 1918 году, несмотря на безысходность ситуации, Михаилу Афанасьевичу всё же удалось избавиться от морфиевой зависимости, он начал постепенно приходить в себя. С тех пор и жизнь четы Булгаковых начала налаживаться: работа снова приносит радость, даже есть публикации статей и фельетонов в различных газетах и журналах. Когда Булгаков-морфинист сошёл со сцены, на неё вышел Булгаков-писатель, которого так любят читатели по всему миру.

    Глава третья. Любовь в жизни Михаила Булгакова

    3.1 Первая любовь — Татьяна Лаппа

    воспитание и образование полностью легло на её плечи. Тем не менее, она мужественно справилась с этой нелёгкой задачей, и все её дети были образованными людьми и заняли достойное положение в жизни. Так, например, отец Татьяны Николаевны получил образование в одном из университетов Москвы, где и познакомился с матерью Тани. Из-за профессии отца — он был управляющим казённой палаты, т. е. податным инспектором — им приходилось много путешествовать, что негативно отражалось на здоровье дочери. Кроме основной работы, достаточно много времени отец Татьяны уделял театру — он играл в постановках Островского в театре Екатеринослава, где имел немалый успех. Публика приходило посмотреть именно на его игру, а билетёрши распродавали его портреты перед спектаклями. Юная Татьяна очень гордилась успехами отца в театре, как и её мать, которая не так хорошо относилась к постоянному пребыванию мужа в казённой палате, которую он считал важнее дел семейных. Несмотря на периодические ссоры и распри между родителями, семья в целом жила дружно.

    В юности Татьяна Николаевна часто ездила в Москву погостить у родственников. Она очень любила театральное искусство, именно поэтому в столице она непременно чуть ли не каждодневно посещала театры. Она знала репертуар практически наизусть, и многие спектакли видела по много раз, тем не менее, любовь её к этому искусству сохранилась до конца жизни.

    С Булгаковым Татьяна Лаппа познакомилась в 1910 году, когда он был студентом медицинского университета. Это знакомство изменило жизни молодых людей: Булгаков, к примеру, именно после знакомства с Тасей, как он будет нежно называть свою жену впоследствии, начал писать художественную прозу. Родители Татьяны и Булгакова были категорически против ив брака, но спустя три года после их знакомства всё же разрешили молодым обвенчаться.

    Татьяна с детства была атеисткой, именно поэтому её поражал религиозный уклад жизни семьи Булгаковых. Перед венчанием свекровь заставила молодожёнов придерживаться поста, но они после постного обеда в семье непременно ехали в ресторан, а затем и в оперу. Ни подвенечного платья, ни фаты у двадцатилетней невесты не было, так как все деньги перед свадьбой она потратила… на аборт. По словам очевидцев, присутствующих на бракосочетании, Михаил и Татьяна, стоя перед алтарём, едва могли удержаться от смеха. Именно так несуразно началась их совместная жизнь.

    Булгакова нельзя было назвать верным мужем, Тасе он изменял часто. В один момент он даже перестал как следует скрывать свои измены. Жизнь молодых была нелёгкой и из-за наркотической зависимости Булгакова от морфия. Несмотря ни на что, Татьяна никогда не упрекала мужа, хотя ей были известны все его выходки. Она старалась всегда быть бодрой, жизнерадостной, не хандрить и не грустить. Но всё равно некоторые её поступки выдавали её бесконечную усталость от происходящего.

    что приём пройдёт у них. К несчастью, жена Коморского заболела как раз перед самим ужином, и нужна была хозяйка, чтобы угощать гостей. Эта роль досталась Татьяне. По её собственным воспоминаниям, она весь вечер провела с гостями, но так как с каждым из них необходимо было выпить, к концу вечера была очень пьяна и не смогла самостоятельно подняться на пятый этаж, где располагалась их с Михаилом квартира — писателю пришлось нести её на руках. Подобное поведение для образованной дамы было более чем нетипичным, особенно учитывая тот факт, что в их семье детям позволяли лишь на праздники пригубить немного шампанского. Такие поступки Таси и выдавали в ней желание забыться, вызванное холодным отношением мужа, который в начале их семейной жизни проявлял себя более чем заботливым и нежным. Только изредка впоследствии Татьяне выпадало счастье вновь увидеть Булгакова остроумным, экстравагантным и весёлым, таким, каким он был при их знакомстве.

    писателя очень положительно отзывались о Татьяне, говорили о том, что именно она была якорем для Булгакова. В итоге после нескольких лет постоянных измен, когда Татьяна решила всё же начать высказывать своё недовольство, в ответ она получила лишь совет «смотреть на всё сквозь пальцы». Её талантливому мужу необходимо было вдохновение, которое он не мог черпать дома. Позже Булгаков скажет Тасе, что из-за того, что ему необходимо постоянно встречаться с женщинами по работе, а она очень ревнива, им будет удобнее развестись. Этим все и закончилось.

    После развода Михаил получил от своей сестры Надежды записку со словами «Ты вечно будешь виноват перед Тасей». Эти слова писатель осознает лишь в последние годы жизни, сделав свою первую жену прообразом одной из самых интересных героинь своих произведений, и будет с благодарностью вспоминать годы их брака.

    3.2 Вторая жена — Любовь Белозёрская

    Любовь Евгеньевна Белозёрская родилась в 1895 году в Польше и была четвёртым ребёнком в семье. После смерти отца семья переехала в Пензу. Училась Любовь Евгеньевна в Санкт-Петербурге в Демидовской женской гимназии. В начале Первой мировой войны она пошла на курсы сестёр милосердия и позже в госпиталях ухаживала за ранеными. Некоторое время она провела в деревне у подруги в центральной части России. А в 1918 году Любовь Евгеньевна переезжает в Киев, где встречает знакомого ещё со времён её жизни в Петербурге журналиста Илью Марковича Василевского, писавшего под псевдонимом «Не-Буква». Уже в феврале 1920 года она выходит за него замуж, и они вместе эмигрируют в Константинополь из Одессы. Там они не задержатся надолго. За три года брака они будут жить также в Париже и Берлине. В 1923 году супруги оформили развод.

    рассказчиком, Михаил Афанасьевич заслушивался её историями о жизни русских эмигрантов во Франции и Германии.

    Через некоторое время у Булгакова и Белозёрской завязались отношения, и они практически прервали старые дружеские связи, начали заводить новые знакомства, так как им были необходимы друзья, не знавшие об их прошлом. Михаил Афанасьевич разводится с первой женой, которая явно проигрывала его новой возлюбленной. Сама Татьяна по этому поводу скажет следующее: «Я была тогда уже абсолютно пуста. А Белозёрская приехала из-за границы, была хорошо одета, да и в целом в ней что-то было». Михаила же, по словам Татьяны, интересовали, помимо всего прочего, связи и знакомства Любови Евгеньевны, которые могли бы помочь ему в его карьере, она же в свою очередь также искала подходящую партию. Так и завязались отношения Булгакова со второй женой.

    Брак между ними был заключён уже через год после знакомства — в 1925 году, тогда и началась их совместная жизнь. Любовь Евгеньевна старалась, как могла, помогать мужу, ей он посвящал свои произведения: «Белую гвардию», «Собачье сердце», а также «Кабалу святош».

    Из старых знакомых писателя практически никто не любил его новую жену, Коморские и Крешковы попросили его приходить без неё, так как были дружны с Татьяной и не признавали его новую пассию. К бывшей жене Булгаков наведывался часто, складывалось впечатление, что ему не хватало чего-то в его новой жизни. В то же время, он ни разу так и не предложил своей первой жене билеты на свои спектакли, хоть и знал, что просто так их не достать. Но самым обидным поступком для Татьяны стало посвящение «Белой гвардии» Любови Евгеньевне. Лаппа говорила, что Булгаков обещал посвятить это произведение ей, к тому же со своей женой во время написания его он даже не был знаком. Она была уверена, что сделал он это лишь из желания подарить хоть что-нибудь своей новой возлюбленной, ведь денег у него тогда практически не было, а Белозёрская привыкла к достойному к ней отношению.

    Брак Белозёрской и Булгакова также не продлился долго, супруги развелись в 1932 году. Этому предшествовало знакомство Михаила с подругой его жены Еленой Сергеевной Шиловской, с которой у писателя вскоре завязался роман, который и стал причиной развода супругов.

    — Елена Шиловская

    Елена Сергеевна Нюренберг родилась в 1893 году в семье учителя. Её отец занимался также журналистикой, печатался в газетах, кроме того, некоторое время он работал в качестве податного инспектора. Семья жила в Риге, где и родилась дочка Нюренбергов. У Елены Сергеевны было двое братьев и сестра. Рижскую Ломоносовскую женскую гимназию девушка не окончила из-за настояния родителей, перешла на самообразование. В 1915 году Елена и её сестра Ольга хотят устроиться во МХАТ на работу, но принимают только Ольгу, а Елена Сергеевна идёт в Петроградское телеграфное агентство, а позже в редакцию газеты «Известия».

    Впервые Елена Сергеевна вышла замуж в 1918 году за военного офицера, а уже в 1921 выходит замуж второй раз — за крупного советского военачальника Евгения Шиловского, от которого родит двоих сыновей. Но семейная жизнь не приносила ей радости. В письмах к сестре Елена Сергеевна постоянно жалуется на скуку и отсутствие какого-либо интереса к домашним делам. Она говорит также и о том, что ей хочется бежать от подобной жизни, но она не знает как.

    В таком расположении духа она и знакомится в 1923 году на приёме у друзей с известным драматургом Михаилом Булгаковым. Она позже скажет, что это была очень быстрая любовь, которая, тем не менее, продлится для неё всю жизнь. Отношения Булгакова и Елены Сергеевны были непростыми, так как она на момент знакомства с Михаилом Афанасьевичем была замужем. Практически сразу после первой встречи они начали регулярно видеться, что вылилось в любовную связь, о которой в итоге узнал и муж Елены Сергеевны. Он заставил её переехать, а Булгакова — пообещать, что он больше никогда не будет видеться с Шиловской. Несмотря на это, Елена Сергеевна не могла выдержать жизни вдали от любимого и просила «отпустить» её. После уговоров Шиловский всё же позволил жене уйти. В 1932 году Елена Сергеевна развелась с мужем официально, а Булгаков получил развод от своей второй жены, тогда же они заключили брак.

    В молодости Булгаков часто говорил о том, что женится три раза, как будто так было предрешено. А может, он следовал совету Толстого, который считал это ключом к успеху на литературном поприще? Существует также информация, что одна ворожея в Киеве ещё во времена его брака с Татьяной Лаппа нагадала ему то же самое. Так или иначе, этим предсказаниям было суждено свершиться: Михаил Булгаков действительно был женат три раза. Что любопытно, у каждой из его жён их брак был таким же по счёту, как и для него: для Лаппа — первым, для Белозёрской — вторым и для Шиловской — третьим.

    доверенность, согласно которой именно Елена Сергеевна имела право заключать договоры на публикацию и постановку его произведений, а также получать гонорары за изданные книги и поставленные драмы. Она помогает ему и с более рутинной работой: набирает тексты, редактирует, составляет договоры, ведёт корреспонденцию и так далее. Елена Сергеевна была самым верным ценителем творчества писателя, именно благодаря её стараниям и бесконечной энергии свет увидели не изданные при жизни произведения Булгакова. Она же была автором дневника, который муж попросил её вести вплоть до его смерти. Из дневниковых записей узнаём ещё одно подтверждение уникальности их брака: супруги ни разу не поссорились за годы совместной жизни.

    Такой была личная жизнь Михаила Булгакова, которая, разумеется, не могла не отразиться на его творческой деятельности, о которой поговорим далее.

    Глава четвертая. Творческое наследие

    4.1 Начало писательской карьеры, литературное влияние

    Атмосфера любви к знаниям в семье Михаила Булгакова естественным образом обратила его к чтению, а обширная домашняя библиотека дала пищу для размышлений. С возрастом он пришёл к пониманию того, что, как и его отец, может заниматься писательством самостоятельно.

    Так, уже в феврале того же 1920 года он начинает сотрудничество с русской газетой «Кавказ», и это очень помогло ему продвинуться по службе в должности журналиста. После излечения от тифа, которым писатель проболел февраль и март, он переезжает во Владикавказ, где становится заведующим секцией литературы подотдела искусств во Владикавказском ревкоме. С конца мая получает должность заведующего театральной секцией. Там же он написал одну из первых своих драм — «Самооборону», которая после постановки в театре Владикавказа имела большой успех. Оценив плоды своей работы, Михаил Афанасьевич пишет в том же ключе комедию-буфф «Глиняные женихи», а также пьесу «Парижские коммунары». Последнюю поставят в театре к пятидесятой годовщине дня взятия Бастилии. Немного времени спустя Главполитпросвет рекомендовал эту пьесу к постановке в ряде московских театров.

    В 1921 году Михаил Булгаков переезжает в Москву, где продолжает свой творческий путь. В это время журналистика процветала, открывались новые издания и издательства, что весьма способствовало успешной профессиональной деятельности на литературном поприще. Писатель продолжает печатать фельетоны, юморески и корреспонденции в московских газетах и журналах.

    1922 год ознаменовался для Булгакова публикацией рассказов и новелл в разных художественных стилях. Именно тогда в журнале «Рупор» были изданы «Необыкновенные приключения доктора» и «Спиритический сеанс». В литературном приложении газеты «Накануне» смогли увидеть свет такие прозаические произведения писателя как «Сорок сороков», «Записки на манжетах», «Похождения Чичикова», «Багровый остров», «Путевые заметки». Все эти произведения были изданы между 1922 и 1924 годами и принесли немалую славу писателю и журналисту Булгакову.

    Таким стало начало литературной карьеры для Михаила Булгакова. Многие первые произведения он впоследствии уничтожил, считая их несовершенными. Такая участь постигла, в частности, его первые драмы: «Самооборона» и «Коммунары». Рукописи своих произведений он собственноручно выкидывал, частично и из-за того, что они не были приняты в изначальном виде и должны были претерпеть значительные изменения для публикации и постановки в масштабах всей страны.

    «Гудок». В это же время им была написана «Дьяволиада» — история делопроизводителя, который, потеряв работу, сходит с ума и бросается с крыши высотного здания. В этом произведении автор раскрывает проблему маленького человека, которому государственная машина кажется некой дьявольской силой.

    Тогда же пишется и фантастическая повесть «Роковые яйца», сюжет которой перекликается в чём-то с произведением Герберта Уэллса «Пища Богов». Да и Булгаков прямо упоминает данное произведение в своей повести.

    Повесть «Собачье сердце», написанная в тот же период, стала одним из самых известных произведений писателя. История «очеловечивания» собаки гениальным профессором воспринимается критиками и читателями по-разному. Некоторые специалисты трактуют содержание повести как политическую сатиру на «пробуждение социального сознания пролетариата».

    «Роковые яйца» на страницах альманаха «Недра» опубликовали в 1925 году, но повесть встретили весьма неодобрительно, именно по этой причине уже подготовленная на тот момент публикация «Собачьего сердца» была отменена. Оно будет напечатано в СССР только в 1987 году, как и многие другие запрещённые произведения Михаила Булгакова.

    Среди прозы Булгакова нельзя не отметить неоконченный «Театральный роман, или Записки покойника». Повествование ведется от первого лица — писателя Сергея Маскудова, который рассказывает о реалиях театральной и писательской жизни.

    не только прозы, но также и драматических произведений писателя.

    4.3 Работа в театре, драматургия

    За ранним периодом творчества Михаила Булгакова, для которого характерны, в основном, фельетоны и газетные статьи, следует второй, гораздо более важный и обширный. К этому основному периоду относятся произведения приблизительно 1922–1926 годов, среди которых, помимо знаменитых новелл и рассказов, также множество драматических произведений. Некоторые из драм Булгакова этого периода были сначала поставлены в театре, а затем уже запрещены цензурой и отменены. Тем не менее, большинство произведений не были ни опубликованы, ни реализованы на сцене вплоть до восьмидесятых годов. Некоторые из них в то же время издавались в переводах или в оригинале за границей, как, например, «Зойкина квартира».

    «Зойкина квартира» — пьеса, написанная Булгаковым под заказ для театра Вахтангова, где она была поставлена в 1925 году. Несмотря на это, публикация в СССР произошла только в 1982 году. До этого пьеса была переведена на немецкий язык и напечатана в Берлине, а также издана на русском языке в США.

    К произведениям тридцатых годов относятся пьесы «Адам и Ева», «Блаженство», «Иван Васильевич», «Александр Пушкин» и другие. Ни одна из них не была допущена к постановке. Кроме того, нельзя оставить в стороне и «Дни Турбиных», которые можно назвать самой известной драматической постановкой Михаила Булгакова. Остановимся на этих произведениях.

    «Багровый остров» — это пьеса по мотивам фельетона, опубликованного в 1924 году. Авторский подзаголовок к этой драме гласит: «Генеральная репетиция пьесы гражданина Жюля Верна в театре Геннадия Панфиловича с музыкой, извержением вулкана и английскими матросами». Произведение было написано под заказ для Московского Камерного театра, где была поставлена и шла полгода, после чего была запрещена. За это время она была сыграна на сцене более 60 раз. В 1929 году её запретили к показу, пьеса так и не была ни разу опубликована.

    Следующее произведение из цикла «Бег» — четырёхактная пьеса о событиях гражданской войны в России. Писатель взял в качестве основы воспоминания своей жены Любови Белозёрской, у которой был опыт эмиграции в Константинополь, Берлин и Марсель, кроме того он использовал данные, полученные от беглого генерала Слащёва. Эта пьеса писалась по договору со МХАТом, хотя поставлена так и не была из-за жёсткой цензуры. Опубликована будет лишь в 1962 году, в театре поставлена только после семидесятых годов.

    «Адам и Ева» — пьеса, посвящённая гипотетической техногенной катастрофе, которая постигла человечество из-за газовой войны. Одновременно три театра претендовали на эту драму — Ленинградский, Московский и театр в Баку, но ни одному из них не удалось её поставить, так как среди прочих она была запрещена к показу и публикации. В итоге, впервые это произведение увидело свет в 1971 году в Париже, а немного позже было опубликовано и на просторах СССР.

    «Полоумный Журден» — следующее произведение, которое было написано Михаилом Афанасьевичем в 1932 году, не является полностью авторским. Содержание его — это видоизменённый сюжет пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве». Тем не менее, нельзя сказать, что эта пьеса является творческим переводом известного произведения. Отнюдь. Скорее это именно адаптация со значительными видоизменениями, хотя, строго говоря, сюжет сохранён оригинальный. В то же время автору удалось включить в повествование другую реальность, а также воссоздать атмосферу мольеровского театра на сцене.

    В 1933–1936 годах Булгаков пишет следующее драматическое произведение — «Блаженство». Эта пьеса является основой для написанной немного позже драмы «Иван Васильевич». Но сюжеты двух произведений разнятся. «Блаженство» не было ни опубликовано, ни поставлено при жизни автора, как и «Иван Васильевич». Впервые эта пьеса увидела свет в 1966 году. Сегодня большинству людей сюжет этих двух произведений знаком в основном благодаря советскому фильму «Иван Васильевич меняет профессию», в основу которого и легли эти драмы.

    «Александр Пушкин». Вторым названием этого произведения было «Последние дни». Ещё в сентябре 1934 года были сделаны первые наброски этой драмы, позднее писатель предложил творческое сотрудничество Викентию Вересаеву, который должен был заняться сбором фактов и документов о поэте. Сам же Булгаков должен был взять на себя творческую работу и оформление пьесы. Договор был заключён, и работа над произведением велась вплоть до 1935 года. Первый вариант пьесы попал в театр имени Вахтангова. После этого писателя начали преследовать неудачи: пресса и комитеты в делах искусства очень негативно отзывались о данной работе, кроме того, Вересаев потребовал исключения его имени из списка авторов. Негативные выступления закончились с заключением Булгаковым контракта со МХАТом на написание пьесы о Сталине. Критики считали, что пьесу «Александр Пушкин» из-за её лирического и камерного характера следовало бы назвать скорее «Гибель Пушкина», ведь именно на этом событии делается основной упор, а широкая панорама социальной жизни автором показана не была.

    Следующее драматическое произведение, на котором следовало бы остановиться, — либретто к опере «Рашель» на основе рассказа Ги де Мопассана «Мадемуазель Фифи». Оно было написано в то время, как Булгаков работал в Большом театре, хотя опера так и не была поставлена при его жизни.

    Ранее упомянутая нами пьеса об Иосифе Сталине носит название «Батум». Считается, что первые задумки подобного произведения появились у Булгакова ещё в 1929 году, хотя написана она была только в 1939. В основе сюжета — события из молодости вождя, а не его зрелые годы. Именно так Булгакову удалось не кривя душой написать произведение, которое не вызвало гнева Сталина.

    Отдельно следует отметить пьесу Булгакова «Дни Турбиных», которая была написана в ранние годы, но, тем не менее, является одним из самых заметных его творений. Итак, в 1925 году Булгаков пишет это произведение для МХАТа, взяв за основу созданный им ранее роман «Белая гвардия». Этот заказ от московского театра и подарил Булгакову широкую известность. Пьесу сразу же разрешили к показу, и она очень успешно выдержала несколько театральных сезонов подряд. Всего существует три версии драмы, так как впоследствии писателю пришлось несколько раз её редактировать. Среди литературоведов до сих пор ведутся споры в отношении того, какую из версий считать окончательной и последней, так как произведение с купюрами не может считаться чистым проявлением авторской воли.

    В области драматургии творчество Михаила Афанасьевича Булгакова было весьма обширным и разнообразным. Калейдоскоп тем и героев, уникальный авторский стиль и талант дарят его пьесам особый шарм, который делает их популярными и любимыми вплоть до наших дней.

    К позднему творчеству Михаила Афанасьевича Булгакова можно условно отнести два блока. Первый составляют произведения из так называемой «Мольерианы» — переводы и адаптации двух произведений Мольера для русского театра, а также роман-биографию французского драматурга. Во второй блок можно выделить роман «Мастер и Маргарита» как одно из самых значимых произведений писателя.

    «Кабала святош», написанную в 1929 году. Несмотря на то, что это произведение было написано достаточно рано, на сцене оно было поставлено лишь в 1936 году после значительных перипетий и запретов цензуры. Изначально предполагалось, что эта пьеса будет идти на сцене Художественного театра в 1931 году, но этой задумке в те годы осуществиться не дали. В 1932 году Михаил Афанасьевич начинает работу над романом-биографией под названием «Жизнь господина де Мольера». Этот роман писался для вновь созданной Горьким серии «Жизнь замечательных людей» и был закончен в 1933 году. В том же 1932 году Булгаков по предложению одного из театров берётся за перевод и адаптацию пьесы «Мещанин во дворянстве», которую в том же году закончил. Это произведение получило название «Полоумный Журден». Хоть оно и было ориентировано на русский театр и его реалии, государственные учреждения от постановки отказались из-за того, что для нее требовались значительные технические средства, ведь декорации следовало менять слишком часто по меркам театра, а актёрам нужно было выполнять сложные акробатические трюки. Необычная форма произведения также сыграла против него.

    В цикл Мольериана также входит перевод пьеса «Скряга». Перевод, выполненный Булгаковым, оказался очень хорошим, и его затребовали сразу несколько театров.

    Венцом же творчества Михаила Булгакова заслуженно считают роман «Мастер и Маргарита», так широко известный читающей публике всего мира.

    «Мастере и Маргарите» писатель умело сочетает фарс и сатиру, мистику и фантастику, притчу и мелодраму, а также элементы мифа. Пересечение сюжетных линий, умело обыгранное Булгаковым, не позволяет отвлечься от этого романа ни на секунду. Разные эпохи, колоритные продуманные персонажи, особая мистическая атмосфера, обращение к библейским мотивам — всё это добавляет особого шарма этому произведению. Тут умело переплетаются два различных хронотопа — Москва 30-х годов и Ершалаим первого века нашей эры, единственной связкой между которыми выступает Воланд — образ Сатаны. Роман претерпел три авторские редакции, да и рабочих названий у него было множество: «Чёрный маг», «Жонглёр с опытом», «Копыто инженера», «Гастроль», «Великий канцлер», «Вот и я», «Сатана», и так далее.

    Публикация «Мастера и Маргариты» также имеет интересную историю. Роман не был издан при жизни Михаила Булгакова, рукописи хранились у его третьей жены Елены Сергеевны. Исследователь творчества писателя Вулис вёл с ней продолжительную переписку, в результате которой у них завязались дружеские отношения. Они и стали причиной того, что Елена Сергеевна решилась показать литературоведу рукопись романа. Буквально ошарашенный прочитанным, Вулис незамедлительно распространил информацию о книге в литературных кругах. Так благодаря ему, роман был впервые опубликован на страницах «Москвы», хотя и со значительными купюрами. Полный текст романа был издан по ходатайству Смирнова уже после смерти Елены Сергеевны Булгаковой в 1973 году.

    Именно роман «Мастер и Маргарита» стал самым заметным в творчестве Булгакова. Несмотря на то, что писатель при жизни не получил заслуживаемой похвалы за это произведение, после его смерти оно принесло ему огромный успех во всём мире.

    4.5 Лучшие экранизации

    Произведения Михаила Булгакова часто экранизировались, большинство картин стали чрезвычайно популярными.

    «Бег» была экранизирована трижды: в 1968 году в Югославии, в 1970 в СССР и в 1971 году во Франции. В 1972 году в ФРГ выходит фильм «Пилат и другие» по мотивам романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Вскоре выходит одноименный фильм югославского производства.

    1973 год в истории кино ознаменован выходом советского фильма «Иван Васильевич меняет профессию» режиссёра Леонида Гайдая. Успех этой киноленты был молниеносным — в первый год проката она стала лидером по количеству просмотров, которые превысили 60 миллионов. Великолепные актёры, замечательный булгаковский сюжет и талант режиссёра сделали этот фильм бессмертной классикой, ведь даже в наши дни он остаётся на первых позициях в рейтинге лучших фильмов всех времён.

    «Собачье сердце» было экранизировано дважды: в Италии и СССР. Именно советскому фильму удалось завоевать большую любовь аудитории. Оригинальный сюжет и удачно подобранный актёрский состав явились залогом успеха экранизации.

    Повесть «Записки юного врача» была экранизирована трижды. Хотелось бы остановиться на самой новой из постановок. Это сериал британского производства, который вышел на телеэкраны в 2012 году. Главные роли получили известные голливудские актёры Дэниэл Рэдклифф и Джон Хэмм. Следует отметить, что в основу сериала также положены и другие рассказы Булгакова, к примеру, «Морфий».

    Российский художественный фильм «Роковые яйца» по мотивам одноимённого произведения вышел в 1995 году, а в 2003 увидела свет киноинтерпретация «Театрального романа». В 2011 году вышел фильм, снятый по мотивам «Белой гвардии», с названием оригинала.

    «Мастера и Маргариты» следует отдельно отметить интерпретацию российского производства, вышедшую на телеэкраны в 2005 году. Это сериал продюсера Владимира Бортко, главные роли достались Олегу Басилашвили (Воланд), Александру Галибину (Мастер) и Анне Ковальчук (Маргарита). Кроме них в сериале также снялось множество известных российских актёров, в том числе Александр Абдулов, Сергей Безруков, Валентин Гафт, Александр Филиппенко и другие. Сериал состоит из 10 серий по 45–50 минут и представляет наиболее обширную киноинтерпретацию произведения Михаила Булгакова, что и является его главным достоинством.

    Многочисленные экранизации произведений Булгакова всегда имели большой успех, тем не менее, мы постарались выделить для вас наиболее значительные из них. Именно самые знаковые экранизации заслужили любовь зрителей не только в странах, где выходили фильмы, но и по всему миру, как и сами произведения Булгакова.

    Глава пятая. Смерть Булгакова

    5.1 Внезапная болезнь

    В 1939-ом году Михаил Афанасьевич поехал с женой в Грузию, чтобы дописать пьесу о Сталине «Батум», которая уже готовилась к постановке. Однако на конечном этапе Иосиф Виссарионович лично отменил спектакль, сказав, что он будет неуместным.

    Булгаков и раньше не обладал хорошим здоровьем, учитывая, что его морфиевая зависимость длилась еще с 1924-го года, а это почти пятнадцать лет. Тогда часто прописывали морфий как сильное обезболивающее, когда больше ничего уже не помогало. Конечно, все врачи знали о его наркотическом пагубном воздействии, но никаких альтернатив в то время не было. Писатель начал терять зрение, страдал от головных болей, а врачи поставили ему неутешительный диагноз — гипертонический нефросклероз. Но даже это не заставило Булгакова бросить морфий: он оправдывался тем, что испытывает сильные боли, если его не принимает. Но это было плохое оправдание, так как Мастеру становилось все хуже. Никакие уговоры не действовали на писателя, он принимал морфий до самой смерти.

    Жена Михаила Афанасьевича стала его секретарем, записывала письма, которые он диктовал ей, рассказы и самое главное — последний вариант своего шедевра «Князь Тьмы», который позже он переименовал в «Мастера и Маргариту». Первый вариант не очень нравился Булгакову, он считал его сырым и незавершенным, а название пугало потенциальных читателей.

    В таком состоянии постоянно ухудшающегося здоровья писатель прожил больше полугода, пока его организм окончательно не сдался; его практически парализовало, он был слишком слаб, чтобы разговаривать.

    В это же время в московских театрах с аншлагом идет постановка «Дон Кихот», написанная Булгаковым, но посетить ни одну из них он не может.

    5.2 Смерть великого писателя

    На следующий день прошла гражданская панихида в доме Союза советских писателей. Перед панихидой известный советский скульптор Меркулов снял посмертную маску писателя.

    Булгакова похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве, а на могиле установили камень «Голгофа», который раньше лежал на могиле Николая Васильевича Гоголя. Практически в это же время Анна Ахматова написала стихотворение «Памяти Булгакова».

    Подводя итоги, хочется сказать, что Михаил Булгаков стал символом своего времени и великим писателем двадцатого века. Он был поистине удивительным человеком и безгранично талантливым писателем, произведениями которого будут зачитываться еще многие поколения людей.

    Раздел сайта: