• Приглашаем посетить наш сайт
    Русская библиотека (biblioteka-rus.ru)
  • Булгаков, Михаил Афанасьевич (Большая биографическая энциклопедия)

    Булгаков, Михаил Афанасьевич (1891-1940) — Выдающийся рус. сов. писатель и драматург, известный также произв. др. жанров; один из самых значительных авторов сов. лит-ры, занимавший в ней особую, независимую позицию и оказавший на нее влияние (в осн. посмертное), к-рое трудно переоценить. Род. в Киеве, в семье преподавателя Киевской Духовной акад., окончил мед. ф-т Киевского ун-та, работал земским врачом; во время Гражданской войны неоднократно мобилизовывался (в своем професс. качестве) разл. политич. силами Юга России, в 1921 г. окончательно обосновался в Москве, где, сменив ряд профессий, занялся журналистской и лит. деятельностью (постоянный фельетонист газ. "Гудок" с 1923 г.). Печататься начал с 1920 г. (очерки в эмигрантской газ. "Накануне", изд. в Берлине). Быстро достиг успеха и признания, в осн., своими пьесами, у читателей и зрителей; параллельно росло неприятие тв-ва Б. у критиков и "коллег"-драматургов, подкрепленное политич. обвинениями в адрес "идеолога Белого движения", оно вылилось со временем в систематическую травлю. Судьбу писателя во мн. определили противоречивые отношения с И. В. Сталиным: последний испытывал явное пристрастие к пьесам Б., хотя открыто называл их контрреволюционными, не выпускал автора за границу, тем более не способствовал продвижению его произв.; однако Б. было "позволено" избежать ареста и умереть от болезни в собственной квартире. (О том, что Б. не смог преодолеть иллюзий относительно фигуры Сталина, свидетельствует пьеса "Батум" о юности "вождя", резко выпадающая из общего контекста тв-ва Б.).

    Фантастика пронизывает большинство прозаических произв. Б., что позволяет в ретроспективе (две его самые значительные фантаст. книги увидели свет сравнительно недавно) назвать их автора классиком сов. НФ лит-ры; сам Б. охарактеризовал себя как "мистического писателя". Общая направленность его НФ произв. обусловлена отношением автора к Сов. власти: писатель не считал себя ее врагом, но оценивал действительность весьма критически, считая, что своими сатирическими обличениями приносит пользу стране и народу. К ранним примерам сатирической НФ относятся повести — "Дьяволиада. Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя" (1924) и "Роковые яйца" (1925); объединены в сб. "Дьяволиада" (1925). Первая повесть, написанная в духе фантастики Н. Гоголя и Ф. Кафки (хотя последнего Б., разумеется, в то время читать не мог) и рассказывающая о "маленьком человеке", раздавленном фантасмагорической машиной гос. бюрократии, прошла малозамеченной; зато вторая вызвала шквал обвинений и похвал (тираж сб. был конфискован, а след. изд. состоялось лишь в 1988 г.). Формально это история НФ изобретения и открытия (ускорение роста клеток под влиянием "лучей жизни"), к-рое — из-за подчеркнутого Б. специфического отечественного разгильдяйства и авантюризма (в нем критик А. Воронский прозорливо разглядел "коммунистический эксперимент" вообще) — привело к катастрофе: вместо кур-рекордисток из яиц вылупляются апокалипсические змеи-гиганты.

    Еще большим мастерством и более резкой соц. направленностью отличается написанная в 1925 г. повесть "Собачье сердце" (1987), более 60 лет пребывавшая в "самиздате"; экранизирована (см. "Собачье сердце"). В данном случае внешняя НФ канва — мед. эксперимент по пересадке человеческого гипофиза псу Шарику и быстрая "эволюция" последнего в человека, точнее, в пародию на человека — не скрывает прозрачного саркастического намека на широко пропагандируемые идеи "ускоренного создания нов. человека": фамилия законченного мерзавца и демагога Шарикова, удивительно легко нашедшего "экологическую нишу" в сов. действительности, в конце 1980-х гг. стала нарицательной. В более широком плане повесть Б. развивает поп. тему НФ об искусственном существе, восставшем против своего создателя.

    Гл. произв. Б. и одно из худож. достижений рус. и мир. лит-ры 20 в. — многоплановый филос. -фантаст. роман "Мастер и Маргарита" (сокр. 1966-1967; 1973) — создавался в 1929-1940 гг. и до публикации был известен лишь узкому кругу близких автору людей; неразмноженная рук. была чудом сохранена (как бы доказывая справедливость булгаковского: "Рукописи не горят!"), а первая публикация романа и оперативные переводы на мн. языки придали тв-ву Б. "мировой резонанс" (М. Чудакова и религии) — эту открытость, принципиальную "неэлитарность" произв. Б. хорошо подметил и обосновал в своих работах критик А. Зеркалов (см. А. Мирер— вызвали широкий веер интерпретаций (от "иконоорческого" до "христ. -апологетического" и "мистического") и неутихающую по сей день полемику. В романе переплетаются две осн. сюжетные линии: посещение дьяволом со свитой Москвы 1930-х гг. и трагическая, воспринимаемая как автобиогр., история писателя, автора романа об Иисусе Христе; при этом евангельская (точнее, квази-евангельская) линия разработана более тщательно и худож. близка к совершенству, в то время как "моск." страницы иногда грешат фельетонностью (хотя в целом все равно остаются вершиной отечественной сатирической прозы). Роман пронизывает особая авторская концепция гуманизма, Б. размышляет о пределах нравственной стойкости, о вечной загадке любви, о противостоянии художника (в более широком плане — мессии) и об-ва. При всей сложности роман Б. за прошедшие четверть века стал одной из самых поп. и читаемых книг на родине писателя (неоднократные экранизации в ряде стран оказались неудачными).

    Б. также предприняты попытки использования фантаст. тем и сюжетов в драматургии, однако его фантаст. пьесы не увидели свет при жизни. Тревожные мысли о грядущем самоуничтожении человечества в мировой войне составляют фон "Адама и Евы" (рук. 1931; 1971 — Париж; 1987); "пародию на Ж. Верна " (а по сути — на весь "социалистический эксперимент") представляет пьеса "Багровый остров" (рук. 1931; 1971 — Париж; 1987). В двух пьесах Б. — "Блаженство" (рук. 1934; 1966) и "Иван Васильевич" (рук. 1934-1936; 1965) — применен прием путешествий во времени— в прошлое; вторая повесть экранизирована (см. "Иван Васильевич меняет профессию").

    В 1980-е гг. Б. стал одним из самых издаваемых авторов у себя на родине; все его произв. вошли в Собр. соч. в 5 тт. (1989-1990).

    Вл. Г., В. Р.

    Лит.:

    "Творческий путь Михаила Булгакова" (1983).

    М. Чудакова "Жизнеописание Михаила Булгакова" (1988; доп. 1988).

    "Воспоминания о Михаиле Булгакове" (1988).

    А. Зеркалов "Евангелие Михаила Булгакова" (1988 — США).

    "Воспоминания" (1990).

    А. З. Вулис "Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита" (1991).

    "Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита" (1991).

    Л. М. Яновская "Треугольник Воланда" (1992).