• Приглашаем посетить наш сайт
    Есенин (esenin-lit.ru)
  • Вахитова Т. М.: Переписка М. А. Булгакова с А. П. Гдешинским

    ПЕРЕПИСКА М. А. БУЛГАКОВА С А. П. ГДЕШИНСКИМ

    (1923—1940)

    (ПУБЛИКАЦИЯ Т. М. ВАХИТОВОЙ)

    В фонде М. А. Булгакова в Рукописном отделе ИРЛИ (Пушкинский дом) АН СССР хранится переписка писателя с другом его юности А. П. Гдешинским. В гимназические годы Миша Булгаков был близок к семье Гдешинских, дружил с младшими сыновьями Петра Степановича Гдешинского — Платоном и Александром. П. С. Гдешинский был помощником библиотекаря Духовной семинарии, а его сыновья — семинаристами.

    Знакомство писателя с Гдешинскими биографы Булгакова относят к 1905 г. А. С. Бурмистров связывает факт их знакомства с тем, что обе семьи — и Булгаковых, и Гдешинских — жили в одном доме в это время. Он замечает: «В 1905 году Булгаковы жили в академическом доме, у самой Академии (дом 5/10 на углу Ильинской и Волошской улиц). Вероятно, что в этот год и в этом доме произошла встреча Михаила Булгакова с братьями Гдешинскими — Платоном (1892—1920) и Александром (1893—1951), которые жили здесь и с которыми его связывала многолетняя дружба».1

    Несмотря на то что братья были семинаристами, они являлись постоянными участниками музыкальных и театральных вечеров в доме Булгаковых. И, хотя состав домашних артистов нередко обновлялся, Саша Гдешинский всегда был рядом с Мишей Булгаковым. По воспоминаниям Надежды Афанасьевны Земской (сестры писателя), он ходил за ним «тенью»,2 принимая участие не только в спектаклях, но и в серьезных диспутах о смысле жизни, предназначении человека.

    По свидетельству Ларисы Николаевны Ильиной, жены А. П. Гдешинского, братья бросили семинарию, и «по светской дороге они пошли под влиянием Миши — оказали свое воздействие вечера в ,,открытом“ доме Булгаковых с музыкой. Он их ввел, так сказать, в светскую жизнь, заставил полюбить все это. И, по- моему, уговаривал их уйти из семинарии — хотя это было трудно, везде в других заведениях уже надо было платить за обучение».3

    Как утверждает М. Чудакова, «из семинарии братья ушли из четвертого класса — сначала тайком от отца и, кажется, сами зарабатывали на свое обучение».4 Платон Гдешинский ушел в политехникум, а Александр поступил в консерваторию, собираясь стать скрипачом.

    В 1913 г., когда М. Булгаков венчался с Татьяной Лаппой, братья Гдешин- ские были его «поручителями» вместе с Б. Богдановым и К- Булгаковым.5

    Семья Гдешинских была очень музыкальной, глава семьи играл на нескольких музыкальных инструментах и, как отмечает в своих воспоминаниях Н. А. Земская, Петр Степанович учил играть на скрипке и Мишу Булгакова. В доме Гдешинских постоянно звучала музыка, семейный квартет или трио исполняли популярные классические произведения (см. об этом письмо А. П. Гдешинского М. А. Булгакову от 9 декабря 1939 г.). Интересно отметить, что в конце жизни, будучи смертельно больным, Булгаков живо интересуется музыкальной программой домашних концертов в доме Гдешинских, планом их квартиры, программой концертов в саду «Купеческого собрания».

    (Два письма М. А. Булгакова А. П. Гдешинскому с вопросами о музыке хранятся в семейном архиве Е. А. Земской).

    После революции А. П. Гдешинский работал в консерваторий, служил в музыкальной школе. «Служу понемногу в консерватории и в детской музыкальной школе, директором которой состоит моя жена — Лариса Николаевна», — сообщал он М. Булгакову в письме от 9 апреля 1935 г.

    В конце 20-х гг. А. П. Гдешинский выступал в составе струнного квартета при музыкальном обществе им. Леонтовича: 1-я скрипка — М. А. Вольф-Израэль, 2-я скрипка — А. П. Гдешинский, альт — А. М. Грабовский, виолончель — И. Г. Кушаков. Имеются документальные свидетельства о том, что в 1929 г. А. П. Гдешинский входил в состав лектуры в Киевском музыкально-драматическом институте им. Лысенко.6

    На всю жизнь А. П. Гдешинский сохранил к М. А. Булгакову нежное и возвышенное отношение. В свою очередь и Михаил Афанасьевич дорожил этой дружбой, он был до конца искренен и честен с другом юности. Об этом свидетельствуют и содержание их переписки, и бережно сохраненные Булгаковым письма А. П. Гдешинского. Видимо, не будет преувеличением утверждение, что А. П. Гдешинский, как и П. С. Попов, принадлежал к ближайшему окружению писателя. Их связывали прекрасные юношеские воспоминания, неизбывная, романтическая любовь к Киеву, неодолимая страсть к музыке. Не случайно в одном из самых последних своих писем, написанных А. П. Гдешинскому, от 28 декабря 1939 г. М. Булгаков, предчувствуя гибель, желал старинному другу «видеть солнце, слышать море, слушать музыку».

    Письма А. П. Гдешинского интересны прежде всего сведениями о жизни Булгакова, характере его привязанностей, манере поведения. Некоторые из этих фактов, деталей известны булгаковедам, другие еще не введены в широкий научный оборот. Так, представляется весьма любопытной любимая молодым Булгаковым цитата из Саши Черного, приводимая А. П. Гдешинским в письме от 17 октября 1929 г.: «Я в мир, как все, явился голый, /и шел за радостью, как все. ../ кто спеленал мой дух веселый — /Я сам иль ведьма в колесе?». Именно эти строки могли бы послужить эпиграфом ко всему творчеству и жизни писателя.

    В письмах А. Гдешинского содержатся и оценка творчества Булгакова, и размышления о жизни в Киеве в 20—30-е гг. Стоит отметить глубокое замечание

    А. Гдешинского о том, что кроме «„экономического равенства", статистики, политэкономии есть еще и другие законы, скрытые за грубыми жестами истории, как дух творца, скрытый за строками, и вот по этому „чему-то“ плачет все же свободный дух человека, вместить и заковать который не могут никакие ,,измы“» (письмо от б августа 1923 г.). Дополняет это утверждение другое замечание А. Гдешинского из письма от 4 мая 1924 г.: «Если б не было этих глупых и узких людей, которые взяли внешнюю сторону нашей жизни».

    работы над постоянной, киевской, темой его творчества.

    В конце 1938 г. А. Гдешинский заболел острой формой ревматизма и обратился к М. Булгакову с просьбой достать дефицитное по тем временам лекарство. Булгаков мгновенно откликнулся и буквально через несколько дней отослал лекарство в Киев. Этот акт милосердия особым образом характеризует писателя, никогда не забывавшего о профессиональной, врачебной этике и человеческом сострадании.

    Особую научную ценность представляет письмо А. Гдешинского от 9 декабря 1939 г., содержащее ответы на вопросы М. Булгакова о музыке. С профессиональной точностью музыканта (скрипача) А. П. Гдешинский воссоздает атмосферу музыкальной жизни Киева перед революцией, рассказывает о характере музыкальных программ в саду Купеческого собрания, которые так часто в юности посещал Михаил Булгаков. Эти материалы представляют исключительно ценный источник для исследования на тему «Булгаков и музыка».

    являются письмо от 2—6 марта 1935 г., посвященное встрече Булгакова с родными местами в Киеве, и письмо от 28 декабря 1939 г., которое является своеобразным духовным завещанием писателя, прощанием с другом юности и жизнью.

    Образ А. Гдешинского запечатлен и в творчестве Михаила Булгакова. По предположению Л. Яновской, черты характера этого человека просматриваются в образе непутевого, но бесконечно милого и доброго кузена Лариосика из пьесы «Дни Турбиных».

    А. П. Гдешинский умер в 1951 г. Он похоронен в Киеве на Байковом кладбище. В 1987 г. рядом похоронили и его супругу. В ограде находится памятник из черного гранита, на нем надпись:

    «Александр Петрович Гдешинский

    9 X 1893—18 VIII 1951

    29 IV 1895—22 VII 1987

    Отчего так грустны эти жалобы?
    Отчего так бьется эта грудь?
    В этот миг душа желала бы Невозвратное вернуть.
    ».7

    В фонде М. Булгакова (ф. 369) находятся четыре письма писателя и две его телеграммы А. П. Гдешинскому (машинописные копии) (ед. хр. 314) и двадцать одно письмо А. П. Гдешинского М. Булгакову (автографы) (ед. хр. 374).

    Примечания

    Бурмистров Л. С. К биографии М. А. Булгакова (1891 —1916) //Контекст 1978. М., 1978. С. 257.

    2  

    3  Цит. по книге: Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова//М., 1988. С. 38.

    4  Там же.

    5 Бурмистров А. С. К биографии М. А. Булгакова. С. 264—265.

    6 

    7 

    Разделы сайта: